Василиса Макарова
Валеоминутка как форма работы по формированию представлений о ЗОЖ
▼ Скачать + Заказать документы
Основной задачей дошкольного образовательного учреждения является охрана и укрепление здоровья ребенка.
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого счастья, одной из неотъемлемых прав человеческой личности. Здоровье человека – главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка.
По мнению академика Ю. П. Лисицына, «здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно – состояние, которое позволяет человеку вести нестесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, т. е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие».
Публикация «Валеоминутка как форма работы по формированию представлений о ЗОЖ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
К факторам, непосредственно влияющим на здоровье, относятся:
-экология (влияние внешней среды) – 20%;
- наследственность – 20%;
- здравоохранение – 10%;
Образ жизни формирует здоровье – 50%.
И так, формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.
Наш поселок, где мы живем, становится территорией опережающего социально – экономического развития. Поселок газифицирован, проложена железная дорога, построятся различные заводы. Наряду с такими развитиями ухудшается наша экология.
На фоне экологической и социальной напряженности, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Кроме того, нужно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного. Не следует также забывать, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Наш детский сад «Лена» на протяжении 7 лет ведет работу по оздоровлению детей. В моей старше - подготовительной группе 26 детей, группа - разновозрастная. По результатам наблюдений и мониторинга уровень заболевания была высока. Поэтому у нас возникла проблема, как выйти из этого положения.
Опыт оздоровительной работы показал, что кроме создания благоприятных условий для развития здорового ребенка, необходимо сформировать у детей новый «пласт» знаний по валеологии. Перед нами встала проблема: как научить детей быть здоровыми? Пришли к выводу, что эффективность всей работы необходимо теорию сочетать с практикой. И этот «пласт» знаний мы назвали «валеоминуткой».
В начале учебного года выявили уровень формирования начальных представлений о ЗОЖ. Диагностику проводили по программе, по которой работает наш детский сад «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. (Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под ред Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Волгоград: Учитель, 2012.)
По результатам диагностики в начале учебного года выявлены следующие результаты:
Таблица 1
высокий средний низкий
Старшая группа
Подготовительная группа
Составила перспективный план работы по валеологии по месяцам.
Работа проводится в форме игр, ситуативных разговоров, проблемной ситуации, бесед, рассказов, чтение художественной литературы, очень эффективна интегративная и проектная деятельность, экспериментирование. Также проводим тематические досуги и развлечения. Приобщение детей к здоровому образу жизни проводится во взаимодействии с семьей, с привлечением родителей к закреплению навыков здорового образа жизни, участием родителей в совместных праздниках и Днях здоровья, Днях открытых дверей, Круглых столах.
«Валеоминутка» проводится после дневного сна. Проснувшись с постели, дети подтягиваются, делают дыхательные упражнения, затем становятся босиком в круг и делают гимнастику для тела и души. Тематика гимнастики различная «Профессия» (Что делает доктор, дирижер, повар, спортсмен, танцор и т. д., «Звери», «Я - шофер», «Алаас хамсаныыта». Дети заправляют постель, умываются прохладной водой руки по локоть, лицо, шею, ходьба по «Дорожке здоровья», одевание. Затем проводится «Валеоминутка». «Валеоминутки» - это занятия, где ребенок получает знания о строении человека, формирует знания о ЗОЖ, полезные и вредные привычки. Продолжительность этих занятий 15-20 минут. Проводится ежедневно. Структура валеоминуток состоит из 3 частей : вводная, основная, заключительная.
Во вводной части организовываются игры, упражнения, отгадывание загадок, показ картин или слайдов для эмоционального настроя на занятие.
В основной части проводится работа по перспективному плану.
В заключительной части проводятся игры, рефлексия.
Чтобы заинтересовать детей к занятиям, использую слайды, иллюстрации, разнообразные картины, проделываем опыты, организуем экскурсии. Дети очень любят эти занятия, так как речь идет о них самих. Узнают, как они устроены, видят со стороны, сравнивают себя с другими детьми. Дети сами проводят опыты, делают анализы и выводы, делятся между собой рассказами из личного опыта, тем самым развивается мышление, речь, любознательность. Возникают вопросы за вопросами, к которым стараются ответить сами и находить различные решения. Организация плановой, системной, доступной по возрасту ребенка работы направлена на то, чтобы дети овладели глубокими знаниями, умениями и привычками, сохранили и укрепили здоровье. Проводимые мероприятия в ДОУ дают хорошие результаты, и значит, являются обоснованными. Они позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, привить культурно – гигиенические навыки. Дети физически развиты и очень подвижны, несмотря на отсутствие спортивного зала, сократились случаи ОРВИ, повысился индекс здоровья. Они имеют элементарное представление об анатомии и физиологии человека, гигиене питания, сна. Малыши знают, как не навредить своему здоровью, и как действовать в различных ситуациях. Таким образом, видно, что валеологическая работа не проходит бесследно, имеет огромный учебно-воспитательный потенциал. Это очень важно в воспитании здорового ребенка.
Планирование на год:
месяцы Виды и формы работы
«Я - человек»
сентябрь • Беседа «Из чего же сделан Я?»; Рисование «Я человек»;
• Рассказывание сказки «здоровье в моих руках» :
• Дидактическая игра «Умею – не умею», «Могу – не могу»;
• Дидактическая игра «Собираю здорового человека»; (пазл)
• Подвижная игра «Что я умею?»;
• «Веселая эстафета»;
• Участие в наслежном забеге «Кросс наций»;
• Беседа на тему «Мои возможности»;
• Проектная работа на тему «Мое хобби»;
• Рисование по картине.
«Чистота и здоровье»
октябрь • Художественное чтение К. Чуковского «Мойдодыр»;
• «Девочка чумазая» А. Барто.
• Рисование по сказкам.
• Опыт - игра «Что внутри?».
• Дидактическая игра «Угадай кто я?», Дидактическая игра «Чудесный мешочек»;
• Хозяйственно – бытовой труд в группе.
• «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое» беседа;
• Проектная работа «Мое хобби»;
• «Беда грязных ногтей» ситуативная беседа.
• Работа по картинкам.
«Мой моторчик – с кулачок»
ноябрь • «Состав крови»
• Рисование «Мое сердце»
• Художественное чтение «Снежная королева» Г. Х. Андерсен
• Сюжетно – ролевая игра «Больница», «Лаборатория», Дидактическая игра «Полезно - вредно»;
• Музыкатерапия;
• Релаксация.
• Экскурсия в лабораторию.
«Конструктор, который меня держит и двигает»
декабрь • Беседа «Скелет и мышцы»
• Художественное чтение «Цветик - семицветик»;
• Лепка «Кости, которые держат осанку».
• Подвижная игра «Карлики, великаны»; Дидактическая игра «Чудесный мешочек»;
• Хозяйственно – бытовой труд в групповой.
• «Долой микробам» беседа;
• Проектная работа на тему «Мое хобби».
• Работа по картинкам.
«Путешествие воздушных шариков»
январь • «Знакомство с органами дыхания»;
• Рисование «За свежий воздух»;
• Беседа «5 машин в моем носу»;
• Опыт - игра «Чистый – грязный воздух»;
• Беседа «Вред курения»
• Дидактическая игра «Полезно - вредно»;
• Дыхательные упражнения;
• Подвижная игра «Давай поиграем мой шарик шальной»
• Беседа на прогулке «Зимний воздух».
«Путешествие пирожка»
февраль • «Как питаться, чтобы не заболел животик?» занятие;
• Развлечение «Витамины на кустах – витамины в грядке»;
• «Рассказ зубной щетки» инсценировка сказки.
• Чтение сказки «Витиминоед»
• Сюжетно – ролевая игра «В гостях у Насти»
• Экскурсия в магазин, кафе.
• Дидактическая игра «Полезный - вредный», «Фрукты и овощи», «Съедобный - несъедобный»;
• Работа по картинкам.
«Самая умная машина»
март • «Мой мозг - компьютер» занятие;
• Улуусное мероприятие «День здоровья».
• «Мое здоровье - в моих руках» выставка рисунков;
• Проект «Самый умный дошкольник»;
• Проект «Окно в науку»
• Беседа «Волшебные сны»; «Беда зеленого змея» ;
• Работа по схемам.
• Логические задачи;
• Экскурсия в компьютерный класс.
• Дидактические игры на развитие мышления, шашки, шахматы, танграмм;
• Подвижные игры с правилами.
«В мире прекрасном»
апрель • Развлечение «Все на лыжню!»
• НОД (музыка) «Я слышу шепот Матушки -Природы»;
• НОД (рисование) «Прекрасные узоры»;
• НОД (лепка) «Веселые зверята»; Дидактические игры
• «Что звучит?», «Угадай, кто я?», «Волшебный мешочек», «Угадай, что это?», «Какого цвета нет?», «Из каких цветов?», «Телефон», «Веселая радуга»;
• Подвижная игра «Краски»;
• Беседа «Волшебные звуки хомуса»;
• Знакомство с народным творчеством.
• Инсценировка сказки – оперы «Матушка - ладошка»;
• Работа по картине.
«Поделись улыбкою своей» (эмоция)
май • «Выявление состояние ребенка по рисункам»;
• Рисование «Мечта»;
• «Ысыах»- якутский национальный праздник;
• Беседа «Кем я стану?», «Если был бы я волшебником», «Кто такой здоровый человек?»;
• Знакомство с народным творчеством.
• Знакомство с национальной одеждой, блюдами.
• Экскурсия в весенний лес.
• Работа по картине.