МААМ-картинки

Конспект логопедического занятия «Час народной мудрости»

Ольга Киселева
Конспект логопедического занятия «Час народной мудрости»
▼ Скачать + Заказать документы

Час народной мудрости

Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение «Детский сад №75 «Светлячок» г. Смоленск.

Разработали: Казеева Л. Г. Киселева О. В.

«Час народной мудрости»

Цель: Необходимость использования развивающих и коррекционных возможностей малых фольклорных форм (пословиц и поговорок) для успешной логопедической работы с дошкольниками, имеющими различный уровень речевого развития.

Словарная работа: пословица, поговорка,

Темочки:

Предварительная работа:

• чтение пословиц и поговорок;

• чтение сказок с определением соответствующих пословиц

• знакомство с песенным, танцевальным фольклором русского народа;

• знакомство с народно-прикладным искусством.

• выставка детских рисунков по пословицам.

• картотека пословиц и поговорок

• совместная работа родителей и детей с пословицами различной тематики

• Составление альбома пословиц и поговорок для уголка родителей»;

• Выполнение домашних заданий с использованием пословиц и поговорок.

Задачи:

1. Познакомить с жанром устного народного творчества - пословицы и поговорки.

2. Формировать представление о роли и значении пословиц и поговорок.

3. Побуждать детей самостоятельно использовать в речи пословицы и поговорки, выражая с их помощью своё отношение к окружающему.

4. Развивать наглядно-образное воображение, мышление, творческие способности, интонационную и мимическую выразительность речи.

5. Воспитывать стремление справедливо оценивать свои действия и действия людей, желание радовать старших хорошими поступками.

6. Воспитывать интерес к пословицам и поговоркам, самостоятельность, инициативность, ответственность.

7. Формирование грамматического строя речи, связной речи, обучение творческому рассказыванию и совершенствованию навыков связной речиу детей.

8. Формирование понимания многозначности слов, развития красочности и связности высказывания.

9. Стимулирование речевой активностидетей с ОНР

Ход занятия:

Дети входят под музыку, встают полукругом.

Предлагаю посмотреть вокруг, полюбоваться, как украшен зал.

Логопед : Добрый день! Мы приветствуем наших дорогих детей, воспитателей и гостей.

Сегодня у нас необычная встреча. Она посвящена ПОСЛОВИЦАМ И ПОГОВОРКАМ и называется Час народной мудрости.

В-ль: А ещё узнали мы,

Что вы с пословицей, поговоркой дружны!

И посмотрим мы сейчас,

Кто самый знающий из вас.

Дети садятся на стулья.

Логопед :Величайшее богатство народа – это меткий и образный русский язык, богатый пословицами и поговорками. Как на крыльях, перелетают они века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полёт эта крылатая мудрость…. Пословицы и поговорки складывались ещё до того, как появилась письменность. Они рождены устным народным творчеством древней Руси. Так называлась тогда наша страна Россия. В пословицах и поговоркахнарод передавал детям и внукам свои правила жизни, учил их уму-разуму. Пословицы и поговорки –жанры фольклора, как и сказки, загадки, былины, потому что сочинялись и создавались они самим народом. Это часть нашей русской культуры.

Уже в давние времена создавались сборники пословиц и поговорок. Они встречаются даже в произведении древнерусской письменности: «Слово о полку Игореве».

Пословицы, поговорки живут и сегодня – в разговорной речи, в книгах, в произведениях русских писателей.

В-ЛЬ: Расскажите, а что вы знаете о пословицах и поговорках?

Примерные высказывания детей:

Пословица и поговорки –это народный фольклор.

Они передаются в народе от одного человека к другому, от бабушек и дедушек, от родителей к детям.

Так родители предостерегали своих детей от ошибок.

Пословицы и поговорки учат правильно жить.

Пословицы и поговорки показывают культуру, воспитанность человека.

Они содержат в себе прямой совет и подсказывают как поступить в данной ситуации.

В них заключён глубокий смысл, народная мудрость. Пословицы имеют поучительный смысл.

В-ЛЬ: Пословицы и поговорки учат говорить чётко и выразительно

Пословицы и поговорки украшают нашу жизнь, формируют русский язык, делают речь красивой, интересной живой и остроумной.

Лолопед:

1 слайд

Пословицы и поговорки – это короткие, простые и поучительные суждения,меткие выражения. – это мудрый совет, доброе пожелание. В них отражаются чувства человека: насмешка, печаль, гнев, радость, труд, лень, болтливость, хвастовство и другие. Они имеют прямой и переносный смысл. Вовремя сказанные, они запоминаются на всю жизнь.

2 слайд

Поэтому и говорят:

Умные речи приятно и слушать.

Хорошую речь хорошо и слушать.

По речи узнают человека.

3 слайд

А ещё говорят:

Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

Цветочек – украшение речи; ягода - суждение, полное, завершённое, зрелое.

4 слайд

Недаром говорится:

Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится

Пословица всем делам помощница

Пословицы читай – себе ум набирай!

5 слайд

Пословица — это самостоятельное законченное предложение, имеющее поучительный смысл и законченное суждение. Она состоит из двух частей: в первой - формулируется условие, во второй- вывод.

6 слайд

Мы привыкли произносить: ПОСЛОВИЦЫ и ПОГОВОРКИ. Они – «неразлей – вода». Друг без друга никуда.

Чем отличается поговорка от пословицы?

В поговорке выражено отношение человека к чему-либо, его чувства. Например:

«Чудеса в решете», «И нашим и вашим». Ни к селу, ни к городу. Утро вечера мудренее. Как снег на голову. Их водой не разольёшь.

Кажется, что поговорка, которую мы сказали - не закончена и недосказана. Её можно заменить другими словами.

Остался ни с чем – Остался с носом

Поговорка не имеет вывода, заключения. Употребляется в разговорах для разнообразия, юмора, характеристики человека или поступка.

7 слайд

Задание: СОСТАВЬ ПОСЛОВИЦУ ПО ПЕРВЫМ БУКВАМ КАРТИНОК

Дети выполняют задание за столами

8 слайд

Задание: Покажи ПОСЛОВИЦУ без СЛОВ движениями, мимикой, жестами.

• Любишь кататься — люби и саночки возить.

• Скучен день до вечера, коли делать нечего.

• По одежде встречают, по уму провожают.

• Кто много читает, тот много знает.

• Слово — не воробей: вылетит — не поймаешь.

• Никто за язык не тянет.

• Как аукнется, так и откликнется.

• Яблоко от яблони недалеко падает.

• Аппетит приходит во время еды.

• Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

9 слайд

ПОСЛОВИЦЫ В ВЕСЁ ЛЫХ ТЕКСТАХ Задание: Продолжи правильно.

Любишь кататься, люби и…

-стиральный порошок

-на солнышке лежать

-саночки возить

-таксисту платить.

Гусь свинье…

-родной брат

-не спонсор

-не товарищ

- крылья не привяжет

После драки…

-все к мамкам бегут

-кулаками не машут

-спать ложатся

-никому

Один в поле…

-не воин

-не воет

-сундук не отроет

-сам себе режиссер.

Тише едешь…

и улитка цела

коня потеряешь

дальше будешь

в лес заедешь.

Без труда не вытащишь и…

жвачку из волос

рыбку из пруда

рыбака из-подо льда

друга и Интернета.

Игра с участием родителей «Составь Пословицу и Поговорку правильно2

10 слайд

ПОСЛОВИЦЫ в РИСУНКАХ

Задание: Какие русские пословицы и поговорки напоминают вам эти рисунки?

В-ЛЬ:

11 слайд

Мини драматизация«3 МЫШКИ». Встретились как-то раз 3 мышки и заспорили, кто из них лучше знает пословицы.

Задание: Подбери правильный вариант пословицы.

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей

Не имей 100 друзей, а имей 100 рублей

Не имей 100 рублей, не имей 100 друзей

Логопед :

12- 14 слайды

ЧТО ОЗНАЧАЮТ ЭТИ ПОСЛОВИЦЫ и ПОГОВОРКИ?

Задание: Объясни смысл пословицы/ поговорки.

7 раз отмерь, один раз отрежь… Перед тем как сделать, решить что-либо ответственное и серьезное, тщательно обдумай, все предусмотри. Предостерегает нас от принятия спонтанных решений, напоминает, что надо взвешивать каждый шаг, заранее предусматривать последствия своих дел.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда…. Ничто не может быть достигнуто без усилий. если ты чего-то хочешь, то одного желания будет мало, надо постараться что-то для этого сделать. На примере пословицы мы видим, что если ты хочешь кушать, то пойди и вытащи рыбку и ты будешь сыт. Так же и в жизни! Если ты, что-то хочешь добиться, пойди поработай, потрудись и ты это получишь.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе…. Ничто не может быть достигнуто без усилий. если ты чего-то хочешь, то одного желания будет мало, надо постараться что-то для этого сделать. На примере пословицы мы видим, что если ты хочешь кушать, то пойди и вытащи рыбку и ты будешь сыт. Так же и в жизни! Если ты, что-то хочешь добиться, пойди поработай, потрудись и ты это получишь.

Любишь кататься – люби и саночки возить

Любишь отдыхать, люби и трудиться. Вы любите отдыхать и развлекаться? Скорее всего да, кто же этого не любит… А считаете ли вы, что для того, чтобы хорошо отдохнуть порой нужно хорошо потрудиться? Если да, то вы, как раз, тот человек, которого ставит в пример поучительная пословица

За 2 зайцами погонишься – ни одного не поймаешь…Если возьмешься сразу за несколько дел, не добьешься результата ни в одном.

Яблоко от яблони недалеко падает…. В детях повторяются недостатки, пороки их родителей. Каковы родители, такие и дети, то есть под родителем подразумевается "яблоня", а под дитём "яблоко«. Употребляют тогда, когда замечают, что ребёнок ведёт себя также, как его родители. Пословицу надо понимать так: если у людей с самого начала разные интересы и возможности, то сотрудничества или дружбы у них не получится.

Гусь свинье не товарищ … Разных по своей природе, характеру или общественному положению людей ничто не может объединить. Проще

говоря: не чета, не пара, неровня.

Воспитатель:

15 слайд

Покажем пословицы и поговорки игрой на музыкальных инструментах

Задание: Проговариваем пословицу и показываем её с помощью музыкальных инструментов, используя разную громкость, ритм, темп.

Проводит логопед, воспитатель вместе с детьми.

1. Чётко проговаривать Век живи, век трудись. а, трудясь. – век учись. /просто

2. медленно, перед собойБез учёбы и труда - пауза – быстроне придёт к тебе еда.

3. Обычно, перед собой Вместе тесно - вверху. громко – а врозь- скучно.

4. Шёпотом на ушко одномуОдин за всех, и все- за одного

погромче на другое ушко Один за всех, и все – за одного

Громко для зрителей- Один за всех, и все – за одного

5. торжественно. громко, перед собой- Если народ един– вверху

Логопед :

16 слайд

Рассказ «Для чего человек работает» :

Трое работников строили дом. К ним подошё л старый мужчина и спросил: «Что вы делаете?». Один работник ответил: «Камни складываю», второй ответил: «Деньги зарабатываю», третий ответил: «Строю красивый дом, чтобы люди радовались и благодарили меня».

Вопрос: К которому из работников подходит пословица «Без труда человек не познает счастья»? Объясните почему?

Итог занятия :

Логопед : О каких жанрах устного народного творчества сегодня мы говорили?

- О чём бывают пословицы и поговорки?

- Чему они нас учат?

- Что нового вы узнали сегодня?

- Что вам понравилось?

Ответы детей.

Логопед : Сегодня мы вели разговор о пословицах и поговорках, учились понимать их значение.

Каждый из вас узнал что-то новое о пословицах и поговорках, лучше узнал культуру русского народа, а значит, стал умнее

Пусть пословицы и поговорки живут в вашем языке. И тогда ваша речь будет красивой, точной, выразительной! Старайтесь их использовать как можно чаще в повседневной жизни, делайте их помощниками всех дел. Используйте пословицы как подсказку при решении важных вопросов. Для всякого случая есть своя пословица — короткая Мудрая мысль, поучение, как правильно поступать, а как не правильно. Человек, вооруженный набором пословиц и поговорок, чувствует себя в мире гораздо комфортнее. Ведь у него уже есть ответы на многие вопросы.

А ещё пословицы и поговорки сделают вас мудрее и добрее. И тогда дружеское общение с окружающими, друзьями, родителями будет приятным и интересным.

Молодцы! Вы меня удивили! Вы сегодня показали, как вы любите свой родной язык. Вы выполнили все трудные задания. А поэтому награждаетесь памятными медалями.

НАГРАЖДЕНИЕ.

Логопед : СТИХОТВОРЕНИЕ

Пословицы недаром молвятся

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится-

Ведь с ней и горе и беда.

И наша речь красна пословицей:

Об этом помним мы, друзья!

Спасибо нашим гостям за внимание, а вам за интересные ответы. Мы будем продолжать знакомиться с пословицами и поговорками и дальше.

Наше занятие подошло к концу! До новых встреч!

Музыка.

Публикации по теме:

План-конспект фронтального логопедического занятия «Звук [ы]» Тема занятия: «Звук «Ы». Цели: 1. Познакомить детей со звуком «Ы»; 2. Закрепить правильную артикуляцию звука «Ы»; 3. Развитие фонематического.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

Конспект логопедического занятия для детей 5–6 лет «Звуки [М], [М’]. Буква «М» Конспект логопедического занятия для детей 5-6 лет на тему: «Звуки [М], [М']. Буква «М» Коррекционно-развивающие задачи: 1. Учить детей.

Конспект логопедического занятия «Мы со звуками играем. Звук [С]» .

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Дом» Цели: Образовательные: Продолжать работу над развитием грамматического строя речи: учить согласовывать числительное один с существительными.

Конспект логопедического занятия «Звук и буква «Ч» .

Конспект логопедического занятия «Звуки [с]-[с’]»Конспект логопедического занятия «Звуки [с]-[с’]» Цель: дать детям представление о положении речевых органов при произнесении звука. Обучающие: уточнить и закрепить правильное произношение.

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему «Звуки [С] — [Ш]» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» Конспект подгруппового логопедического занятия на тему.

Копилочка народной мудростиКопилочка народной мудрости Позвольте пригласить вас на мою страничку и предложить вашему вниманию буклет "Копилочка народной мудрости". Работая над проектом " Что.

Конспект логопедического занятия «Новогоднее путешествие»Конспект логопедического занятия «Новогоднее путешествие» Тема: «Новогоднее путешествие». Цель занятия: Уточнить и закрепить у детей представление о празднике «Новый год». Задачи: 1. Упражнять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия «Час народной мудрости»
Опубликовано: 23 мая 2021 в 13:51
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект логопедического занятия «Час народной мудрости»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Киселева (УИ 667168) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД