Анна Корсакова
Итоговое занятие в старшей группе «Чудо в паутине»
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговое занятие в старшей группе
Цель:
1. Формировать представление о том, что в природе нет неинтересных, ненужных животных.
2. Рассказать о пауках.
3. Закрепить правила поведения в природе: «Не обрывайте паутину в лесу, не убивайте пауков».
Материал.
Дидактическая игра «Кто где живет». Альбомы «Жалобная книга природы», «Правила поведения в природе». Фотографии и картинки с изображением разных пауков. Листы бумаги с большими кляксами в центре, лист ватмана, фломастеры. Сделанный из ниток паук. Значок, обозначающий паука. Карточки с изображением среды обитания различных животных.
Публикация «Итоговое занятие в старшей группе „Чудо в паутине“» размещена в разделах
Ход занятия
Дети входят в групповую комнату, встают в круг.
Воспитатель (держит в руках альбом).
В «Жалобную книгу природы» поступила новая жалоба. Я прочитаю, а вы догадайтесь, от кого она.
«Нас называют мерзкими тварями. Говорят, мы отвратительны, безобразны. Пойдут люди в лес за ягодами, грибами, окажется паутина у них на лице – мы виноваты. А ведь на самом деле мы пользу приносим: мух, комаров ловим. Самое главное – на огромной площади в лесу мы в течение года истребляем около двух центнеров насекомых – вредителей. Вам ничего не стоит порвать паутину, а нам начинай плести заново. Для вас это забава, а для нас беда».
Воспитатель.
Вы догадались, кто жалуется? (Паук).
Паука люди часто считают ненужным. Но оказывается, это очень интересное и полезное животное. Я расскажу вам о нем.
Дети вместе с воспитателем садятся на ковер и рассматривают картинки и фотографии с изображением пауков.
Воспитатель. На опушке леса от ветки к ветке протянул свои сети паук.
Паук – это не насекомое, ведь у насекомых 6 ног, а паука – 8. В отличие от насекомых у него нет усиков – антенн. Голова и грудь слились вместе. У паука 8 глаз, все они расположены на голове парно. Благодаря этому паук, не поворачивая головы, может видеть все, что происходит вокруг. Как вы думаете, откуда паук берет нить для плетения паутины? (Предположения детей).
На брюшке у пауков есть паутинные бугорки (железы) с несколькими отверстиями. Из них выделяется жидкость, которая на воздухе твердеет и превращается в нить.
Для чего нужна пауку нить?
Некоторые виды пауков ткут из нее «пеленки» для откладывания яичек. А когда паучата выводятся, паутина становится гнездом. Иногда нить служит лестницей для спуска и подъема. Или самолетиком – ветер подхватит паутину с паучком и перенесет в другое место.
Есть виды пауков, которые устраивают себе жилище под водой. Из паутины они сооружают настоящий водолазный колокол, а потом заполняют его воздухом. Для этого паучок выставляет покрытое волосками брюшко на поверхность, а затем вновь ныряет; при этом между волосками образуются воздушные пузырьки. Он работает «не покладая лапок», пока не заполнит воздухом весь колокол.
Но главное – из нити паук плетет сеть ловушку для насекомых.
Паутина может показаться брошенной. Паука в ней нет, но на самом деле он притаился поблизости и ждет, когда в сеть попадет добыча. О том, что в сеть кто-то попал, паук узнает по дрожанию сигнальной нити, которая тянется от середины паутины к месту засады. Выбраться из сети не удается никому, так как нити смазаны клейким веществом.
Воспитатель. Послушайте стихотворение С. Я. Маршака про паука:
Диво дивное – паук –
Восемь ног и восемь рук.
Если надо наутек –
Выручают восемь ног.
Сеть плести за кругом круг –
Выручают восемь рук.
Если злится на кого-то,
Словно все кругом враги, -
Спину горбит,
Смотрит люто,
Значит, встал не с той ноги.
- Вы устали? Сейчас разомнемся.
Дети под счет выполняют приседания с изменением скорости.
Воспитатель. Подойдите к столу.
Сколько здесь клякс! Видимо, работал неаккуратный художник. Посмотрите на кляксы и выберите ту, которая больше похожа на паука.
Дети выбирают кляксу, объясняют, почему подходит именно она.
Воспитатель. Каждый из вас нарисует две ножки, их должно получится 8, ведь нас четверо человек.
Дети по очереди берут фломастер и пририсовывают к кляксе ножки.
Воспитатель. Молодцы, теперь это настоящий паук.
У каждого животного есть в природе место, где ему удобно жить.
Дидактическая игра «Определи среду обитания».
Перед детьми лежат три карточки, на которых изображена среда обитания каких-либо животных. Дети кладут значок, обозначающий паука, туда, где, по их мнению, ему легче жить, объясняют свой выбор.
Воспитатель. Представьте, что вы маленькие паучки. Даю вам задание: сплести паутину. Не забывайте, ее нужно плести очень аккуратно.
Дети рисуют паутину на листе бумаги форматом А-3.
Воспитатель. У вас получилась такая красивая паутина, что в ней решил поселиться вот этот паучок. (прикрепляет паука из ниток к нарисованной паутине). Он благодарит вас и просит подарить вам стихотворение.
Рано утром я встаю, делом занимаюсь.
За день быстро устаю,
Сеть плету, стараюсь.
Раз кружок, два кружок.
В сеть попалась мушка.
Для зевак и растреп
Хороша ловушка.
Все притихло на дворе,
И в лесу стемнело.
Завтра утром на заре
Я возьмусь за дело.
Сегодня вы узнали много интересного о пауке. В нашем альбоме «Правила поведения в природе» записано (читает) : «Не обрывайте в лесу паутину, не убивайте пауков». Когда вы пойдете в лес, выполняйте это правило.
Приложение.
Стихотворения.
Диво дивное – паук –
Восемь ног и восемь рук.
Если надо наутек –
Выручают восемь ног.
Сеть сплести за кругом круг –
Выручают восемь рук.
Если злится на кого – то,
Словно все кругом враги, -
Спину горбит,
Смотрит люто,
Значит встал не с той ноги.
С. Я. Маршак
Познавательные рассказы.
Физминутка
В гости к солнышку идем
(обычная ходьба в колонне по одному) .
На носочки встанем, солнышко достанем.
(встали на носки) .
Солнцу, дети, каждый рад. Зайцы скачут к солнышку
(прыжки на двух ногах с продвижением вперед) .
Паучок проснулся,
Солнцу улыбнулся
(ползание на четвереньках) .
Вот и муха полетела, весело запела.
(машут руками, имитируя полет птиц) .
Подвижные игры
Подвижная игра «Паук на охоте»
Персонажи: ведущий, "паук", "насекомые".
Правила игры: ведущий, любым способом (считалочкой или по желанию детей, выбирает "паука", ему отводится условное место (укрытие - обруч, нарисованный мелом круг и т. д.) . Остальные дети выбирают для себя любого насекомого по желанию - бабочки, мухи, комары, стрекозы и т. д. По команде "день" - насекомые летают по площадке, "паук" в это время находится в своем укрытии. По команде ведущего "паутина" - "насекомые" замирают на месте, "паук" выходит на охоту, забирает тех, кто шевелится. По команде ведущего "ночь" - "насекомые" ложатся спать - приседают на корточки, "паук" - уходит в укрытие. Игра продолжается до тех пор, пока не останется одно "насекомое" - победитель (если игроков до 10 человек). Если играющих больше десяти, можно менять паука через 3-4 эпизода игры или по желанию детей.
Загадки.
Наткёт, наплетёт, сядет и добычу ждёт.
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шелком круг.
Мастер в шелке знает толк.
Покупайте, мухи, шелк!
Он сети, как рыбак готовит,
А рыбы никогда не ловит.
Как красивую картинку
Сплел большую паутину
Ни комарик, ни жучок,
А умелый …. (паучок)
Считалки.
Тина, тина, тина,
Золотая паутина.
Восемь деток – паучат
По краям её висят.
Посредине сам паук –
Доктор кружевных наук.
Паутина вся в росе,
Побыстрее прячьтесь все!
Сказки
«О муравье, который не боялся ни шипов, ни паука».
Ондржей Секора
На опушке тёмного леса рос куст шиповника, сверху донизу усыпанный розовыми цветами. Цветы улыбались и ласково манили: «Посмотрите на нас, какие мы красивые!» — и чудесно, чудесно пахли. Но на их веточках были и шипы. Они грозили: «Осторожнее, — уколем», — и сердито щетинились во все стороны. Между этими страшными шипами пробирался запыхавшийся муравей. Он спешил по веточкам наверх, торопился так, словно кто-то гнался за ним. Муравей был весь чёрный, и только на шее у него был завязан красный платочек в белый горошек.
— Вы видите, я спешу! Я тороплюсь на самый верх. Я, милые мои, должен посмотреть, где мой муравейник. Ведь я сегодня заблудился. Я совсем, совсем заблудился.
Ловко увёртываясь от шипов, муравей карабкался всё выше и выше. И вот муравей уже на вершине, там, где расцвёл самый красивый цветок. Он будет наблюдательной вышкой! Отсюда, может быть, удастся увидеть муравейник.
Гоп! — прыгнул муравей на гладкий лепесток цветка. Но, поспешив, вдруг поскользнулся — и бух головой прямо в тычинки, покрытые нежной жёлтой пыльцой. Ну и пыльцы же было там! А как она сразу посыпалась! Пыльца набилась муравью в глаза, в нос, и муравей: «А-а-а-пчхи!» — чихнул так, что цветок закачался. А как только цветок закачался, подкосились у муравья ноги, и он полетел вниз вместе с тычинкой, за которую успел ухватиться.
— Миллион камушков отдам за предохранительную сетку! — закричал муравей в ужасе. Едва он произнёс это, как чудом под ним появилась сетка, и он упал на неё, словно на перину. Но вот беда: это оказалась не предохранительная сетка, а паутина; по её нитям, толстым, словно канаты, уже спускался паук и хохотал: «Ха-ха-ха! Муравьишка попался! Что, если я тебя, муравьишку, съем!» — И он набросился на муравья. Муравей был маленький. По сравнению с ним паук казался великаном. Но муравей вовсе не желал быть съеденным.
Сначала он ногами оттолкнул паука, а потом так дал по зубам изумлённому врагу, что у того искры посыпались из глаз. И тут муравей вскочил и, размахивая тычинкой как шпагой, закричал:
— Думаешь, если ты паук, то я тебя боюсь? Думаешь, если ты большой, а я маленький, я тебе сдамся? Ошибаешься! Вот тебе! Вот тебе! — и он колол паука тычинкой в живот, в подбородок, в нос. Паук отмахивался всеми восьмью лапами, но муравей бесстрашно — раз, раз, раз! — наносил ему удар за ударом.
Каждый раз, когда он колол паука тычинкой в живот или подбородок, пауку становилось так щекотно, что он даже подпрыгивал. Когда же муравей, изловчившись, стукнул паука тычинкой по носу, пыльца посыпалась и набилась пауку в глаза, в рот и даже в нос! Паук не выдержал и — «А-а-а-пчхи!» — чихнул ещё в десять раз сильнее, чем муравей.
И тогда вот что случилось. Паутина прорвалась, по одному канату на землю съехал муравей, по другому — паук. Паук бил во все стороны лапами и всё более запутывался в собственной сети, а муравей пустился наутёк — скорей, скорей подальше от предательской паутины!
Своего муравейника он не нашёл, — так и не удалось ему что-нибудь увидеть с вершины куста. Но от паука спасся, хотя паук был в десять раз больше и толще его.
Дидактическая сказка по теме «Пространственно-временные отношения» для детей старшей группы «Любопытный паучок»
Жил – бал один паучок. Он был очень маленьким и любопытным. Интересно ему было знать, что и где происходит. Однажды он решил посмотреть, что там, на верху и пополз он вверх по своей паутинке. Забрался на окно, заглянул в него и увидел, что там падает снег, белый пушистый. «Какая красота», - подумал он. Но вдруг кто-то затопал возле него. Испугался паучок и стал спускаться вниз. Спустился с окна, но и здесь бесконечно кто-то топал, и паучок испугался, что на него наступят и раздавят. Тогда он пополз от страха влево – там тоже ходят и топают, побежал вправо там тоже самое. Что оставалось делать бедному паучку! От страха он заполз в укромный уголок, устроился там поудобнее. Неожиданно около него оказался «мудрый паук». «Что случилось?», - спросил он у паучка. Тот ему все и рассказал, про опасности с которыми он встретился. После немного помолчал и сказал: «А еще я видел снег, он был такой красивый!» «Да, - сказал «мудрый паук», - я знаю. Но только скоро придет весна и он растает». «Весна?», - удивился паучок. «Да, - сказал мудрый паук, - после зимы приходит весна и снег таит. После весны наступает лето – становится жарко, все расцветает, а после лета – осень: листья начинают желтеть и опадать, выпадает первый снег. И так круглый год». «Сколько в мире всего интересного», - подумал паучок.