Елена Чаблина
Конспект родительского собрания «Чтение с увлечением»
▼ Скачать + Заказать документы
Материал к родительскому собранию
К сожалению, сейчас редко увидишь молодого человека, читающего книгу. Юное поколение увлечено айфонами и разнообразными гаджетами, получая зачастую далеко не полезную информацию. А ведь именно книги помогают детям знакомиться с окружающим миром, лучшими произведениями детских писателей, способствуют формированию у них нравственных качеств, моральных ценностей и эстетического вкуса. Именно поэтому так остро стоит проблема приобщения детей к чтению.
Публикация «Конспект родительского собрания „Чтение с увлечением“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Родительские собрания в детском саду
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
Задача приобщения детей к чтению отражена во всех образовательных программах. Она реализуется в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и предполагает
- формирование у детей элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие художественной литературы, фольклора;
-стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
В детском саду проводится работа с воспитанниками, направленная на
-приобщение детей к чтению;
-формирование бережного отношения к книгам.
Для этого в группах
- проводится непосредственно образовательная деятельность,
-оформляются книжные уголки,
- проводится разнообразная совместная деятельность (конкурсы рисунков по прочитанным произведениям, литературные викторины, ежедневное чтение в режиме дня, оформляются выставки и альбомы, проводятся дидактические игры и т. д.).
Но в первую очередь успешность решения этой проблемы зависит от семьи. В дореволюционной России в дворянских семьях существовала традиция семейного чтения. К сожалению, современные семьи теперь этим гордиться не могут. (Конечно, в те времена не существовало таких средств коммуникации, но живому общению придавалось большое значение.)
Великий русский педагог - новатор В. А. Сухомлинский говорил:
«Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда».
И разве может кто-то не согласиться со словами поэта А. МАРКОВА
Приходит книга в дом любой.
Коснись её страниц,
Заговорит она с тобой
Про жизнь зверей и птиц.
Увидишь ты разливы рек,
Услышишь конский топот.
Придут к тебе и Чук и Гек,
Тимур и дядя Стёпа.
Ей вьюга злая не страшна
И не страшна распутица.
С тобой беседует она,
Как умная попутчица.
Ну, а взгрустнётся вдруг,
Не огорчайся слишком:
Как самый лучший верный друг
Развеет скуку книжка.
Именно поэтому мы выбрали тему нашей встречи - «ЧТЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ».
Однако, как гласит народная мудрость: «Это была присказка, сказка будет впереди». Но сначала предлагаем Вам поучаствовать в разминке, чтобы настроиться на продуктивную работу.
Прошу всех взять по любой геометрической фигуре.
Теперь сядем прямо, поставим ножки ровно, сделаем массаж ушек и настроим «компьютер». (Мы так делаем с детками).
Разминка. 1. «Волшебный мешочек». Задание – на ощупь определить предмет, назвать его, достать из мешочка, проверить правильность ответа и назвать сказку, в которой этот предмет или герой встречается. (Яйцо, скалочка, ложка, заяц, медведь и т. д.)
Разминка. 2. «Зашумлённые картинки». Вам потребуются фломастеры. Ставим песочные часы, посмотрим, как быстро работают наши глазки и ручки. Задание – за две минуты обвести как можно большее количество предметов разными фломастерами.
Перед третьим заданием небольшая справочка.
Словарный запас человека:
1 год – 10 слов
2 года – 50-200 слов
3 года- 800-1000слов
5 лет – до 2500слов
7 лет – около 3500 слов
взрослый человек – 10 000слов
эрудит - до 50 000 слов
В русском языке примерно 500 000 слов, словарь С. Ожегова даёт 200 000.
• Разминка. 3. «Эрудит». Вам нужно разделиться на команды в соответствии с геометрической фигурой, которую Вы взяли, и сесть за столы. (Кстати, это будет небольшая физкультурная пауза.) На стенде АЛФАВИТ. (На всякий случай). Образец: «Алина бежала в голубой дом, ела желтоватую зелень». То есть надо придумать как можно более длинное предложение, в котором каждое последующее слово будет начинаться со следующей буквы алфавита.
(Через 3 минуты команды зачитывают свои варианты предложений.)
Отлично поработали Ваши "компьютеры"! Начинаем основной разговор.
Как же сделать чтение приятным, полезным и желанным занятием и для малышей и для взрослых?
Во-первых, очень важны семейные традиции. Вы уже опытные родители, я уверена, Вам есть, чем поделиться. ( Наводящие вопросы: кто читает, когда, где, как долго, по чьей инициативе, обсуждаете ли вы содержание, задаёт ли ребёнок вопросы, понимает ли прочитанное, охотно ли слушает, доставляет ли Вам чтение удовольствие или это просто обязанность)
Во-вторых, надо учитывать возраст ребёнка. Существуют рекомендованные для чтения списки книг, но Вы лучше знаете уровень развития своего ребёнка. Пример, смысл произведения Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» доступен и малышу, но стихотворение охватывает столько сторон жизни того времени, что ребёнку 5-6 лет не разобраться. Ещё пример, книга С. Михалкова «Дядя Стёпа». Посмотрите на первую же страницу и найдите сложные для детей слова. (Дробь, застава Ильича, гражданин, прозванье, каланча). А дальше – больше: "на чердаке бьются голуби в окне; видно за версту, на льдине плачет бабка на корзине" и т. д.
Значит, делаем вывод: перед чтением просматриваем текст, определяем трудности, ищем доступное объяснение. Какой ещё возможен выход? Правильно, можно пропустить или заменить слово. Особенно, если текст в прозе.
Следующий момент. Мы читаем детям не для того, чтобы время убить, а что бы донести до ребёнка что-то интересное, нужное, полезное. Значит, нужно заранее подумать, какой нравственный урок преподносит данное произведение. Давайте сформулируем вместе! Сказки «Кот, петух и лиса» - нравственный урок «Друг познаётся в беде»; «Курочка Ряба» - «Не в золоте счастье», «Не паникуй без причины»; «Каша из топора» - «Смекалка – второе счастье»; «Гуси-лебеди» - можно сказать: «Это педагогическая энциклопедия». Судите сами, сколько в ней народной мудрости: как теперь говорится- это «ОБЖ», «Дал слово – держи его», «Как аукнется, так и откликнется», «Будь настойчивым в преодолении трудностей», «Слушайся старших, заботься о младших», «Сделал ошибку – исправь её», «Надейся на прощение», «Конец – делу венец»!
Нельзя забывать о том, как мы читаем. Темп речи, громкость, задушевность всё играет свою роль. Давайте попробуем прочитать стихи А. Барто. Каждый привносит свой оттенок. Чувствуете, как меняется впечатление?
У нас есть такой приём «Чтение с заданиями». Детям даётся перед чтением задание (посчитать, сколько героев; придумать другой конец, напомнить последнюю фразу, придумать новых героев и т. д.) Дети очень любят использовать считалки и какие-либо фишки. Давайте попробуем, возьмём сказку «Курочка Ряба». Какие фишки возможны? (карандаши, любые игрушки, кубики). Какую считалку выберем? («Катилось яблоко с крутой горы, кто яблоко поднимет, тот выходи!») Задание: сосчитать, сколько героев в сказке.
Видите, первый ответ (два героя) оказался ложным, ведь их 4! А как это удивляет детей! Но наша цель-то достигнута – дети не только слушали, но и следили за действиями считающего. Таким образом, на протяжении всей сказки сохранялся интерес и внимание!
Дети обожают сюрпризы! Хотите пример? Это выглядит примерно так. Ой, кто-то на меня смотрит! Какая-то сказочная зверюшка. Кто это? Я без очков не узнаю. Вы узнали? Точно, это единорожек. (Сейчас эта игрушка у детей популярна.) Интересно, почему он так на меня смотрит? Может быть, что-то сказать хочет? Пойду, спрошу. А вы знаете язык животных? НЕ знаете пока? А я много читала и теперь могу понять, что хочет единорог. (Слушаю). Он сказал, что у него очень грустное настроение, и он хотел бы послушать один рассказ из книги, на которую он смотрит. Догадались, где эта книга? Вот она. А какой же рассказ? Единорожек молчит… (Открываю книгу, там закладка с птичкой). Наверное, это рассказ про птичку? Где мы можем узнать это точно? Умницы, в каждой книге есть оглавление! Поищу подходящее название рассказа. Да, здесь есть рассказ «Птичка». Послушаем?
А потом время беседы – спокойной, задушевной. Давайте вместе придумаем вопросы (Тебе понравился рассказ? Какое у тебя сейчас настроение? Почему так случилось? Серёжа сдержал слово, которое дал маме? Можно ли исправить эту беду? Кого тебе жалко? Если бы ты был другом Серёжи, что бы ты ему посоветовал)
Давайте определим, какой же нравственный урок преподносит рассказ детям.
(Дал слово, держи его! Слушайся старших! Любую работу делай добросовестно! Извлеки урок из ошибки) И главное – «Мы в ответе за тех, кого приручили!»
Вот такие практические советы мы хотели Вам предложить сегодня. Мы уверены, что вскоре Ваши детки с удовольствием будут читать стихотворение В. Берестова «Читалочка». Помните? Давайте прочтё м вместе:
«Как хорошо уметь читать-
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу!»
Не надо ждать, не надо звать,
А можно взять и почитать!»
И тогда Ваши детки вырастут умными, любознательными, станут успешными учениками, а затем и успешными взрослыми!
Для закрепления в головушке наших советов предлагаем Вам шпаргалочку. Её желательно обсудить с другими членами семьи.
Спасибо за внимание!
ШПАРГАЛОЧКА
к родительскому собранию «Чтение с увлечением»
1. Семейные ритуалы (время, место, освещение и т. д.)
2. Выбор книги (соответствие возрасту и развитию).
3. Предварительное чтение (найти трудные для понимания слова).
4. «Игра голосом».
5. Нравственный урок.
6. Беседа о прочитанном.
7. Личный пример.
8. ПОХВАЛА.