Елена Агапова
Роль наблюдения в развитии исследовательского потенциала
▼ Скачать + Заказать документы
«Человек с улыбающейся душой — всегда счастлив!»
Эта цитата очень подходит для формулировки педагогического правила для детей и подростков vuca-мира.
Что значит «улыбающаяся душа»?
На мой взгляд, это способность радоваться и удивляться, ощущать ресурсную поддержку от нашего мира. Увы, наши дети и подростки чаще грустят: «мне скучно». Это факт, доказанный детскими психологами и социологами.
Причины «грусть - тоски» :
- неспособность самоорганизоваться в игру БЕЗ участия взрослого
- привычка общаться с помощью интернет
- недостаточно выраженный интерес к познанию нового
Публикация «Роль наблюдения в развитии исследовательского потенциала» размещена в разделах
- острая потребность в причастности и нужности и т. д.
Можно ли научить «душу улыбаться»?
Ответ однозначный: да! Включенное наблюдение нам, педагогам и родителям, в помощь! Именно наблюдение и практический эксперимент - основа основ в формировании «улыбающейся души».
Как это работает?
- наблюдение активизирует исследовательский потенциал ученика
- наблюдение позволяет фиксировать «неожиданности», которые мы встречаем на своём пути
- наблюдение +творческий взгляд дают возможность для рождения нового
- чем лучше развит навык «наблюдение», тем больше возможностей для развития «интереса» к тому или иному объекту нашей жизни.
Важно помнить: не может быть наблюдение ради самого наблюдения. Естественный вопрос - а зачем? - в данном случае неизбежен. Мы наблюдаем и объясняем, сопоставляемся разные «наблюдения», играем «а на что это похоже», учим наблюдать цепочки событий и находить в них ответы на вопросы. Учим удивляться увиденному в наблюдении. Наблюдение для развития навыка «радующаяся душа» - это долгий и кропотливый процесс, это основа жизненной философии и мудрости «радости».
Кто должен развивать этот навык? Неужели ЕЩЁ и это необходимо учитывать педагогу? Да, да, да! В современных условиях, когда миссия педагога трансформировалась с предметной области на «научить учиться» - это фундаментальная функция педагогической работы.
Когда это работает?
Только когда «душа радуется» у педагога, который сам владеет этим эффективным жизненным навыком!
Как этому научиться?
- проснулись, подойдите к окну, что вы видите? Что вы наблюдаете? Возможно, птицы слетелись к кормушке? Понаблюдайте, кто из них лидер? Как он себя ведёт? Надо же, возможно, вы нашли похожего на себя воробья? Какой он? Чему у этих птиц мы можем научиться?
- а может за окном дождь? Какой он? Что говорит вам природа? Может отложить дела и пофантазировать под шум капель?
Счастье в деталях, их надо уметь видеть и объяснять! Это тяжёлый, но очень правильный путь в проектировании педагогического взаимодействия с учениками.