Ирина Черпаченко
Что включает в себя художественно-эстетическое развитие
▼ Скачать
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
В. А. Сухомлинский
В настоящее время идеи раннего развития становятся все более популярны. Прогрессивные специалисты и родители малышей 1-3 лет сходятся во мнении, что чем раньше начать всесторонние занятия с ребенком, тем успешнее и быстрее он развивается. Можно говорить о том, что, создавая развивающую среду для малыша, мы даем ему шанс реализовать потенциал, данный ему от рождения.
Публикация «Что включает в себя художественно-эстетическое развитие» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Тем не менее, далеко не все знают, что же подразумевает под собой ранее развитие и путают его с ранним обучением. Раннее развитие – это организация систематических занятий с малышом 1-3 лет по разным направлениям развития, при этом содержание материала и сама структура занятия соответствуют психологическим особенностям раннего возраста.
Одним из важных направлений развития малыша является творчество. Занятия рисованием, лепкой, конструированием – это первый шаг в творчество для ребенка, они будят его фантазию, учат быть любознательным в познании нового, развивают креативность. Занятия продуктивными видами деятельности развивают у ребенка речь, мелкую моторику, помогают узнать много нового и интересного о мире вокруг.
В процессе продуктивной деятельности происходит формирование и уточнение представлений о свойствах и качествах предметов, об их форме, величине, цвете, положении в пространстве, которые усваиваются в ходе практической деятельности ребенка, усваиваются прочно и закрепляются в сознании, не требуя при этом долгих объяснений.
Уже с первых занятий следует приучать малышей соблюдать определенные правила: сидеть прямо; рисовать одной рукой, придерживая лист бумаги другой. Во время занятий я помогаю ребенку правильно сесть, взять карандаш или кисть тремя пальцами – большим и средним, придерживая сверху указательным. Я не просто напоминаю малышу, как это делается, но и показываю, вкладывая карандаш в руку малыша.
Для рисования предлагаются классические деревянные карандаши разного цвета, гуашевые краски. Краски я развожу густо, чтобы они не растекались по бумаге и быстро высыхали.
Каждое занятие должно проходить живо и эмоционально, с использованием различных игровых ситуаций. Например, чтобы вызвать у малышей интерес к рисованию, можно раздать им листочки с изображением цыплят и предложить «покормить» их – нарисовать зернышки.
Основными средствами выразительности, при помощи которых дети передают какие-либо явления (дождь, снег и др.) являются штрихи, мазки. Задания в течении года следует разнообразить. Темы занятий я подбираю с учетом того, что дети наблюдали в окружающем: падающие листья, снег, следы на снегу и т. д.
Чтобы научить воспитанников передавать красочность предметов и явлений путем контрастного сочетания цветовых пятен, я предлагаю нарисовать им мазками желтой краски яркий свет в окнах домов или украсить платье для куклы.
Малышам от природы свойственна любознательность, поэтому очень важно поддерживать и стимулировать познавательную активность ребёнка увлекательной деятельностью, которая откроет для него новые творческие возможности развития. Занятия лепкой помогут малышам развить художественное воображение, изучить основные формы, познакомят с пластическими свойствами материалов, разовьют моторику и координацию движений, а также внимание и наблюдательность.
Для лепки выбирается пластилин или глина. В возрасте двух-трех лет детки обучаются делить брусок материала на части отщипывать большие и маленькие кусочки, раскатывать палочки и скатывать шарики. Важно отрабатывать у ребенка движения с помощью которых получаются основные формы. Достигается это путем показа и одновременного объяснения действий. Так, показывая, как раскатать пластилин или глину прямыми и круговыми движениями, я помещаю ком материала на ладонь, покрывает его другой ладонью и медленно двигая руками вперед и назад, делаю палочки, а круговыми движениями – шарик. В дальнейшем к работе подключаются пальцы, когда палочки дети учатся закруглять и преобразовывать в кольцо (баранки, а используя приём сплющивания между ладонями, дети научатся трансформировать форму шара в диск (печенье, пирожное, пряник). После того, как дети усвоят способ лепки диска, можно переходить к обучению лепке предметов путем соединения 2-х форм, например, диска и столбика получается грибок или зонтик.
Занятия по конструированию учат детей взаимодействовать между собой, контролировать свои эмоции, приучают к коллективному труду. Конечно, необходимо учитывать возраст детей при подготовке подобных занятий.
Детей в возрасте 1,5–3 лет знакомлю с разными строительными наборами и конструкторами и обучаю навыкам работы с ними. Объясняю особенности элементов конструктора и способы применения их в постройках различного назначения (что такое кирпичик, пирамидка, кубик, шар, пластина и т. д., как использовать их в конструировании). Также учу малышей строить по готовому образцу, по изображению на картинке, поощряю желание сооружать что-то самостоятельно. Дети любого дошкольного возраста лучше всего воспринимают информацию во время игры. Поэтому желательно обыгрывать каждый момент занятия, использовать стишки, песенки, сказки, игрушки. Оценка работ также должна проводиться в игровой форме.
Используя кубики и различные строительные фигуры, можно провести множество тематических занятий. Тут и знакомство с мебелью, и построение мостов, и строительство заборчиков, и укладка дорожек.
В начале занятий я объясняю, для чего служит та или иная деталь конструктора, что можно сделать с её помощью. Например, при конструировании мебели используются кубики и кирпичики различной величины: маленький мишутка спит на маленькой кроватке, а большой медведь — на большой. Показываю детям, как делать скамеечки — высокие и низкие. Обязательно строим дорожки — узкие, длинные, широкие, короткие. А затем пусть дети придумывают, как их использовать в игре. При строительстве заборчиков задания надо усложнять от занятия к занятию. Сначала дети строят заборчик из одинаковых деталей, потом используют детали разной величины, чередуя их, затем можно брать не только детали различной величины, но и различающиеся по цвету. Строить заборчики можно по образцу, сделанному воспитателем, или по картинке.
Занятия продуктивными видами деятельности помогают развивать в ребенке ценные качества личности – настойчивость, терпеливость, аккуратность и другие.
Очень важно правильно организовать занятия с малышами, ведь если предложить ребенку не соответствующее возрастным возможностям задание, у него нет шанса справиться с ним, в результате малыш теряет интерес к продолжению деятельности, а взрослые делают вывод, что ребенку такие занятия не нравятся или он еще не готов к ним. Но при адекватном подборе заданий появляются большие возможности для развития ребенка.
Необходимо организовывать наблюдения в природе и ближайшем окружении для обогащения представлений ребенка о внешнем виде хорошо знакомых объектов, а также для уточнения зрительных впечатлений, показывать ребенку в игровой форме процесс создания образов – организовывать наблюдение за художественной деятельностью воспитателя.
Существуют современные прогрессивные методики, которые позволяют организовать занятия с малышами самым эффективным образом. Специально разработанные для малышей методики рисования, лепки, конструирование - позволяют получить яркий результат буквально за считанные минуты! Несложные приемы осваиваются ребенком быстро и без особого труда. Главная моя задача– заинтересовать малыша.