Белова Марина
Программа по дополнительному образованию «Цветик-трёхцветик»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа
дополнительного образования детей
«Светик - трехцветик»
Возраст детей: с 3 до 4 лет
Срок реализации программы : 1 год
Разработчик: Белова М. В
г. Нижний Новгород
2020 – 2021 уч. г.
Пояснительная записка.
Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах города, что К сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров – детей, которых уже за дверью собственной квартиры подстерегают серьёзные трудности и опасности.
Публикация «Программа по дополнительному образованию „Цветик-трёхцветик“» размещена в разделах
Сегодня практически около каждого здания паркуется не только легковой, но и грузовой транспорт. Поэтому дети встречаются с машинами повсюду: во дворе дома, по дороге в детский сад, даже на его территории. Им приходится следить за движением автомобиля не только на большой дороге, где есть вся атрибутика дорожной азбуки (светофор, знаки и так далее, но и на маленьких дорогах. Здания, деревья и кустарники могут помешать своевременно увидеть приближающийся транспорт.
Основные причины несчастных случаев и аварий с детьми: переход улицы в неположенном месте; езда на велосипедах, роликовых коньках, самокатных средствах по проезжей части дороги; игра на улицах; несоблюдение сигналов светофоров и требований дорожных знаков; хождение по проезжей части дороги при наличии тротуара или обочины.
Предоставленные около дома самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями. Дети дошкольного возраста ещё не вполне осознают, что такое вообще опасность. Объясняется это тем, что они не умеют правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, у них ещё не выработалась способность предвидеть опасность. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу, играя в мяч, или выезжают навстречу автомобилю на детском велосипеде.
Следовательно, дошкольников необходимо целенаправленно, на основе психолого-педагогического подхода воспитывать и обучать правилам безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Чтобы обучение было успешным и непрерывным, составлена программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма под названием «Светик - трехцветик» .В программе учитывается системный подход к решению вопроса профилактики дорожно-транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса.
Организация кружковой работы предполагает достичь следующих результатов: обучить детей безопасному поведению, привить психологическую устойчивость к опасным ситуациям, дисциплинированность, осторожность, наблюдательность – личностные качества, которые помогут им адаптироваться к дорожной среде.
Задачи
1. Учить детей правилам поведения на улице.
2. Обучать элементарной дорожной грамотности.
3. Расширять знания о правилах поведения на дороге.
4. Учить применять правила в различных жизненных ситуациях.
5. Формировать культуру поведения в общественном транспорте.
6. Знакомить с основными дорожными знаками.
7. Воспитывать чувство ответственности, самостоятельности.
8. Учить отличать друг от друга различные виды транспорта
9. Учить понимать и употреблять в речи новые понятия.
10. Развивать речь детей.
Используемая литература.
1. Волков С. Ю. Про правила дорожного движения. - М., 2006.
2. Картушина М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3 – 4 лет. - М., 2005.
3. Майорова Ф. С. Изучаем дорожную азбуку. - М., 2005.
4. Маркин Н. И. Денисов М. Н. Безопасность на дорогах. Учеб. метод. Комплект. - М., 2006.
5. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. /Под ред. Е. Л. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М., 2005.
6. Светличная Л. В. Праздники без проблем: сценарии для детского сада. -М., 2006.
7. Три сигнала светофора: дидактические игры, сценарии вечеров досуга / Сост. Т. Ф. Саулина. - М., 1989.
8. Чего на свете не бывает. / Под ред. О. М. Дьяченко. - М., 1991.
9. Артёмова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М. : Просвещение, 1992.
10. Васильева И. Учим правила безопасности. – М. : Дошкольное воспитание, №2, 1980.
11. Миронова С. О. О профилактике дорожно-транспортного травматизма. - М. : Дошкольное воспитание, №2, 1983.
12. Плешаков А. А. Мир вокруг нас. – М. : Просвещение, 1995.
13. Фролова Г. А. Физминутки. – М. : Карапуз, 2003.
14. Белая К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М. : Просвещение, 2001.
15. Медведева А. Ф., Полякова Л. Б. Правила дорожных движений для дошкольника. – М. : Творческий центр, 2006.
16. Правила дорожного движения: система обучения дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2010.
17. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. – Волгоград: Корифей, 2006.
Перспективный план кружка «Светик- трехцветик» по ПДД и безопасному поведению на дороге с включением здоровье сберегающих технологий
Тема занятий Количество часов
«Машины»
«Грузовая машина»
«Какой бывает транспорт»
«Наблюдение за легковым грузовым транспортом»
«Познакомьтесь, автобус»
«Автобус с рожками»
«Автобус и троллейбус перевозят пассажиров»
«Сравнение грузовой и легковой машины, троллейбуса и автобуса»
«Знакомство с улицей»
«Узкая и широкая дорога»
«Наблюдение за транспортом»
«Светофор»
«Зеленый сигнал светофора»
«Красный сигнал светофора»
«Желтый сигнал светофора»
«Пароход»
«Самолет»
«Отправляемся в путешествие»
«Я по улице иду»
«Правила поведения пешехода на дороге»
«Что такое пешеходный переход?»
«Как правильно переходить улицу»
«Знакомство с дорожными знаками»
«Если ты потерялся на улице»
«Где можно и нельзя играть»
«Специальные машины»
«Развлечение совместно с родителями» 1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
2
1
Октябрь
1. Тема: «Машина»
2. Тема: «Грузовая машина»
3. Тема: «Какой бывает транспорт»
4. Тема: «Наблюдение за легковым и грузовым транспортом»
Учить называть составные части машины: руль, колёса; развивать восприятие цвета.
Учить отличать грузовые машины от других; дать понятие, что у грузовой машины есть кузов, в котором можно перевозить песок, игрушки.
Формировать у детей понятие о различных видах транспорта, о правилах поведения в транспорте.
Продолжать формировать у детей понятие о различных видах транспорта; развивать внимание, наблюдательность.
Игровое моделирование на напольном макете «Машины на дороге»
Д/игра «Цветные автомобили».
Беседа «Грузовая машина».
П/игра «Машины».
Беседа, рассматривание. иллюстраций «Виды транспорта».
Игра “Шофер”.
Кручу – лечу во весь опор. (Дети крутят руками, как за рулем шофер.)
Я сам – мотор,
Я сам – шофер!
Я нажимаю на педаль,
И машина мчится вдаль! (Бегут по кругу, произнося: ж-ж-ж)
Наблюдение за транспортом.
Чтение стихотворения Я. Пишумова «Машины».
Зрительная гимнастика «Машины»
Ноябрь
1. Тема: «Познакомьтесь, автобус!»
2. Тема: «Автобус с рожками»
3. Тема: Автобус и троллейбус перевозят пассажиров»
4. Тема: «Сравнение грузовой, легковой машины, троллейбуса и автобуса». Познакомить детей с основными частями автобуса (салон, сиденья, дверь, окна, кабина, колеса, руль); закрепить понятия «салон» (место, где едут пассажиры); «сиденье» (место где сидят пассажиры); уточнять знания о работе водителя (он управляет автобусом, перевозит людей); закреплять представление, полученное на целевой прогулке : автобус едет по дороге. Автобус перевозит людей.
Дать сведения, о том, что люди ездят в троллейбусе, его отличительные особенности; что троллейбус соединяется «рожками» с проводами, он перевозит людей, управляет им водитель; в троллейбусе светло, чисто, много удобных сидений, большие двери, окна, ко леса; упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве, определять направление от себя, двигаться в этом направлении
Закреплять назначение транспортных средств: перевозка людей; уточнять значение понятий «пешеход», «пассажир» и правильно их употреблять; познакомить детей с основными правилами поведения в общественном транспорте; воспитывать вежливое отношение друг к другу; развивать умения сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров, указывать на результаты сравнения
Закрепить название, узнавание и называние транспортных средств; продолжать развивать умение видеть сходство и отличия основных деталей транспортных средств (цвет, форма, величина); упражнять в узнавании известного детям (по рисункам) транспорта и их деталей; продолжать развивать умением показывать и называть пространственные направления от себя: вперед-назад, направо –на лево. (например, указать и сказать, куда пошла кукла; куда поехала машина и т. п.)
Рассматривание иллюстраций, сюжетных картин «Автобус на улице города». Дидактическиеигры «Узнай по силуэту», «Собери из частей автобус» (из 4-х) Театрализованная игра «В автобусе ехали игрушки «Дидактическиеигры «Куда едет троллейбус», «Узнай по силуэту», «Парные картинки», «Найди по описанию»
Рассматривание иллюстраций, сюжетных картин «Транспорт на улице города
Зрительная гимнастика «Мы в автобусе сидим…»
Декабрь
1. Тема: «Знакомство с улицей».
2. 3 Тема: «Узкая и широкая дороги на улице».
4. Тема: «Наблюдение за транспортом».
Уточнить представления детей об улице; закрепить знания о видах транспорта; знакомить с правилами поведения на улице; развивать речь дошкольников.
Учить различать узкие и широкие дороги на улице; дать понятие об их назначении.
Закрепить знания детей о транспорте, о правилах дорожного
движения;
развивать наблюдательность; расширять кругозор детей.
Беседа по картине «Улица города».
Чтение книги
М. Приходкина «По улицам города»
Беседа по теме.
Конструирование разных по ширине дорог.
Наблюдение за транспортом.
П/и «Воробушки и автомобиль»
Игры с использованием песка «Улица города»,
«Прямая и извилистая дорога»
Январь
1. Тема: «Светофор».
2. Тема: «Зеленый сигнал светофора»
3. Тема:»Красный сигнал светофора»
4. Тема: «Желтый сигнал светофора»
Дать детям новое понятие – «светофор», объяснить значение его световых сигналов и учить безопасно переходить улицу по зелёному сигналу светофора.
Закрепить знания детей о светофоре; формировать понятие о том, что переходить улицу можно только на зелёный сигнал светофора; воспитывать внимательного пешехода.
Закреплять знания детей о работе светофора; знания правил перехода улицы; развивать разговорную речь. Чтение стихотворения О. Масловой «Три чудесных цвета».
Беседа «Друг на дороге».
Лепка из теста «Три сигнала светофора»
Аппликация «Мой друг – светофор»
Оздоровительный бег «Водители на старт!»
Дидактические игры «Узнай и назови», «Светофор»
Игра «Зажги светофор»
Дети бросают мешочки красного цвета в красный круг, жёлтого в жёлтый, зелёного в зелёный.
Зрительная гимнастика
«Светофор».
У дороги, словно в сказке, Взор переводят вверх, вниз
На столбе живёт трёхглазка. Взор переводят вправо, влево.
Всё мигает и мигает, Моргают глазами.
Ни на миг не засыпает. Широко раскрывают глаза.
Она транспорт стережёт, Глаза закрывают.
Пешеходам путь даёт. Широко открывают и закрывают глаза.
(повторить 2 – 3 раза)
Февраль
1. Тема: «Пароход»
Познакомить детей с основными частями самолета (колеса, шасси, салон, сиденья, дверь, крылья, окна (иллюминаторы, кабина пилота); закрепить понятия «салон» (место, где едут пассажиры); «си денье» (место где сидят пассажиры); уточнять знания о работе пилота (он управляет самолетом); закреплять представление: самолет летит по воздуху; перевозит грузы (грузовой самолет, перевозит людей (пассажирский самолет).
2. Тема: «Поезд»
Познакомить детей с основными частями самолета (колеса, шасси, салон, сиденья, дверь, крылья, окна (иллюминаторы, кабина пилота); закрепить понятия «салон» (место, где едут пассажиры); «си денье» (место где сидят пассажиры); уточнять знания о работе пилота (он управляет самолетом); закреплять представление: самолет летит по воздуху; перевозит грузы (грузовой самолет, перевозит людей (пассажирский самолет).
3. Тема: «Самолет»
Познакомить детей с основными частями самолета (колеса, шасси, салон, сиденья, дверь, крылья, окна (иллюминаторы, кабина пилота); закрепить понятия «салон» (место, где едут пассажиры); «сиденье» (место где сидят пассажиры); уточнять знания о работе пилота (он управляет самолетом); закреплять представление: самолет летит по воздуху; пере возит грузы (грузовой самолет, перевозит людей (пассажирский самолет).
4. Тема: «Отправляемся в путешествие»
В игровой форме закрепить представления детей о разных видах транспорта; воспитывать уважение к людям разных профессий и культуру поведения в общественных местах; развивать умение находить изображения машин по описанию; обогащать игровой опыт и словарь детей.
Физкультминутка: «Самолёт".
Поиграем в самолёт?
Ты пилот и я пилот
И в заоблачную высь
Мы со стульчика поднялись.
-Давайте встанем в круг и на некоторое время станем пилотами! Заводим мотор (дети делают вращательные движения руками перед собой, расправляем крылья и полетели (вытянув руки в стороны, дети бегают по кругу и произносят звук "ж-ж-ж") .
-Полетали, а теперь возвращаемся на свои стульчики.
Дыхательная гимнастика: "Ветер, ветер ты могуч. "
каждому ребёнку даётся салфетка-парус на карандаше. дети дуют на салфетку (с разной силой). Используется диафрагмальное дыхание. Вдох через нос, животик надувается как шарик, выдох через рот, животик сдувается, дуя на салфетку.
Д/И «Из чего состоит пароход»
«Подбери колесо вагончику»
«Чей самолет выше летит?»
Просмотр мультфильма «Паровозик из Ромашково»
Создание коллажа «Путешествие в мир транспорта
Март
1. Тема: «Я по улице иду»
2. Тема: «Правила поведения пешехода на дороге
3. Тема: «Что такое пешеходный переход?»
4. Тема: «Как правильно переходить улицу».
Учить детей различать «проезжую часть дороги», «тротуар»; познакомить с понятием «обочина»;
формировать навыки детей ориентироваться в пространстве, формировать навыки организованного поведения на улице: вести себя спокойно, не кричать, не мешать окружающим.
Закреплять знания детей о том, где и как двигаются пешеходы (по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны); познакомить с правилами поведения пешеходов на улице: по улицам ходить одному нельзя, можно только с родителя ми или с другими взрослыми; если подо шёл к краю тротуара один, остановись и ни при каких условиях один не ступай на проезжую часть дороги; дорогу можно переходить, только держась за руку взрослого человека; не кричать и не толкаться; помнить, что дорога таит в себе опасность.
Повторить и закрепить знания о проезжей части дороги и правилах движения по тротуару, пешеходной дорожке и обочине; формировать представление о пешеходных переходах; воспитывать дисциплинированность в соблюдении правил перехода улицы и дороги
Набор плакатов «Азбука юного пешехода».
Рассматривание картинок опасных зон на пешеходной части улиц
Ситуация общения «Почему пешеходы ходят по тротуару?»
с / р игра «Построим улицу, где по дороге едут машины, а по тротуару ходят люди»
Чтение О. Тарутин «Переход».
Дидактическая игра «Почему?»
Рассматривание иллюстраций пешеходного перехода.
Аппликация «Пешеходный переход».
Набор плакатов «Азбука юного пешехода».
Апрель
1. 2Тема: «Знакомство с дорожными знаками»
3. Тема: «Если ты потерялся на улице»
4. Тема: «Где можно и где нельзя играть».
Познакомить детей с дорожными знаками.
Ребёнок должен усвоить, что если он потерялся на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, продавцу; развивать внимание, память, осторожность.
Ребёнок должен запомнить и твёрдо знать свой адрес или хотя бы уметь обозначить ориентиры, которые помогут найти его местожительство; расширять кругозор; развивать осторожность, внимание, память.
П / и «1,2,3-свой знак найди» (геометрическая форма)
Чтение произведения
С. Михалкова «Дядя Стёпа - милиционер»
Д / и «Половинки. Собери знак»
«Обведи пальчиком» (мнемотаблицы)
Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»
Игровое моделирование на настольном макете «Улица города»
Ситуации общения «Напомни Петрушке, как вести себя, если ты потерялся на улице»
Беседы групповые и индивидуальные с обсуждением различных ситуаций.
Дидактические игры «Дорисуй дорожку», «Слушай и точно повторяй», «Найди свой домик».
Май
1. 2 Тема: «Специальные машины»
3. Развлечение по ПДД совместно с родителями «Заботливая мама»
Познакомить детей с машинами «Скорая помощь», «полиция», «Пожарная машина», отличительными особенностями; для чего оно используется; помочь выбрать соответствующуюк картинке с изображением специального транспортного средства соответствующую картинку- ситуацию; обучать детей реализации игрового замысла; продолжать формировать умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лица ми
Рассматривание иллюстраций спец транспорт на улицах города, профессий людей, работающих на этих машинах. Беседа. Рассказ воспитателя.
Дидактические игры «Кому что нужно для работы», «Собери из частей», «Предметное лото».
Закрашивание раскрасок «Специальный транспорт спешит на помощь»
Ситуация общения «Как машины людям помогают»
с / р игра «Больница для зверюшек»