Таня Романова
Деятельность консультативно-методического центра «Сайдыы ыллыгынан»
▼ Скачать + Заказать документы
«Сколько-нибудь успешная воспитательная работа
была бы совершенно немыслима,
если бы не система педагогического просвещения,
повышение педагогической культуры родителей».
Василий Александрович Сухомлинский
Аннотация
Несмотря на наличие в современном мире большого информационного поля, касающегося вопросов развития детей дошкольного возраста, оно не может решить проблемы каждой конкретной семьи, требующей индивидуального подхода. Сложности родителей в развитии детей дошкольного возраста во многом связаны с их недостаточной психолого-педагогической компетентностью в вопросах развития иобразования, охраны и укрепления здоровья детей. Поэтому семьям необходима консультативная помощь специалистов. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации, ориентированы на активное включение семьи впроцесс воспитания и социализации. В соответствии с пунктом 3 ст. 64 Федерального закона №273 «Об образовании» от 29.12.2012 – «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого- педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации».
Публикация «Деятельность консультативно-методического центра „Сайдыы ыллыгынан“» размещена в разделах
Одной из таких форм является организация консультативных пунктов на базе дошкольных образовательных организаций для родителей (законных представителей). В связи с этим, набазе нашего дошкольного образовательного учреждения, создан консультативно-методический центр, который обеспечивает оказание психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи семьям.
Основными особенностями деятельности КМЦ мы считаем :
- Консультативно- методическое сопровождение семьи начинается с периода ожидания ими ребенка;
- Консультативно- методическое сопровождение семьи в период воспитания
ребенка от 0 до 2 лет;
-Консультативно- методическое сопровождение семьи с детьми, в том числе не посещающими ДОО от 2- 7 лет;
Хотим отметить, что большинство участников данного консультативного пункта
являются потенциальными родителями и воспитанниками нашего детского сада. В
соответствии с данным направлением в рамках работы КМЦ предусматривается разработкаи проведение системы мероприятий с родителями через внедрение инновационных,интерактивных форм взаимодействия и индивидуальное сопровождение родителей, созданиеинформационных материалов для сотрудничества с родителями, распространение опыта работы через проведение учебно-обучающих мероприятий и семинаров.
Актуальность проблемы.
Совершенствование системы психолого-педагогической поддержки семей. Оказание методической и психолого- педагогической помощи родителям в овладении современными технологиямивоспитания и развития малышей.
Оказание психологической помощи родителям в преодолении собственных
психологических проблем, связанных с воспитанием ребенка, установление правильных детско-родительских отношений.
Увеличение охвата услугами дошкольного образования детей в возрасте от 2 месяцевдо 3 лет.
Содействие в социализации детей раннего возраста, не посещающихобразовательные учреждения.
Повышение активности и компетенции родителей в вопросах развития и образованиядетей.
Повышение открытости дошкольного образовательного учреждения.
Новизна проекта.
Создание консультативно-методического центра (в рамках взаимодействия с родителями, обеспечивающего психолого-педагогическую поддержку и повышение компетенции родителей ввопросах развития и образования детей позволит:
- сопровождение семьи, ожидающей ребенка;
- значительно сократить социальную изоляцию семей, не посещающих детский сад;
- выявить детей и семей, нуждающихся в ранней помощи, находящихся в «зоне риска»;
-оказывать квалифицированную помощь как родителям, так и детям в возрасте от 2месяцев до 7 лет специалистами дошкольного образовательного учреждения;
Цель проекта: организация консультативно-методического сопровождения семьи, начиная с периода ожидания ими ребенка, обеспечивающее эффективное родительство и раннее развитие ребенка.
Ключевые задачи проекта.
• оказание консультативной помощи Родителям (законным представителям) и повышение их психолого-педагогической компетентности в вопросах развития и образования ребёнка;
• диагностика особенностей развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер детей;
• оказание дошкольникам содействия в социализации;
• обеспечение успешной адаптации детей при поступлении в ДОУ или школу;
• информирование Родителей (законных представителей) об учреждениях системы образования, которые могут оказать квалифицированную
помощь ребёнку в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Основные формы работы консультативно- методического центра
• патронаж на дому детей педагогами ДОУ от 0 до 2 лет.
В процессе регулярных визитов в семью педагогами консультативно- методического центра проводятся специальные занятия с ребенком и обучение, консультирования родителей, фиксирование различных параметры развития ребенка, помощь в создании в условиях семьи благоприятной развивающей среды, корректировке системы семейных взаимоотношений.
• Очные консультации для родителей (законных представителей). Индивидуальные и групповые консультации проводятся по запросу родителей (законных представителей) и направлены на формирование положительных взаимоотношений в семье, выработку единых требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи, просвещение родителей (законных представителей) по предотвращению возникающих семейных проблем, формированию педагогической культуры.
• Предоставление консультаций и методических рекомендаций в форме публичного консультирования по типовым вопросам, поступившим по инициативе родителей (законных представителей) при устном или письменном обращении, осуществляется посредством размещения материалов на Интернет-сайте образовательной организации, в средствах массовой информации;
• Оказание диагностической помощи в выявлении отклонений в развитии детей в консультационном пункте проводится с целью психолого-педагогического изучения ребенка, определения его потенциальных возможностей, выявления причин нарушений в развитии, социальной адаптации и выработки рекомендаций по дальнейшему развитию и воспитанию ребенка;
• Совместные занятия с родителями и их детьми с целью обучения способам взаимодействия с ребёнком. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, нравственной основы патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу и т. д. ;
• Использование специальных методик для женщин в период беременности : аутогенная тренировка; телесно- ориентированная терапия; арттерапия (рисование, игра на музыкальных инструментах, пение, танец, метод «Сонатал».
• Мастер – классы, тренинги, практические семинары для родителей (законных представителей) с привлечением специалистов: медицинские, психолого- педагогические, нормативно- правовые, и. т. д. организация мастер-классов, теоретических и практических семинаров для родителей проводится с целью консультирования (психологического, социального, педагогического) родителей (законных представителей) о физиологических и психологических особенностях развития ребенка, основных направлениях воспитательных воздействий, преодолении кризисных ситуаций.
• Взаимодействие и поддержка родителей через использование информационно- коммуникационных технологий, сети интернет. Информирование и консультирование родителей через сайт ДОО, рекомендации родителям материалов расположенных на сети интернет.
Ожидаемые результаты проекта.
- Интеграция деятельности всех субъектов образовательного пространства и различных социальных и образовательных институтов в социуме;
- Повышение компетентности педагогов и родителей;
- Обеспечение равных стартовых возможностей детей, не посещающих ДОО при поступлении в школу;
- Повышение рейтинга ДОУ;
- Разработка программы психолого-педагогического сопровождения семьи, начиная с периода ожидания.
Этапы развития консультативного пункта.
Процесс создания и функционирования консультативно-методического центра «Сайдыы ыллыгынан» состоял из нескольких этапов.
1. Организационно - методический этап включал в себя предшествующие мероприятия:
первичная апробация инновационных форм взаимодействия с родителями, сбор и систематизация теоретического материала по теме проекта, создание картотеки практических пособий и методических материалов в электронном виде. Были проведены групповые и ииндивидуальные консультации для педагогов. Организовано оповещение родительской общественности в социальных сетях и официальном сайте учреждения о работе консультативно-методического центра. Родителям было предложено выбрать формы сотрудничества и общения с дошкольным образовательным учреждением. Составлены перспективные планы.
Проектно-преобразующий этап. Консультативный центр включает в себя несколько блоков:
1 блок. «Воспитание до рождения»сопровождение семьи в периодожидания ими ребенка.
2 блок. Сопровождение семьи в период воспитания ребенка от 0 до 3 лет
3 блок. Сопровождение семьи с детьми не посещающими ДОУ от 3-7 лет
Подготовка к работе 1 блока «Воспитание до рождения»- заключили договор о сотрудничестве с кабинетом планирования семьи районной поликлиники. Задача данного блока заключается в повышении компетентности будущих родителей в вопросах развития детей во внутриутробном периоде и младенческом возрасте. Хочется подчеркнуть, что этот блок пользовался успехом у будущих мам, так как на каждой встрече педагоги готовили интересные занятия, мастер-классы, развивающие игры: например мамочек учили различным развивающим дидактическим играм, читали детскую художественную литературу, слушали классическую музыку, занимались рисованием.
2 блок - «Сопровождение семьи в период воспитания ребенка от 0 до 2 лет» предлагает цикл совместных занятий педагогов, малышей и родителей по вопросам познавательного развития детей раннего возраста.
Цель: развивать мелкую моторику рук и сенсорные навыки, учить детей использовать полученные умения в практической деятельности; создать благоприятные условия для благополучной адаптации малышей к условиям детского сада; повысить компетентность родителей в вопросах развития и образования детей раннего возраста; создать доверительные и открытые отношения родителей с педагогами и специалистами ДОО.
Система занятий построена в соответствии с учебно-методическим пособием для реализации образовательной программы «От рождения до школы» и региональной программы «Тосхол».
С 2019 года мы сотрудничаем с частным детским садом «К нчээн». Данное учреждение посещают дети от 1.5 до 3 лет, то есть осуществляется уход и присмотр. Наша миссия заключается в организации образовательной деятельности для детей. Нами был составлен перспективный план работы по образовательным областям. Еженедельно воспитатели и специалисты детского сада проводят по 2-3 занятия. Психолог организует педагогическое наблюдение, логопед проводит обследование речи детей, составляет речевую карту, по окончании данных мероприятий проводят индивидуальное консультирование родителей. Для малышат проводим развлечения и утренники.
Деятельность 3 блока «Сопровождение семьи с детьми не посещающими ДОУ от 3-7 лет» включает в себя широкий спектр деятельности :
• Индивидуальные и групповые консультации для родителей (законных представителей);
• Онлайн - консультации для родителей (законных представителей);
• Индивидуальные и групповые занятия с детьми, в присутствии родителей.
В рамках КМЦ были обсуждены такие актуальные вопросы как: «Кризисные периоды развития детей по возрастам», «Гаджеты: плюсы и минусы», «Проблемы расставания мамы и ребёнка», «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста», «Я боюсь! Всё о страхах», «Здоровый ребёнок - счастливая семья», «Речевое развитие детей», «Движение -жизнь!».
Для функционирования КМЦ было приобретено игровое оборудование для детей младенческого и раннего возраста, закуплены современные методические пособия для оказания психолого-педагогической ииндивидуальной поддержки семей, обращающихся в консультативный центр. Осуществлялось повышение квалификации педагогических работников по вопросам развития и обучения детей раннего возраста.
Встречи по блокам проводились 2 раза в месяц.
Мы считаем что, создание консультативно-методического центра «Сайдыы ыллыгынан» (в рамках взаимодействия с родителями, обеспечивающего психолого-педагогическую поддержку и повышение компетенции родителей в вопросах развития и образования детей позволяет значительно сократить социальную изоляцию семей, не посещающих детский сад; выявить детей и семьи, нуждающиеся в ранней помощи; оказывать квалифицированную помощь как родителям, так и детям в возрасте от 2 месяцев до 3 лет
специалистами дошкольного образовательного учреждения; удовлетворять потребности и
выявлять сильные стороны каждой семьи, опираясь на них в ходе решения возникших
вопросов.
Таким образом, мы в своей практической деятельности :
- Провели занятия для будущих мам, всего – 17 занятий;
Психолого-педагогическая поддержка по вопросам развития и воспитания детей
младенческого и раннего возраста оказана 32 семьям, обратившимся в консультативный пункт
Привлекли к участию в образовательной деятельности 12 семей, имеющие детей в
возрасте от 1г. 6 мес. до 3 лет, не посещающие ДОО
Сформированы предпосылки благополучной адаптации детей к условиям детского
сада
Выявили детей и оказали педагогическую поддержку семьям, нуждающимся в
«ранней помощи»
Совершенствовалась методическая деятельность и профессиональный уровень педагогического коллектива
Повысилась активность педагогов в режиме инновационной деятельности
В рамках празднования Дня Защиты Детей в с. Майя организовали и провели открытые занятия для всех желающих детей и их родителей (4 года подряд);
С целью сотрудничества защитили социальный проект «Сайдыы ыллыгынан» на Общественном Совете с. Майя, где проект был одобрен.
Использованная литература:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273– ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ч. З, ст. 64).
2. Методические рекомендации по созданию и функционированию деятельности консультационно – методических центров на базе дошкольных образовательных организаций АОУ PC (Я) ДПО «ИРОиПК имени С. Н. Донского-П». 2017 г.