Юлия Якимова
Чтение художественной литературы как способ развития словаря детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Не для кого не секрет, что главным помощником в развитие формировании и активизации словаря - является чтение художественной литературы. Уже с раннего возраста уделяется большое внимание знакомству детей с художественной литературой. Взрослый должен понять, что дети не читатели, а слушатели. И то, какое у них будет отношение с книгой, зависит от взрослых. Очень много принципов подбора литературы для детей (по гендерному признаку, интересы и взгляды родителей, национальность, вероисповедание, но самый основной ориентир – это возраст ребенка. Младший, средний возраст – яркие книги с твердой обложкой, в основном русские народные сказки, небольшие стихи. С третьего года жизни происходит интенсивное психическое развитие, в этом возрасте активно развивается речь, словарный запас. Например,
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- ОНР, нарушение речи
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Чтение, детская литература
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
в 2 года -300 слов
в 3 года – 1500 слов.
Старший дошкольный возраст – более «серьезные» произведения. У ребенка в 3 – 5 лет центральное место занимает процесс овладения четкой предметной относительностью слов и их конкретными значениями, а в 5 – 6 лет – системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют эмоционально-образные, наглядные связи.
Сложность нашей работы заключается в том, что дети с ОНР имеют некоторые отклонения от принятой нормы. Поэтому очень важно использовать комплексный подход к развитию речи таких детей. Одним из сильнейших стимуляторов речи и является художественная литература.
Необходимо воспитывать любовь к литературе личным примером, но и не забывать отталкиваться от интересов детей – обыгрывать художественное произведение (театрализация). При играх в группе, у нас появилась «книга сказок».
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Не для кого не секрет что главным помощником в развитие формировании и активизации словаря является чтение художественной литературы](https://www.maam.ru/upload/blogs/25d24255b9365eca1bef0387cbe00fb2.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Уже с раннего возраста уделяется большое внимание знакомству детей с художественной литературой](https://www.maam.ru/upload/blogs/c5dd6db096e79c0989b25934b52e9e08.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Взрослый должен понять что дети не читатели а слушатели](https://www.maam.ru/upload/blogs/0f6c9291fe532e279bfa8d911c2c4053.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 И то какое у них будет отношение с книгой зависит от взрослых](https://www.maam.ru/upload/blogs/2c342e3ddfad8612f8cdc764bd65b3cd.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Очень много принципов подбора литературы для детей по гендерному признаку интересы и взгляды родителей национальность вероисповедание но самый основной ориентир это возраст ребенка](https://www.maam.ru/upload/blogs/262def621e9b47be225fb3b002f7b083.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Младший средний возраст яркие книги с твердой обложкой в основном русские народные сказки небольшие стихи](https://www.maam.ru/upload/blogs/5d2a195c670d137d637fa049ad109880.jpg.jpg)
На наш взгляд очень эффективно при знакомстве с художественной литературой, развитии и активизации словаря (можно использовать, как пособие для пересказа). Так как, даже тот ребенок, который не участвует в игре, в свободное время может самостоятельно воспользоваться книгой. Дети проявляют большой интерес, потому что видят знакомые лица, действия которым они были свидетелями.
Важно, чтобы детям читали не только в детском саду, но и в семье – нужно обратить внимание родителей на незнакомые ребенку слова, при чтении часто необходимо остановиться и проговорить «проиграть» это слово. В нашей группе мы предложили родителям такую форму работы с новыми словами как «Альбом подаренных слов», «Шкатулка умных слов» - во время чтения находятся незнакомые слова, которые попадают в ларец умных слов. Ребенок знакомит всех с новым словом, после этого слово попадает в «альбом подаренных слов». «Детский толковый словарь»- толкование незнакомых слов детьми, «Ларец мудрости» - подборка интересных стихов, поговорок, пословиц и др. Данная форма работы, позволяет детям знакомиться с новыми словами, активизирует как пассивный, так и активный словарь, развивает навыки коммуникации, поисковый интерес и творческую активность.
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 С третьего года жизни происходит интенсивное психическое развитие в этом возрасте активно развивается речь словарный запас](https://www.maam.ru/upload/blogs/4fe9aab5a967dfbecaea9f15aec6c208.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Например Темочки Консультации для педагогов и воспитателей Модель трёх вопросов](https://www.maam.ru/upload/blogs/f3019686446f6fb412d6b1b0c6760084.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Образовательная технология ОНР нарушение речи Писатели для детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/fa5e28eece780c77c203c0d6fe319a5f.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Все писатели по фамилиям Развитие детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/39a0456c3df457a87296e8bb05d4549c.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Материалы для педагогов Чтение детская литература Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучшая методическая разработка январь в года слов в года слов](https://www.maam.ru/upload/blogs/dabc76f25d33a92ddf0fea75fb29346e.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Старший дошкольный возраст более серьезные произведения](https://www.maam.ru/upload/blogs/6c1e097b67122e87681721e6a9e93cb5.jpg.jpg)
Читать необходимо и взрослым и детям - это
• развивает мышление
• снижает стресс
• увеличивает словарный запас
• защищает от болезни Альцгеймера
• придает уверенности
• делает нас более творческими
• улучшает сон
• улучшает мозговую активность
• улучшает концентрацию