Рая Ильясова
«Дактильная форма речи»
Дактильная форма речи
Особое место в системе обучения неслышащих детей занимает дактильная, а точнее, устно - дактильная речь, поскольку учитель, обращаясь к учащимся, одновременно дактилирует и проговаривает слова. Дактилология и ранее использовалась, как некоторое вспомогательное средство. Профессор И. А Соколянский указывал на ее исключительную роль в использовании словесной речью при общении с неслышащими, преимущества в четкости и безошибочности восприятия слова, удобства пользования ею в учебном процессе.
Публикация «„Дактильная форма речи“» размещена в разделах
С. А. Зыков выдвинул дактильную форму в качестве исходной формы словесной речи при обучении неслышащих школьников языку. При этом он указывал на роль речевых кинестезий, на роль двигательного компонента в речевом развитии неслышащего ребенка.
На основании этого множества было предполагать, что в овладении языком играет существенную роль не только артикуляция, но и ручная (пальцевая) азбука, или дактилология.
Вопрос о дактилологии был поднят еще на совещании 1938г. ; дактилология была введена в школьные программы в послевоенное время и занимала второстепенное место, играла вспомогательную роль. В это же время под руководством С. А. Зыкова и А. Ф. Понгильской велась экспериментальная работа в базовых и прикрепленных школах для неслышащих.
Важную роль в формировании устной речи играет дактилология, в основе которой лежит та же звуко-буквенная система, что и в алфавите. Использование дактильной речи совместно с устной позволяет неслышащим учащимся быстрее овладеть звуко-буквенным составом слов и, кроме того, служит важным средством для обогащения словаря, усвоения структурных элементов грамматического строя языка и в целом для организации первоначального общения. В этой связи является важным определением того, когда, на каком этапе и в каком качестве следует использовать, дактильную речь.
Прежде всего дактильная речь всегда должна рассматриваться в соотношении с устной речью, по отношению к которой она является вспомога-
вспомогательным средством, призванным ускорить и облегчить формирование усной речи. Дактильную форму речи используют в качестг вспомогательного средства на первоночальном этапе обучения неслышащих
тельным средством, призванным ускорить и облегчить формирование устной речи. Дактильную форму речи используют в качестве вспомогательного средства на первоначальном этапе обучения неслышащих детей словесной речи. Дети гораздо легче овладевают дактилированием, чем произношением и письмом. По имеющимся данным, у детей 2-х лет этот процесс иногда занимает 5-6 месяцев (Н. А. Морева, 1964); глухие дошкольники 3-х лет овладевают умением дактилировать в период от двух недель до двух месяцев (Б. Д. Корсунская, 1969).
Некоторые сурдопедагоги (П. Д. Енько. 1907, И. А. Соколянский. 1940) считали, что даже при высокоразвитой технике дактилирования оно не может достигнуть темпа устной речи. Другие же авторы (Ф. И. Флери,1835, А В. Ярмоленко,1961) полагали, что при длительной практике скорость дактилирования может равняться быстроте устной речи.
Были проведены специальные научные исследования (М-Ф. Титовой, посвященные усвоению неслышащими школьниками произношения слова при использовании дактильной формы речи. Результат исследований показал, что, наряду с множеством положительных сторон дактильной речи, эта речь оказывает и известное отрицательное влияние на устную речь. Прежде всего это происходит потому, что слово, воспроизведенное в дактильной форме, несколько отличается от артикуляционного слова (ритмический рисунок слова). "Дактильное воспроизведение слова соответствует его буквенному выражению Дактилирование не передает вариантивности фонетики проявляющейся в детском слове” (М. Ф. Титова. 1963). Поэтому, несмотря на все достоинства дактильной формы речи, следует все таки не злоупотреблять ею в процессе обучения произношению, особенно при работе с детьми среднего и старшего школьного возраста.
Ha. ранних этапах обучения (подготовительный класс) методически наиболее целесообразным является использование учителем устно- дактильной формы речи с применением письменной речи (отдельных слов написанных на плакатиках). Учащиеся воспринимают речь учителя зрительно: чтение дактилем с руки, чтение с губ, глобальное чтение написанных слов,овладение путем подражания дактильными знаками усвоения произносительной стороны устной речи происходит в процессе одновременного дактилирования и проговаривания всего словесного материала, который функционирует в речи учителя и в ответах учащихся.
При этом в полной мере на первых порах используется в устной речи учащихся сокращенная система фонем, т. е. временное приближенное произношение отдельных звуков (Ф. Ф. Рау, Н. Ф. Слезина). Использование глобального, а затем расчлененного, основанного на овладении навыками чтения, восприятия написанных образцов способствует четкости и устойчивости в усвоении воспринимаемого речевого материала.
По мере развития слухового восприятия и совершенствования навыков чтения с губ учитель обращается к учащимся устно, используя только при затруднениях в общении дактильную форму речи.
На этом этапе (1-2-е классы) сами учащиеся при ответе учителю, при обращении друг к другу пользуются устно-дактильной формой речи, которая позволяет им добиваться максимальной эффективности в общении окружающими. По мере овладения произносительной стороной речи и увеличения возможностей в ее правильном восприятии учащиеся переходят на основную форму общения с учителем и друг с другом - с помошью устной речи. Дактилирование подключается учащимися лишь для уточнения тех или иных высказываний или в случаях, когда нарушается по тем или иным причинам контакт с помощью устной речи. При этом формы сопряженной речи, обеспечивающие репродукцию всего словесного материала урока (речь учителя и отвечающих учеников, всегда опережают формы самостоятельного продуцирования речи. Вначале это сопряженная речь учащихся в устно-дактильной (подготовительный - 1-й класс, затем в устной (2-й класс) форме. С 3-4-го класса учитель постепенно осуществляет перевод внешней сопряженной речи в устной форме во внутреннюю речевую активность, проверяемую с помощью контрольных вопросов и поручений, просьбы повторить ответ товарища или кратко пересказать содержание его высказывания.
Время перехода от устно-дактильной формы речи к устной (в сопряженной и самостоятельной речи) во многом зависит у каждого учащегося от его успехов в развитии слухового восприятия и сформированности произносительных навыков. Естественно, слухо - зрительное восприятие учащимися устной речи учителя достигается значительно раньше и легче, чем восприятие устной речи своих товарищей Это обстоятельство позволяет учителю использовать устно- дадактильную форму общения только в подготовительном и частично в 1-м классе, а затем постепенно переходить на устную речь с подключением дактилологии при затруднениях в восприятии нового речевого материала. Использование отвечающими учениками устно-дактильной или устной речи во многом зависит от внятности и разборчивости их устной речи от возможности ее правильного восприятия и воспроизведения остальными учащимися класса.
Устная речь неслышащих формируется медленно, и дети далеко не сразу смогут свободно вести устные беседы. Вот тут то и должна прийти на помощь дактильная речь. Так утверждали Б. Д. Корсунская создатель системы формирования речи у дошкольников, и С А,Зыков, разработавший теоретические основы коммуникационной системы обучения языку неслышащих учащихся.
В системе Б. Д. Корсунской (1969) предусматривалось раннее использование дактильной речи. Дактильная речь, по мнению Б. Д. Корсунской, - единственное средство, обеспечивающее именно на ранних этапах формирование у неслышащего малыша словесной речи не только на специальных занятиях, но и - впервую очередь — в общении. Применение дактильной речи, как более лёгкого (по сравнению с устной) для неслышащих детей вида словесной речи, позволяет им за сравнительно короткий срок накопить значительный объём слов и фраз овладеть звукобуквенным составом слова и, следовательно, аналитическим чтением.
Действующая в нашей стране система обучения неслышащих детей получила название коммуникационной: её реализация предполагает такую к: организацию педагогического процесса, при которой дети овладевают языком непосредственно в процессе общения.
С. А. Зыков, разработавший теоретические основы коммуникационной системы, выдвигая дактильную речь, как исходную в процессе обучения языку, таким образом аргументирует свой подход:
1. Дактильная речь легко воспринимается, ребёнок видит каждый элемент слова
2. Она полностью контролируется самим говоряищм. Неслышаший может проверить себя, сопоставляя свою речь со словом, данным учителем.
3. При дактилировании формируются пальцевые кинестезии (мышечное чувство руки, благодаря которым структура слова запоминается быстрее и прочнее.
4. Между пальцевыми кинестезиями и кинестезиями артикуляционного аппарата устанавливаются прочные нейродинамические связи, благодаря которым дактильная речь становится опорой для устной речи.
5. Дактильная речь помогает овладеть членораздельной речью, её грамматическим строем, словарным составом.
6. Эта форма речи обеспечивает неслышащему ребёнку на ранних этапах словесное общение, вытесняя жестовую речь.
Основные идеи С. А. Зыкова, а также результаты исследований его преемников нашли отражение в содержании и методах обучения, в принятых в наши дни программах специальных общеобразовательных школ для неслышащих детей.
Исходная форма речи - дактильная, как наиболее отвечающая задаче начального этапа обучения. На этом этапе учитель обращается к детям подготовительного класса устно-дактильно; используются также плакатики с написанными словами, т. е. письменная речь. Дети воспринимают весь материал слухо-зрительно, их собственная речь в это время - устно- дактильное проговаривание. Обучение устной и дактильной реформам речи осуществляется параллельно. Постепенно дети учатся понимать устную речь учителя без его дактилирования : новый материал сообщается устно- дактильно, затем же высказывания произносятся только устно
Отсюда вытекают выводы:
1 .Оценка роли дактильной и жестовой речи в педагогическом процессе обуславливается прежде всего взглядами представителей тех или иных педагогических систем на цели и задачи обучения, а также пониманием особенностей функционирования и структуры дактильной и жестовой речи.
1. В современной зарубежной сурдопедагогике развиваются различные подходы: от полного отказа использовать дактильную и жестовую речь («оральное» направление) до признания жестовой речи равноправным («тотальная коммуникация») и даже исходным («билингвистический подход») средством обучения. Однако, пока отсутствуют строгие доказательства, на основании которых можно было бы судить о существенных преимуществах одной педагогической системы перед другой, требуется дальнейшее изучение всех аспектов этой сложной проблемы.
2. Дактильная и жестовая речь рассматриваются как вспомогательные средства, используемые наряду с основными, - устной и письменной речью.
3. Многие вопросы, связанные с использованием дактильной речи и практически все вопросы применения жестовой речи в школах -интернатах изучены пока недостаточно.
1.
Список литературы
1. Зайцева Г. Л. Дактилология. Жестовая речь. Москва”Просвещение”,1991.
2. Зыков С. А. Методика обучения глухих детей языку. -М. ,1977.
3. Корсунская Б. Д. Методика обучения глухих детей речи.
М. ,”Просвещение”,1969.
4. Зыкова М. А. О речевом общении глухих младших школьников.
Дефектология №3.2001.