Илона Откидач
Консультация для родителей «Чему и как мы учим детей»
▼ Скачать + Заказать документы
"Чему и как мы учим детей?"
Все родители хотят вырастить своих детей, людьми, умеющими думать,ориентироваться во всём, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельно решения. Но далеко не все знают, как это сделать, а многие даже и не задумываются о том, что имеется в виду сложная педагогическая задача.
Стремясь сделать своего ребёнка самым умным, родители зачастую спешат дать ему набор знаний, суждений, делающих его похожим на маленького взрослого. Такие, знания или умения с удовольствием демонстрируют окружающим, гордясь тем, чего удалось достигнуть. Вот маленькую Варю поставили на стул, и она громким голосом читает: «Я вас люблю, к чему лукавить, но я другому отдана и буду век ему верна.».А вот четырёхлетний Максим на удивление всем гостям бойко считает до ста. Не отстают и родители Васи- ему только три, а он находит на кубиках почти все цифры. Ну, и конечно, почти все они знают буквы. Но вот вопрос -нужно ли это Варе, Максиму, Васе? Что это? Подлинные знания об окружающем их мире или обыкновенная тренировка памяти?
Ребёнок –чистый лист. Его можно научить всему Но зачастую знания, которые навязываются ребёнку взрослыми, приводят к тупиковым ситуациям. И тогда испуганные родители обращаются к врачам, психологам, педагогам.
Именно в такой момент пришли к психологу родители четырёхлетнего Кирилла. Мальчик стал абсолютно неуправляемым, требовал непрерывного внимания со стороны взрослых, ни на минуту не мог занять себя сам. В детском саду Кирилл не прижился- кричал, плакал, не мог контактировать с детьми. Воспитатели поставили под сомнение психическое здоровье ребёнка. Врачи посоветовали подержать его дома, сказав, что это «не садовский ребёнок»
Но Кирилл охотно вступил в контакт с психологом, жадно набросился на игрушки. Ему собственно, неважно было, чем заниматься, важно было удержать на себе внимание взрослого. Пирамидку он собрал кое -как, без учёта величины колец, и с удовольствием закрыл её колпачком. Но зато с гордостью заявил, что может считать до ста, и тут же продемонстрировал это умение. Оказалось, что он не только умеет считать до ста, но и свободно складывает и вычитает числа в пределах двадцати. Когда психолог поинтересовался,откуда мальчик это знает, ответил: «Запомнил. Я же считал на калькуляторе». Тут вмешался папа: «Моя мечта- купить ему персональный компьютер!».Но то, что происходило дальше,повергло родителей в полное недоумение: Кирилл не соотносил называемые им числительные с реальными предметами. Он не смог пересчитать даже пять кубиков, выложенных перед ним на столе. Не смог он решить и наглядно представленную задачу- сложить две и три палочки, находившиеся в левой и правой руке взрослого, потому, что числа не были взрослым названы, нужно было самостоятельно действовать с конкретными колличествами. Получалось, что знания, приобретённые в устной форме и в работе с калькулятором представляют для Кирилла такой же набор слов, как и любая считалочка. Эти знания, которые на первый взгляд так эффективны, можно сравнить со зданием, построенным над ямой, вырытой для фундамента, но ничем не заполненной. Выяснилось, что мальчик не умеет строить из настольного строителя («Ему это не интересно, он это перерос»,-авторитетно заявили родители,играть с куклами и мишками («Это вообще не для мальчика!»,рисовать. Он предпочитает слушать чтение взрослого И. конечно знает все буквы. Но называние букв, цифр, счёт до ста и даже занятие с калькулятором не приносят ему радости, потому что всё это делается напоказ, чтобы заслужить похвалу у взрослого. Отсутствие же детских видов деятельности превращает его в беспомощное существо, не способное занять себя, мальчик не может играть со сверстниками, потому, что играть не умеет В результате расшатывается нервная система ребёнка,его проявления начинают вызывать мысли о психических отклонениях. В действительности Кирилл совершенно нормальный ребёнок, а в основе трудностей его поведения лежит неправильное воспитание и обучение, приведшее к задержке психического развития.
Так в каждом возрасте ребёнку нужно дать именно, то, что присуще этому возрасту. Не надо стремиться к умственной акселерации. Надо как можно активнее обогащать те стороны развития, к которым этот возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. Например,развить мелкие движения пальцев легче всего в раннем дошкольном возрасте, а если этого не произошло, то догнать упущенное в школьном возрасте очень трудно. И ребёнок не может справиться с письмом палочек, а у взрослого остаётся неразборчивый почерк.
В дошкольном возрасте должны сформироваться правильные представления обо всех предметах,об их форме, цвете, величине. Важно не только то, чему учить ребёнка, но и как его учить, чтобы обучение было развивающим.
Развитие- это присвоение ребёнком общественного опыта, накопленного человечеством. В процессе передачи общественного опыта важно желание ребёнка сотрудничать со взрослым. Передача ребёнку опыта, может происходить по –разному. Многие виды человеческого опыта необходимо передать малышу точно, т. е путём прямого обучения. Например все культурно-гигиенические навыки: как надо есть, как пить, мыть руки….Здесь можно говорить о развитии подражания, памяти, внимания, наблюдательности. Ни один навык, ни одно умение не формируется без воспроизведения. Т. к, человек не может овладеть письмом без упражнений в написании букв, не может научиться рубить дрова, не упражняясь в этой деятельности, но объём знаний, усвоенных в готовом виде, ни умения, усвоенные по подражанию, не могут сами по себе обеспечить развитие творческих возможностей человека. Есть много сторон деятельности, овладение которыми требует не подражания взрослому, а самостоятельного поиска со стороны ребёнка. Дошкольники рано проявляют способность к такому самостоятельному поиску. Человек, не приученный с детского возраста мыслить самостоятельно и усваивающий всё в разжёванном виде, окажется неподготовленным к творческой деятельности, не сможет проявить задатки, данные ему от природы.
Самостоятельное мышление ребёнка может развиваться и в игре,и в конструировании, и в процессе решения практических задач
Счёт-это лишь одна из сторон математического развития. Современная техника помогает производить все счётные операции. А вот мыслить за человека, логически рассуждать,вскрывать скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости не сможет ни одна современная техника. Обучение отвлечённому счёту и натаскивание в счётных операциях никак не может быть выдвинуто на первый план в математическом развитии человека, тем более математическом развитии дошкольника. После того как у ребёнка уже появятся начальные количественные представления, можно начинать обучать его счёту. Считать ребёнок должен только реальные предметы. Он должен называть числительные по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд, слева направо. Получив представлению о числах в пределах 10-ти дети должны понимать отношения между последовательными числами: восемь больше семи, если к семи добавить один, то будет восемь…При это всё демонстрируется на наглядном материале. Только после всей предварительной работы ребёнка можно начать обучать составлению и решению математических задач. В дошкольном возрасте ребёнок знакомится с геометрическими фигурами, сталкиваясь с ними в игровой и практической деятельности. Он должен различать их и правильно называть. Так прокатывая через ворота шар и кубик, ребёнок убеждается, что шар катится, а кубик нет. Дошкольнику надо дать элементарные пространственные и временные ориентировки. Научить ребёнка правильно воспринимать величину предметов- значит обеспечить ориентировку в окружающем предметном мире. В общении с детьми взрослый должен следить за чёткостью словесных определений величины предметов. Воспринимая предметы, ребёнок младшего и среднего дошкольного возраста учитывает лишь один из параметров величины, в первую очередь высоту, что и приводить его зачастую к неверным оценкам и к невозможности сопоставит по величине предметы разной формы или по разному расположенные в пространстве. Соотнесение величин предметов- это путь перехода от конкретного к абстрактному, от чувственного к логическому. Наличие чётких представлений о величине предметов помогает ребёнку во многих жизненных ситуациях, облегчает ориентировку в окружающем мире.