Ольга Логачева
Что такое валеология в детском саду? (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Если нельзя вырастить ребенка,
чтобы он совсем не болел,
то, во всяком случае,
поддерживать у него высокий уровень
здоровья вполне возможно.
Н. М Амосов
В настоящие время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Ведь здоровье детей – это богатство наций. Поэтому актуальная на сегодняшний день задача – это сохранение и укрепления здоровья дошкольников. Решать которую можно - повышая сопротивляемость детского организма к неблагоприятных факторам внешней среды, Создавая условия для физического развития и поддерживания психоэмоционального благополучия детей. В дошкольном возрасте закладываются основы физического и психологического здоровья, общей культур, культуры гигиены, вот почему так важна оздоровительная работа, включающая в себя гигиенические, собственно оздоровительные и лечебно – профилактические мероприятия
Публикация «Что такое валеология в детском саду? (из опыта работы)» размещена в разделах
Проблема оздоровления детей не работа одного дня, а целенаправленная систематическая спланированная деятельность.
Как говорил выдающийся педагог Януш Корчаг, «детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объяснить им, и они будут беречься». И поэтому я постаралась это сделать в условиях своей группы.
Так что же такое валеология? Валеология, как наука о здоровье человека возникла в 80-ые годы ХХ в. Из синтеза биологии, антропологии, гигиены, психологии, и других наук и человеке и его окружении. А валеологическое восприятие и обучение дошкольников - это здоровъесберегающие технологии в дошкольном образовании, нацеленных на укрепления и охрану здоровья детей, что является приоритетным направлением деятельности дошкольных образовательных учреждений.
И актуальность этих вопросов закреплена сегодня на законодательном уровне 16.06.2012г. в РФ был издан Министерства образования.
В дошкольном возрасте ребенок может познать особенности своего организма. Уже в этом возрасте он должен получить базовые знания, которые помогут ему в дальнейшей жизни.
Для того чтобы подойти к работе по новому, я изучила специальную литературу, ознакомилась с опытом работы других педагогов. И пришла к тому, что работа по сохранению здоровья является первоочередной.
В современных экономических условий из-за недостаточного финансирования в здравоохранении снижается объем профилактической работы, в связи с этим возрастает значения воспитания здорового образа жизни каждого человека. Актуально становится подтверждение Н. М. Амосова: «Чтобы быть здоровым, нужно собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя нечем»
Цель моей работы : формирование у детей представления о том, что здоровье главная ценность человеческой жизни.
Задачи:
1)воспитание детей правильного отношения к своему здоровью;
2)расширения представления о том, что полезно, а что вредно для здоровья, знания об отдыхе и спорте, необходимых для его сохранения;
3)формирование представлений об окружающей среде, влияющей на здоровье человека;
4)обогащение и закрепление представлений детей о том, что для жизни и здоровья необходимы хорошие условия;
5)ознакомление с устройством организма человека, воспитание познавательного интереса;
6)привитие навыков здорового образа жизни, развитие потребности в чистоте и правильном уходе за телом.
Работаю по трем направлениям:
1. Работа с детьми
2. Работа с родителями
3. Предметно-развивающаяя среда
1. Провожу разнообразные мероприятия, которые помогают в оздоровлении ребенка.
В начале года проведена диагностика: «Отношение ребенка к здоровью и здоровому образу жизни». Затем провожу анализ детских высказываний, которые позволяют выявить, сколько действий, правила здоровья знает ребенок и как к ним относится, как понимает их. Рассказы детей позволяют сделать выводы об их отношении к их здоровью и жизни человека. Использование диагностики помогает мне в воспитании и развитии здорового дошкольника. Затем определяю для себя содержание доступное детям, планирую виды работы и организационные формы.
Сообщаю детям новые сведения о здоровом образе жизни и расширяю кругозор в рамках этой темы с опорой на различные виды деятельности. Основной формой работы являются специальные занятия по ознакомлению с окружающим миром. А затем, использую в работе : беседы, прогулки, опыты, игры, досуги, соревнования, праздники, книжные выставки, выставки изобразительной деятельности, оздоровительные и закаливающие мероприятия.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром, рассказываю детям о человеке, как о живом существе, его организме и здоровье; об образе жизни человека и зависимости здоровья от образа жизни, о влиянии различных факторов на здоровье, о здоровом образе жизни, о поведении человека способствующем здоровью и здоровому образу жизни.
На занятиях по экологии формирую представления об условиях, не обходимых человеку для жизни; о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды.
На занятиях по физической культуре способствую формированию потребности в двигательной деятельности, закрепляю навыки выполнения общеразвивающих и спортивных упражнений, развиваю интерес к подвижным играм,
На некоторых занятиях по развитию математических представлений в качестве раздаточного материала использую предметы личной гигиены, спортивный инвентарь, овощи и фрукты, а так же изображение этих предметов.
А так же на занятиях по изобразительной и музыкальной деятельности формирую представление о значении здорового образа жизни и развитию творческих способностей.
При воспитании культурно – гигиенических навыков большое внимание уделяю формированию привычки правильно умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле и чихании. Для формирования и закрепления детей санитарно – гигиенических навыков используют так же режимные моменты. Во время выполнения санитарно- гигиенических мероприятий создаю игровые ситуации; например «Чистые ладошки скрипят - спасибо говорят», проговариваем вместе с детьми поговорки, пословицы, потешки. При этом обращаю внимание детей на качество выполнения мероприятий и поощряю потребность в них.
Знакомство детей с различными факторами окружающей среды, оказывающими влияние на здоровый образ жизни провожу через театральную деятельность.
При организации прогулок предусматриваю проведении и с детьми оздоровительных мероприятий – игры с водой, световоздушные ванны, солнечные ванны в теплое время года. Игры и опыты со снегом- в зимнее время года; подвижные игры и занятия по физической культуре в течении года.
В сюжетно- ролевых играх «Больница», «Семья» формирую поведение, способствующее здоровому образу жизни, на основе представлений о значении для здоровья проветривания помещения, его влажной уборки, стирки одежды и постельного белья, ограничения времени просмотра телевизионных передач и игр за компьютером, использование для профилактики закаливание, санитарно- гигиенических процедур нелекарственных средств.
В своей работе использую детскую художественную литературу, которая способствует развитию познавательного интереса к человеку и его здоровью. Читаю произведения, читаем и заучиваем потешки, пословицы и поговорки, загадки. А затем организую выставку «Здоровье». На которой присутствуют и родители, где дети делятся впечатлениями о литературе и своем опыте.
2. Работа с родителями.
Первые представления о том,как нужно заботиться о своем здоровье ребенок получает не только с детьми но и родителями.
Целью работы с родителями является создание единого воспитательно-образовательного пространства по воспитанию валеологической культуры дошкольника.
Эту цель стараюсь реализовывать через доступную ежемесячную информацию на информационном стенде наглядном материалом для них. Например «Дыхание», «Учись быть здоровым» и мн. др.
А также провожу совместные физкультурные праздники- досуги
«Папа мама и я спортивная семья», «Правила дорожного движения» и т. д. Родители имеют возможность присутствовать на утренней гимнастике, физкультурном занятии, могут наблюдать режимные моменты дня.
Проводила родительские собрания, одно из них «Счастливый ребенок - здоровый ребенок с показом упражнений детьми.
Предлагаю родителям индивидуальные домашние задания, чтобы повысить двигательную активность детей дома.
Совместная валеологическая деятельность детей и взрослых позволяет раскрепоститься, сплачивает семью повышает эмоциональный настрой, пропагандирует анатомо- физиологические знания среди родителей, способствует тому, что они больше внимания уделяют своему здоровью и здоровью своих детей.
Я думаю и надеюсь, что благодаря моим стараниям родители по-новому посмотрят на проблему как «Воспитание валелогической культуры». Будут больше заниматься с детьми не только физкультурой, а будут использовать элементарные приемы массажа и самомассажа записывать своих детей в разнообразные секции.
3 Предметно - развивающая среда.
Цель этого направления: создание оптимальных условий для двигательной активности и мероприятий по закаливанию, наполнению нетрадиционным оборудованием, стимулирующим познавательную, творческую двигательную активность детей.
Поэтому для реализации этого была проведена предварительная работа : подобран иллюстрированный материал, художественная литература, пословицы, поговорки по теме; с детьми организованы следующие дидактические игры «Что было бы?»; «Что надо делать, чтобы быть красивыми?»; «Друзья и враги здоровья»; «Можно - нельзя»; «Друзья – витаминки»; «Полезно - вредно» и мн. другие Совместно с родителями были оборудованы «Дорожки здоровья», оформлены многообразные сюжетно ролевые игры. В группе имеется ростомер, спортивное оборудование: мячи разного размера и материала, скакалки, игры на веревочках, обручи, кольцебросы, пособие для развития дыхания и т. д.»
Считаю, что работа по данному направлению дает положительные результаты, так как имеющиеся знания, благодаря их многократному практическому и наглядно-действенному воспроизведению в игре, обычной жизни, опытно - экспериментальной деятельности приобретает прочный и осознанный характер.