Виктория Васильевна Кононенко
Дефицит родительской любви
▼ Скачать + Заказать документы
Дефицит родительской любви – как оценить есть он или нет? Когда у ребенка мало игрушек – все понятно. Это видно, игрушки можно пощупать, потрогать, прикинуть их стоимость и количество. Родительская любовь, как и чувства в целом – нематериальна, и лишь проявляется в форме каких-то поступков, слов, принимая разные формы.
Публикация «Дефицит родительской любви» размещена в разделах
Родитель и его поддержка очень важны для ребенка в каждом возрасте. Нехватка в совсем маленьком возрасте формирует у ребенка ощущение недоверия к миру в целом. Еще чуть старше, нехватка родительской любви и поддержки оборачивается зависимостью, несамостоятельностью, инфантильностью. Еще чуть старше - оборачивается неверием в свои силы и возможности, виноватостью за все и вся. В младшем школьном возрасте чревато комплексом неполноценности и апатией к учебе и труду. В подростковом возрасте нехватка адекватной родительской любви и поддержки создает сложности с самоопределением, пониманием себя. В конце концов, в целом общая изолированность ребенка, внутренняя одинокость также имеет корни в нехватке родительской любви.
Нет сомнений в том, что каждый родитель любит своего ребенка. Но именно форма, в которой он эту любовь выражает, может быть неподходящей на том или ином этапе или не соответствовать той или иной ситуации. И тогда у ребенка не появляется возможность эту любовь получить и «впитать». К примеру, любовь в форме пристыжения ради воспитания достойной личности или в форме гиперопеки в больших количествах — очень плохо усваивается детьми и, скорее, создает дефицит, чем наполняет.
Для того чтобы восполнить эмоциональный голод и «сбросить нервозность», дети находят какие-то объекты (или родители их предлагают, как «заменители» родительской любви. Компьютерные игры, социальные сети, переедание, уход в фантазии и прочее. Это формирует зависимое поведение. Когда вместо живого, теплого, но недоступного родителя (по каким-то причинам) ребенок выбирает неодушевленный, но вполне доступный объект.
Из того, как родители любят ребенка, формируется его собственное отношение к себе. Мальчик или девочка учится относиться к себе — любить или недолюбливать, чаще ругать себя, чувствовать себя виноватым, вообще не обращать внимания на свои желания и потребности и т. д.
Ребенок, лишенный любви, то есть не тот, которого «строят» или опекают, а тот, который вообще потерял надежду на тепло от родителей, учится «зависимости наоборот». Т. е. ему настолько одиноко и больно, что он к себе вообще не подпускает, чтобы не быть «брошенным» снова. В нем много недоверия и опасливости и, в то же время, внутреннего желания быть любимым, что во взрослом возрасте такие дети могут быть мало разборчивы в связях.
«Оставляемый», не получающий любовь в нужной форме ребенок может злиться, протестовать в самых разных (зачастую непонятных родителю) формах, может чувствовать сильную, хроническую депрессию, которая растягивается в некоторых случаях на несколько лет.