марина машитлова
Конспект занятия «Что нам осень принесла»
▼ Скачать
Аннотация
Познавательное занятие «Что нам осень принесла» представляет собой эффективное средство, которое способствует развитию личности ребенка. Так как в настоящее время одной из главных задач является проблема формирования общего кругозора и подготовки детей к школьному обучению, немаловажное значение имеет развитие познавательной деятельности в дошкольном возрасте. Через решение задач, направленных на формирование знаний и умений, в занятии используются различные методы и приемы, что позволяет на протяжении всего времени сохранить положительный эмоциональный настрой. В занятии также отражены вопросы развития знаний и формирования обобщенных представлений дошкольников об осеннем урожае. Содержание разработки построено таким образом, чтобы занятие как можно в большей степени соответствовало выбранной проблеме, обоснованию и актуальности темы. Материал познавательного занятия разработан с учётом возрастных особенностей детей. Данная методическая разработка может быть полезна для использования в старшей группе детского сада.
Публикация «Конспект занятия „Что нам осень принесла“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
Введение
Актуальность материала заключается в том, что дошкольники получают углублённые знания об овощах и фруктах, о временах года и об осеннем урожае в целом, что является необходимым условием развития кругозора в этом возрасте. Во время занятия дети учатся выделять существенные признаки, у них развиваются мыслительные процессы, такие как: группирование, классификация, сравнение и обобщение, а также используются методы и приёмы, которые активизируют работу органов чувств. Немаловажное место в данном занятии отводится формированию навыков совместной деятельности в коллективе. Способ проведения занятия позволяет снять у детей утомляемость, перенапряжение за счёт переключения с одного вида деятельности на другой, а также повысить их работоспособность.
Новизна данной методической разработки определяется её направленностью на создание оптимальных условий для формирования устойчивого интереса к изучению материала с учётом современных проблем и возрастных особенностей детей, использование различных методов и технологий.
Цель занятия : - развитие знаний дошкольников о временах года, о сборе урожая осенью;
- формирование навыков работы в коллективе.
Задачи: - формировать обобщённое представление об овощах, фруктах, ягодах, грибах;
- продолжать развивать органы чувств (зрение, вкус, осязание, обоняние);
- группировать растения по месту произрастания (огород, сад, лес, поле);
- дать представление о заготовке фруктов, овощей, грибов на зиму.
Методическое обеспечение занятия : картина «Сбор урожая» из серии «Времена года», книги с произведениями А. Барто, Ю. Тувима, В. Нестеренко, картинки с овощами и фруктами, натуральные овощи и фрукты, сборник загадок, маски с изображением овощей, мешочек и мяч.
План занятия
1. Беседа об осени, о сборе урожая.
2. Рассматривание картины «Сбор урожая».
3. Чтение стихов об овощах, фруктах: Ю. Тувим «Овощи», А. Барто «Я – лишний», В. Нестеренко «Овощи».
4. Инсценировка произведения Ю. Тувима «Овощи».
5. Беседа «Что нам осень принесла».
6. Рассматривание плодов с помощью всех органов чувств.
7. Построение модели «Каждому овощу, фрукту своё место».
8. Дидактические игры: «Вершки – корешки», «Съедобное – несъедобное», «Овощехранилище», «Овощи», «Угадай, что это?»
9. Загадки об овощах, фруктах.
Основная часть
Предлагаю детям вспомнить какое сейчас время года, когда и какой урожай мы собираем осенью. Дети принимают активное участие в обсуждении заданной им темы. Напоминаю детям о том, что на прошлом занятии в процессе беседы, посвящённой сбору урожая хлеба, мы говорили про то, как и когда собирают на полях пшеницу, обрабатывают её, а затем пекут из полученной муки хлеб. Закрепляю, таким образом, знания детей о хлебоуборочных машинах, о том, как печётся хлеб, и как потом он попадает на прилавки наших магазинов. Объясняю детям, какой это тяжёлый труд, что хлеб – это главное наше богатство, и что надо бережно относиться к хлебу, уважать труд взрослых.
Постепенно подвожу беседу к осеннему урожаю, который имеет тоже большое значение в нашей жизни. Предоставляю вниманию детей картину «Сбор урожая», на которой изображены люди, собирающие в саду фрукты. Уточняю знания детей, где именно растут фрукты, а где овощи. Дети принимают активное участие в рассматривании картины и обсуждении изображённого на ней действа.
Читаю детям произведения об овощах и фруктах А. Барто, Ю. Тувима и В. Нестеренко. Затем предлагаю им принять участие в инсценировке стихотворения Ю. Тувима «Овощи». Дети надевают маски с изображением овощей, становятся в круг и по мере того, как я читаю стихотворение, они изображают каждый свой овощ по ролям. Затем они меняются ролями и снова проигрывают эту ситуацию.
Ещё раз все вместе повторяем, какой урожай мы собираем осенью, что это дары осени, которыми мы пользуемся всю зиму. Беседуем о том, как мы готовимся к зиме, какие делаем заготовки на зиму из овощей и фруктов. Дети по очереди рассказывают, что нам осень принесла, и что овощи растут в огороде, а фрукты в саду, но большой урожай мы собираем в полях, где наряду с ручным трудом используется и техника.
Затем обращаю внимание детей на натуральные плоды, которые находятся в приготовленной корзинке, и предлагаю им пощупать, понюхать их, посмотреть внимательно и запомнить, как выглядит каждый овощ и фрукт. Дети проделывают это с удовольствием и замечают, что фрукты пахнут больше, чем овощи. Вместе с детьми мы описываем внешний вид каждого овоща и фрукта, его форму, цвет, гладкость или шероховатость, вспоминаем вкусовые качества, а также в каких блюдах мы обычно его используем.
Затем показываю детям картинки с изображением овощей и предлагаю обобщить. Дети обобщают, что это овощи. То же самое проделываем с фруктами и дети говорят, что это фрукты. Потом предлагаю им разнести овощи и фрукты в условно обозначенный сад и огород по месту их произрастания. Дети успешно справляются с этим заданием. Объясняю детям, что такое овощехранилище и для чего оно нужно.
Предлагаю детям поиграть в традиционную игру «Съедобное – несъедобное» с использованием мяча, в которой они должны проявить ловкость и смекалку, а затем играем в игру «Вершки – корешки», где дети закрепляют полученные знания о том, какие мы употребляем в пищу вершки, а какие корешки. После этого предлагаю поиграть в игру «Угадай, что это?», в которой каждому ребёнку на ощупь, используя органы чувств, с закрытыми глазами предстоит узнать тот или иной овощ или фрукт, извлечённый им из «волшебного мешочка». С целью закрепления полученного материала, предлагаю детям отгадать загадки об овощах и фруктах из специального сборника.
Заключение
Практическая ценность данной разработки в том, что работа, проводимая с детьми включает различные приёмы при её организации, а также использование современных образовательных технологий, таких как проблемно-поисковые вопросы, здоровьесберегающие и игровые технологии. Эти формы работы помогают ненавязчиво активизировать у детей познавательную деятельность, развивать органы чувств и индивидуальные способности.
Литература
1. УМК «Организация работы по предшкольной подготовке», авт. -сост. : Т. П. Хлопова, Н. П. Лёгких, С. К. Фоменко, И. Н. Гусарова. –Краснодар, 2006г.
2. Программа обучения и развития для детей 5-6 лет «Предшкольная пора» под редакцией Н. Ф. Виноградовой
3. Ю. Тувим «Овощи»
4. А. Барто «Я – лишний»
5. В. Нестеренко «Овощи»
6. А. В. Соболева «Загадки-смекалки». Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. М., «Гном-пресс».