Ирина Тихонова
Опыт работы по адаптации детей мигрантов в детском саду с помощью русских народных сказок
▼ Скачать + Заказать документы
«Читаем вместе сказки» –адаптации детей мигрантов в детском саду
(из опыта работы)
Тема межнационального взаимодействия в последнее время становится
Публикация «Опыт работы по адаптации детей мигрантов в детском саду с помощью русских народных сказок» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Опыт работы, практика
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
актуальной не только в экономической, политической сферах, но и в образовании. В российские учебные заведения приезжают мигранты разных национальностей, среди которых часто встречаются люди, не вполне освоившие русский язык. Актуальной задачей на сегодняшний день является создание условий, в которых мигранты могли бы благоустроиться и получить образование.
Дошкольный возраст является основой формирования базы готовности к школе, поэтому в детском саду мы учим детей мигрантов русскому языку, который они используют как средство речевого общения со сверстниками, говорящими на русском языке. Языковая адаптация детей иностранных граждан способствует их социализации в современном обществе.
В век технического прогресса, когда чтение литературных произведений, в том числе сказок, уступило место просмотру мультфильмов и компьютерным играм, приобщение детей к художественной литературе стало актуальной задачей для педагога. К сожалению, большинство современных родителей из-за сложных социальных условий, в силу занятости процесс развития речи своего ребенка «пускают на самотек». Решением проблемы повышения интереса к чтению в дошкольной
образовательной организации мы видим в применении педагогами разнообразных форм, методов и приёмов работы с литературными произведениями. В нашем детском саду такой формой работы является проведение акции «Читаем вместе сказки».
Сказки любят все дети : волшебство и приключения увлекают, развлекают и учат добру, справедливости. Прекрасные и загадочные, волшебные сказки повествуют о героических подвигах, творческом труде, о внутренней и внешней красоте героев. Издавна сказка считалась не только самым распространенным, но и необычайно любимым жанром детей. В сказках противопоставляются добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир - очень сложная штука, что в нем есть немало несправедливости, что страх, сожаление и отчаяние в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное, они говорят ребенку, что, если человек не сдается, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменяет своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он в конце концов обязательно победит. Работа со сказками позволяет создавать условия для развития мышления, внимания, памяти, воображения, связной речи детей, способствует становлению нравственных качеств воспитанников.
Сказка — это чудо. Если бы не было чудес, жизнь была бы скучной и неинтересной. Лишь только там, в сказке, есть то, что заставляет людей верить в чудо. В течение многих веков сказка была мудрым воспитателем ребенка. Так же, как и сегодня, сказка учит любить добро, труд, ненавидеть зло. В ней прославляется разум, находчивость, отвага. Она дает яркие примеры подлинной дружбы, преодоления препятствия при достижении намеченной цели.
Работая над проблемой воспитания нравственных качеств личности ребенка через сказку, я сделала вывод, что изучение русских народных сказок, доступных восприятию детей дошкольного возраста, помогает эффективно решать проблему повышения интереса к художественной литературе, развивать нравственные качества личности, коммуникативные навыки.
Знакомство со сказками происходит посредством проектной деятельности. Изучая лексические темы по окружающему миру, дети читают, слушают и пересказывают сказки и рассказы. Используя в работе инновационные технологии, такие как мнемотехника, сторителлинг, кроссенс, виммельбух, дети сочиняют волшебные сказки и истории. Играя в пальчиковые игры, дети запоминают названия сказок и развивают мелкую моторику:
Будем пальчики считать, Будем сказки называть : «Три медведя», «Теремок», «Колобок» – румяный бок!», «Репку» мы не забываем, знаем «Волка и козлят».
Этим сказкам каждый рад!
Передавая «волшебный» клубок, дети называют сказки. В процессе образовательной деятельности проводятся не только речевые игры на развитие речевого общения, но и дидактические настольные игры, направленные на развитие психических процессов: памяти, мышления, пространственного восприятия, воображения. Играя в игру «Разрезные картинки», дети складывают части, пазлы и узнают героя сказки. Технология «кроссенс» учит детей разгадывать головоломки. Сказочный самомассаж с помощью мячиков Су-Джок развивает речь и мелкую моторику пальцев рук: «Колобок катился, в лесу очутился (дети катают мячик по ладошке, встретил зайца ушастого (дети перекатывают мячик к мизинцу); встретил волка зубастого (дети перекатывают мячик к безымянному пальцу); встретил мишку он в лесу (дети перекатывают мячик к среднему пальцу); увидел рыжую лису (дети
перекатывают мячик к указательному пальцу); от лисы не укатился, в ее пасти
очутился. (дети перекатывают мячик к большому пальцу, сжимают в кулак)».
Технология «Виммельбух» развивает внимание, мышление, речь,зрительное восприятие. Дети придумывают буквенные и звуковые сказки, автоматизируют и дифференцируют звуки, упражняются в развитии связной речи и формировании активного словарного запаса, грамматического строя речи.
Работа с произношением и восприятием звуков русского языка строится
в тесной связи с работой над образом буквы. Игры и задания последовательно
знакомят детей с фонетической системой русского языка, позволяют уточнить
артикуляцию звуков, сформировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза, запомнить буквы и приобрести первичные навыки чтения, расширить и уточнить словарный запас. Особое место занимают задания на сравнение языковых систем на всех уровнях: звуковом, буквенном, уровне слов, словосочетаний, предложений и текста.
Чтобы сформировать устойчивый интерес к словотворчеству, дети
совместно с педагогом создают книжки-малышки, которые «живут» в речевом
уголке. С помощью технологии «Сторителлинг» дети сочиняют забавные
сказки и истории, используя в игре «кубики историй»