Ольга Киселева
Конспект логопедического занятия «Час народной мудрости»
▼ Скачать + Заказать документы
Час народной мудрости
Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение «Детский сад №75 «Светлячок» г. Смоленск.
Разработали: Казеева Л. Г. Киселева О. В.
«Час народной мудрости»
Цель: Необходимость использования развивающих и коррекционных возможностей малых фольклорных форм (пословиц и поговорок) для успешной логопедической работы с дошкольниками, имеющими различный уровень речевого развития.
Словарная работа: пословица, поговорка,
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
Предварительная работа:
• чтение пословиц и поговорок;
• чтение сказок с определением соответствующих пословиц
• знакомство с песенным, танцевальным фольклором русского народа;
• знакомство с народно-прикладным искусством.
• выставка детских рисунков по пословицам.
• картотека пословиц и поговорок
• совместная работа родителей и детей с пословицами различной тематики
• Составление альбома пословиц и поговорок для уголка родителей»;
• Выполнение домашних заданий с использованием пословиц и поговорок.
Задачи:
1. Познакомить с жанром устного народного творчества - пословицы и поговорки.
2. Формировать представление о роли и значении пословиц и поговорок.
3. Побуждать детей самостоятельно использовать в речи пословицы и поговорки, выражая с их помощью своё отношение к окружающему.
4. Развивать наглядно-образное воображение, мышление, творческие способности, интонационную и мимическую выразительность речи.
5. Воспитывать стремление справедливо оценивать свои действия и действия людей, желание радовать старших хорошими поступками.
6. Воспитывать интерес к пословицам и поговоркам, самостоятельность, инициативность, ответственность.
7. Формирование грамматического строя речи, связной речи, обучение творческому рассказыванию и совершенствованию навыков связной речиу детей.
8. Формирование понимания многозначности слов, развития красочности и связности высказывания.
9. Стимулирование речевой активностидетей с ОНР
Ход занятия:
Дети входят под музыку, встают полукругом.
Предлагаю посмотреть вокруг, полюбоваться, как украшен зал.
Логопед : Добрый день! Мы приветствуем наших дорогих детей, воспитателей и гостей.
Сегодня у нас необычная встреча. Она посвящена ПОСЛОВИЦАМ И ПОГОВОРКАМ и называется Час народной мудрости.
В-ль: А ещё узнали мы,
Что вы с пословицей, поговоркой дружны!
И посмотрим мы сейчас,
Кто самый знающий из вас.
Дети садятся на стулья.
Логопед :Величайшее богатство народа – это меткий и образный русский язык, богатый пословицами и поговорками. Как на крыльях, перелетают они века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полёт эта крылатая мудрость…. Пословицы и поговорки складывались ещё до того, как появилась письменность. Они рождены устным народным творчеством древней Руси. Так называлась тогда наша страна Россия. В пословицах и поговоркахнарод передавал детям и внукам свои правила жизни, учил их уму-разуму. Пословицы и поговорки –жанры фольклора, как и сказки, загадки, былины, потому что сочинялись и создавались они самим народом. Это часть нашей русской культуры.
Уже в давние времена создавались сборники пословиц и поговорок. Они встречаются даже в произведении древнерусской письменности: «Слово о полку Игореве».
Пословицы, поговорки живут и сегодня – в разговорной речи, в книгах, в произведениях русских писателей.
В-ЛЬ: Расскажите, а что вы знаете о пословицах и поговорках?
Примерные высказывания детей:
Пословица и поговорки –это народный фольклор.
Они передаются в народе от одного человека к другому, от бабушек и дедушек, от родителей к детям.
Так родители предостерегали своих детей от ошибок.
Пословицы и поговорки учат правильно жить.
Пословицы и поговорки показывают культуру, воспитанность человека.
Они содержат в себе прямой совет и подсказывают как поступить в данной ситуации.
В них заключён глубокий смысл, народная мудрость. Пословицы имеют поучительный смысл.
В-ЛЬ: Пословицы и поговорки учат говорить чётко и выразительно
Пословицы и поговорки украшают нашу жизнь, формируют русский язык, делают речь красивой, интересной живой и остроумной.
Лолопед:
1 слайд
Пословицы и поговорки – это короткие, простые и поучительные суждения,меткие выражения. – это мудрый совет, доброе пожелание. В них отражаются чувства человека: насмешка, печаль, гнев, радость, труд, лень, болтливость, хвастовство и другие. Они имеют прямой и переносный смысл. Вовремя сказанные, они запоминаются на всю жизнь.
2 слайд
Поэтому и говорят:
Умные речи приятно и слушать.
Хорошую речь хорошо и слушать.
По речи узнают человека.
3 слайд
А ещё говорят:
Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.
Цветочек – украшение речи; ягода - суждение, полное, завершённое, зрелое.
4 слайд
Недаром говорится:
Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится
Пословица всем делам помощница
Пословицы читай – себе ум набирай!
5 слайд
Пословица — это самостоятельное законченное предложение, имеющее поучительный смысл и законченное суждение. Она состоит из двух частей: в первой - формулируется условие, во второй- вывод.
6 слайд
Мы привыкли произносить: ПОСЛОВИЦЫ и ПОГОВОРКИ. Они – «неразлей – вода». Друг без друга никуда.
Чем отличается поговорка от пословицы?
В поговорке выражено отношение человека к чему-либо, его чувства. Например:
«Чудеса в решете», «И нашим и вашим». Ни к селу, ни к городу. Утро вечера мудренее. Как снег на голову. Их водой не разольёшь.
Кажется, что поговорка, которую мы сказали - не закончена и недосказана. Её можно заменить другими словами.
Остался ни с чем – Остался с носом
Поговорка не имеет вывода, заключения. Употребляется в разговорах для разнообразия, юмора, характеристики человека или поступка.
7 слайд
Задание: СОСТАВЬ ПОСЛОВИЦУ ПО ПЕРВЫМ БУКВАМ КАРТИНОК
Дети выполняют задание за столами
8 слайд
Задание: Покажи ПОСЛОВИЦУ без СЛОВ движениями, мимикой, жестами.
• Любишь кататься — люби и саночки возить.
• Скучен день до вечера, коли делать нечего.
• По одежде встречают, по уму провожают.
• Кто много читает, тот много знает.
• Слово — не воробей: вылетит — не поймаешь.
• Никто за язык не тянет.
• Как аукнется, так и откликнется.
• Яблоко от яблони недалеко падает.
• Аппетит приходит во время еды.
• Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
9 слайд
ПОСЛОВИЦЫ В ВЕСЁ ЛЫХ ТЕКСТАХ Задание: Продолжи правильно.
Любишь кататься, люби и…
-стиральный порошок
-на солнышке лежать
-саночки возить
-таксисту платить.
Гусь свинье…
-родной брат
-не спонсор
-не товарищ
- крылья не привяжет
После драки…
-все к мамкам бегут
-кулаками не машут
-спать ложатся
-никому
Один в поле…
-не воин
-не воет
-сундук не отроет
-сам себе режиссер.
Тише едешь…
и улитка цела
коня потеряешь
дальше будешь
в лес заедешь.
Без труда не вытащишь и…
жвачку из волос
рыбку из пруда
рыбака из-подо льда
друга и Интернета.
Игра с участием родителей «Составь Пословицу и Поговорку правильно2
10 слайд
ПОСЛОВИЦЫ в РИСУНКАХ
Задание: Какие русские пословицы и поговорки напоминают вам эти рисунки?
В-ЛЬ:
11 слайд
Мини драматизация«3 МЫШКИ». Встретились как-то раз 3 мышки и заспорили, кто из них лучше знает пословицы.
Задание: Подбери правильный вариант пословицы.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей
Не имей 100 друзей, а имей 100 рублей
Не имей 100 рублей, не имей 100 друзей
Логопед :
12- 14 слайды
ЧТО ОЗНАЧАЮТ ЭТИ ПОСЛОВИЦЫ и ПОГОВОРКИ?
Задание: Объясни смысл пословицы/ поговорки.
7 раз отмерь, один раз отрежь… Перед тем как сделать, решить что-либо ответственное и серьезное, тщательно обдумай, все предусмотри. Предостерегает нас от принятия спонтанных решений, напоминает, что надо взвешивать каждый шаг, заранее предусматривать последствия своих дел.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда…. Ничто не может быть достигнуто без усилий. если ты чего-то хочешь, то одного желания будет мало, надо постараться что-то для этого сделать. На примере пословицы мы видим, что если ты хочешь кушать, то пойди и вытащи рыбку и ты будешь сыт. Так же и в жизни! Если ты, что-то хочешь добиться, пойди поработай, потрудись и ты это получишь.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе…. Ничто не может быть достигнуто без усилий. если ты чего-то хочешь, то одного желания будет мало, надо постараться что-то для этого сделать. На примере пословицы мы видим, что если ты хочешь кушать, то пойди и вытащи рыбку и ты будешь сыт. Так же и в жизни! Если ты, что-то хочешь добиться, пойди поработай, потрудись и ты это получишь.
Любишь кататься – люби и саночки возить
Любишь отдыхать, люби и трудиться. Вы любите отдыхать и развлекаться? Скорее всего да, кто же этого не любит… А считаете ли вы, что для того, чтобы хорошо отдохнуть порой нужно хорошо потрудиться? Если да, то вы, как раз, тот человек, которого ставит в пример поучительная пословица
За 2 зайцами погонишься – ни одного не поймаешь…Если возьмешься сразу за несколько дел, не добьешься результата ни в одном.
Яблоко от яблони недалеко падает…. В детях повторяются недостатки, пороки их родителей. Каковы родители, такие и дети, то есть под родителем подразумевается "яблоня", а под дитём "яблоко«. Употребляют тогда, когда замечают, что ребёнок ведёт себя также, как его родители. Пословицу надо понимать так: если у людей с самого начала разные интересы и возможности, то сотрудничества или дружбы у них не получится.
Гусь свинье не товарищ … Разных по своей природе, характеру или общественному положению людей ничто не может объединить. Проще
говоря: не чета, не пара, неровня.
Воспитатель:
15 слайд
Покажем пословицы и поговорки игрой на музыкальных инструментах
Задание: Проговариваем пословицу и показываем её с помощью музыкальных инструментов, используя разную громкость, ритм, темп.
Проводит логопед, воспитатель вместе с детьми.
1. Чётко проговаривать Век живи, век трудись. а, трудясь. – век учись. /просто
2. медленно, перед собойБез учёбы и труда - пауза – быстроне придёт к тебе еда.
3. Обычно, перед собой Вместе тесно - вверху. громко – а врозь- скучно.
4. Шёпотом на ушко одномуОдин за всех, и все- за одного
погромче на другое ушко Один за всех, и все – за одного
Громко для зрителей- Один за всех, и все – за одного
5. торжественно. громко, перед собой- Если народ един– вверху
Логопед :
16 слайд
Рассказ «Для чего человек работает» :
Трое работников строили дом. К ним подошё л старый мужчина и спросил: «Что вы делаете?». Один работник ответил: «Камни складываю», второй ответил: «Деньги зарабатываю», третий ответил: «Строю красивый дом, чтобы люди радовались и благодарили меня».
Вопрос: К которому из работников подходит пословица «Без труда человек не познает счастья»? Объясните почему?
Итог занятия :
Логопед : О каких жанрах устного народного творчества сегодня мы говорили?
- О чём бывают пословицы и поговорки?
- Чему они нас учат?
- Что нового вы узнали сегодня?
- Что вам понравилось?
Ответы детей.
Логопед : Сегодня мы вели разговор о пословицах и поговорках, учились понимать их значение.
Каждый из вас узнал что-то новое о пословицах и поговорках, лучше узнал культуру русского народа, а значит, стал умнее
Пусть пословицы и поговорки живут в вашем языке. И тогда ваша речь будет красивой, точной, выразительной! Старайтесь их использовать как можно чаще в повседневной жизни, делайте их помощниками всех дел. Используйте пословицы как подсказку при решении важных вопросов. Для всякого случая есть своя пословица — короткая Мудрая мысль, поучение, как правильно поступать, а как не правильно. Человек, вооруженный набором пословиц и поговорок, чувствует себя в мире гораздо комфортнее. Ведь у него уже есть ответы на многие вопросы.
А ещё пословицы и поговорки сделают вас мудрее и добрее. И тогда дружеское общение с окружающими, друзьями, родителями будет приятным и интересным.
Молодцы! Вы меня удивили! Вы сегодня показали, как вы любите свой родной язык. Вы выполнили все трудные задания. А поэтому награждаетесь памятными медалями.
НАГРАЖДЕНИЕ.
Логопед : СТИХОТВОРЕНИЕ
Пословицы недаром молвятся
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится-
Ведь с ней и горе и беда.
И наша речь красна пословицей:
Об этом помним мы, друзья!
Спасибо нашим гостям за внимание, а вам за интересные ответы. Мы будем продолжать знакомиться с пословицами и поговорками и дальше.
Наше занятие подошло к концу! До новых встреч!
Музыка.