Ольга Румянцева
Занятие в старшей группе «Чудо-ярмарка»
▼ Скачать +Заказ
Занятие в старшей группе
по теме: «Чудо ярмарка»
Цель:
Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа, творчеству русского народа, желание творить самим.
Задачи :
1. Познакомить детей с традиционным русским костюмом, с народными обычаями и украшениями одежды. Вызвать интерес к жизни наших предков. 2. Познакомить детей с народным праздником «Ярмарка».
Публикация «Занятие в старшей группе „Чудо-ярмарка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
3. Формировать интерес к русскому прикладному искусству, стремление знать и использовать в жизни устное народное творчество.
4. Развивать способности и любовь детей к декоративному рисованию, фантазию, творческое мышление; закреплять знания о ней; развивать чувство цвета и художественного ритма; отрабатывать навыки работы кончиком кисти, приемы отпечатка и тычка.
5. Закреплять умения детей выполнять движения под русскую народную мелодию, развивать музыкальное творчество, воспитывать любовь к русской народной песне.
Материал к занятию :
Традиционный русский костюм, предметы быта Древней Руси (самовар, головные уборы (кокошник, повязка, изделия мастеров гжели, хохломы, городецкой росписи, рушники).
Фонограммы русских народных мелодий «Береза», «Ярмарка».
Экспозиция «Ярмарка», ленты атласные, украшение для лент (цветы, бусинки, леска, салфетки, подставки, шкатулки для бусинок.
Предварительная работа:
Знакомство с устным народным творчеством: чтение русских народных сказок, поговорок, пословиц («Какова пряха, такова и рубаха», «Терпение и труд все перетрут»).
Знакомство с элементами русского народного костюма, музыкальными произведениями русского народа
Русскими народными играми «Жмурки», «Ловишки», «Салки».
Оформление атрибутов к ярмарке.
Ход занятия
Воспитатель: держит в руках красивый старинный сундучок.
Приглашает подойти к себе детей. Потом говорит:
«Ребята, посмотрите, что я вам принесла. Это волшебный сундучок. Вы, хотите посмотреть, что там лежит? (Да)
Воспитатель достаёт оттуда красивый русский платочек, свистульку, дымковского коня – игрушку, барышню, русскую ложку.
Воспитатель: скажите, что я достала из сундучка. (Различные предметы)
Воспитатель: Ребята это не просто предметы, это изделия русских мастеров. Ещё это предметы русских народных промыслов. А, кто мне скажет, где можно найти такие изделия. (ответы детей могут быть разные)
Воспитатель: Ну, хорошо я вам скажу. Такие изделия на Руси всегда можно было встретить на ярмарке. НА ярмарке продавались не только эти изделия. А ещё много всего интересного. Ярмарка - это праздничные базары, рынки. Вы бы хотели попасть на такую ярмарку. (Да)
Тогда я вам раздаю каждому колокольчик. Чтобы было веселее идти на ярмарку. Ведь на ярмарке всегда было очень весело.
(Дети идут за воспитателем и звенят в колокольчик)
Воспитатель: Вот мы и прибыли, давайте положим наши колокольчики в сундучок и посмотрим, где мы оказались.
(Дети пришли в группе на место, где заранее стояла красивая ширма, на неё были развешены различные изделия русских народных промыслов, висела также русская народная одежда.
Дети садятся на подушечки. Вдруг из-за ширмы выглядывает кукла - Петрушка. (игрушкой руководит воспитатель)
Петрушка: «Проходи честной народ, всех вас ярмарка зовет!
Расписными огоньками, калачами пирогами!
Сказками, игрушками, пряником, ватрушками!
Посмотрите господа, что за чудо у меня!
На подносах расписных много кукол озорных,
Все в мундирах всадники, пахари и ратники,
Уточки с утятами, барыни с ребятами,
звонкие и свистульки громкие!
Что за чудо? Что за диво? Так расписано красиво?»
Петрушка: Здравствуйте, все, все, все кто пришёл к нам на ярмарку. Я очень рад всех вас видеть!
Воспитатель: Мы, то же очень рады. Сколько всего здесь интересного и красивого.
Здесь много различных игрушек. Петрушка, мы посмотрим с ребятами, а я постараюсь им рассказать об этих изделиях. А, ты на нас посмотришь. (воспитатель сажает игрушку – Петрушку перед детьми. Потом начинает беседу.
Воспитатель
- Ребята, а давайте рассмотрим игрушки поближе, как они называются, кто запомнил? (Дымковские,
- Из чего они сделаны? (Из глины)
- А какие фигурки мы видим на ярмарке, кого лепили мастера! (барышень, коней, индюков, барашков, уточек, курочек, и т. д.)
- А скажите, какими узорами расписаны дымковские игрушки? На каком фоне? (Волнистые линии, полоски, круги, точки, колечки, клеточки)
- Ребята, на ярмарке продавались не только игрушки, но и русская народная одежда.
- Посмотрите внимательно и найдите мне на ярмарке предметы одежды. (дети находят мужскую рубаху, фуражку, женский костюм, ленты, кокошник)
Воспитатель: Давайте рассмотрим женский костюм. Этот костюм надевали русские женщины. Его шили с любовью, очень бережно хранили и одевали только по праздникам. Женский народный костюм состоит из рубахи и сарафана. Праздничная рубаха всегда была белого цвета. На горловине и на рукавах вышивка. Этот узор был не только для красоты, а ещё для защиты от болезней, бед, несчастий. Поверх рубахи надевали длинный сарафан., украшенный лентами, вышитыми узорами.
- Ребята, как вы думаете, что вышивали на сарафане? (Цветы, солнце, птиц или просто крестики)
- По преданию вышитые узоры оберегали людей от сглаза, болезней.
Воспитатель: Ребята, а какой головной убор носили девушки? (Ленточки, платки, кокошники)
- Головной убор девушки - это повязка, твёрдая спереди, она называется «Краса». Повязку украшали бисером, бусинками, золотой нитью.
Воспитатель: Женщины-мамы: голову прикрывали вышитыми платками или головным убором, который называется – кокошник (показ головных уборов).
Ребята, давайте вспомним, какая в старину была обувь? (предполагаемые ответы детей). На Руси широко распространены были – лапти. (показ настоящих лаптей) Лапти плели из лыка, бересты. Для тепла и мягкости внутрь клали солому. На ногах лапти держались с помощью веревок. Их обматывали вокруг ног. Позже стали шить сапоги.
Ребята в таком нарядном костюме не стыдно и на ярмарку пойти.
Воспитатель: На ярмарке можно было не только купить, но и продать что надо, повеселиться, поводить хороводы. Посмотреть театр, поиграть в игры. Вы хотите поиграть на нашей ярмарке? Д. - Да.
4. Русская народная игра «Карусель».
В центре зала стоит воспитатель. В поднятых руках он держит обруч с привязанными к нему лентами. Дети (по количеству ленточек) стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого – конец ленточки.
Воспитатель со словами начинает игру:
Еле, ели, закружились карусели, (дети идут шагом).
А потом, потом, потом, все бегом, бегом (дети побежали).
Тише, тише, не спешите карусель остановите.
(дети останавливаются, идут шагом).
Воспитатель: Ребята, а давайте научимся украшать одежду, как русские мастера? Д. - Да.
Воспитатель: Походим по ярмарке и посмотрим, что нам нужно для работы. Всю мы ярмарку прошли, много интересного нашли.
Звучит фонограмма русской народной мелодии («Ярмарка»).
После того как дети походят по ярмарке, они садятся за столы и начинают украшать шаблоны одежды различным рисунком, который использовался на Руси для украшения одежды.
Самостоятельная работа детей, педагог сидит вместе с ними за столиком и тоже расписывает одежду.
Во время работы фоном звучит русская народная музыка.
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать,
Все такие нужные,
Крепкие и дружные.
- Пересчитать пальчики и сжать их в кулак. Поменять руки
Итог занятия.
Когда дети заканчивают работы, воспитатель вывешивает их на ярмарку.
- Ребята, наша ярмарка готова, давайте подойдем поближе и посмотрим на все работы.
- Какую работу вы бы купили на ярмарке? Почему?
- Какая работа на ваш взгляд самая яркая? А на какой работе лучше всего просматривается орнамент дымки? Почему?
- Понравилась вам наше путешествие? (Да)
Давайте, посмотрим друг на друга, улыбнемся и не будем забывать, что мы с вами очень мудрые, добрые, трудолюбивые.
«Если дружба велика – будет Родина крепка»
Спасибо большое дети и гости. Милости просим к нам в группу на чаепитие.