Татьяна Кочанова
Проект «Что за чудо огород — на окошке растёт»
Разработала и подготовила: воспитатель Кочанова Т. В.
Проект "Что за чудо огород - на окошке растёт"
Паспорт проекта
Тип проекта : познавательно - исследовательский
Сроки проведения: краткосрочный, с 16.03. 2021 по 2.04. 2021
Участники проекта : дети средней группы, воспитатель, родители.
Публикация «Проект „Что за чудо огород — на окошке растёт“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2021
Актуальность проекта : Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он попробует сам сделать. Дети средней группы в недостаточной степени имеют представления о том, что растения и овощи можно выращивать в комнатных условиях, о необходимых условиях роста, их интерес познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Что за чудо – огород, на окошке растёт», который способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Цель проекта : Развивать у дошкольников интерес к исследовательской деятельности в процессе выращивания растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на окне. Создать условия для участия детей в трудовой деятельности, приобщить родителей к проектированию проекта.
Задачи проекта :
1. Расширить знания детей о культурных растениях.
2. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений.
3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
4. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
5. Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
6. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
7. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.
8. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Ожидаемые результаты:
1. Дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян.
2. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
3. Создание в группе огорода на окне.
4. Вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию культурно – огородных растений на окне.
5. Формирование у детей уважительного отношения к труду.
6. Все участники проекта (дети, воспитатель, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.
План реализации проекта
1 этап – подготовительный
• составление плана деятельности
• сотрудничество с родителями
• подбор литературных произведений
• подбор музыкальных произведений
• подготовка цикла бесед
• создание мультимедийной презентации
2 этап – основной, организационно-практический
Работа с детьми:
Познавательное развитие
НОД «Посев семян овса»
Беседы на тему: «Все начинается с семечка», «Что необходимо растению для развития», «В мире растений», «Первые всходы», «Зачем нам нужны растения?»
Наблюдение «Рассматривание семян растений для нашего огорода на окне»
«Растут ли наши растения» за всходами лука, овса, салата.
«Изменения роста наших растений»
Опыт-наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях
Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу, «Дети работают в уголке природы», «Растения нашего края»
Конструирование: «Теплица для овощей»
Речевое развитие
Русско – народные сказки: «Репка», «Вершки и корешки», белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок», Ю. Тувин «Овощи»
Стихотворение: Т. Казырина «А у нас в саду порядок…», С. Виталий «Огород», В. Коркин «Что растёт на нашей грядке»
Поговорки: «Огород – для семьи доход»
Составление рассказа «Как я помогаю на огороде»
Художественно-эстетическое развитие
Хороводная игра: «Огородная хороводная», «Кабачок»
Прослушивание песни: «Есть у нас огород»
Лепка «Лук, от семи недуг»
Рисование «Овощной суп»
Физическое развитие
Подвижные игры: «Собери все предметы», «Собираем урожай», «Сад и огород», «Огуречик, огуречик…», «Баба сеяла горох»
Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла», «Капуста»
Физминутки: «Огород», «Мы овощи в саду сажаем»
Игра малой подвижности «Огород у нас в порядке»
Социально – коммуникативное развитие
Дидактические игры: «Овощи и фрукты», «Что сажают в огороде?», «Четвёртый лишний», «Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Собери урожай», «Что растёт в огороде?», «Найди по описанию»
Сюжетно-ролевые игры:«Овощной магазин», «Мы помощники»
Работа с родителями:
Памятка «Исследовательская деятельность детей в детском саду»
Папка – передвижка «Огород на подоконнике в домашних условиях (рекомендации родителям)»
Консультации: «Огород на окне», «Витамины для детей», «Овощи и фрукты – ценные продукты».
3 этап – заключительный
Результат (продукт) проекта :
Выставка оформленного огорода
Лепка «Лук, от семи недуг»
Дети:
1. Дети познакомились с культурными растениями.
2. У детей сформировался интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
4. Дети увидели многообразие посевного материала.
5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
6. В группе был создан огород на подоконнике.
7. Дети стали более уважительно относиться к труду.
Родители:
1. Родители приняли активное участие в проекте «Что за чудо – огород, на окошке растёт».
2. Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
Вывод:
На основании этих результатов можно сделать вывод, что уровень интереса детей среднего дошкольного возраста к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Дети стали различать растения, познакомились с условиями их роста, научились ухаживать за растениями.
Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребенок проявит интерес к познавательно-исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.
Список использованной литературы:
1. Инновационная программа дошкольного образования “От рождения до школы” под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой – М. : Мозаика - Синтез, 2020
2. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада Н. Ф. Губанова – М. : Мозаика – Синтез; 2012
3. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в детском саду. Дыбина О. Б. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
4. Ресурсы интернета.