Инна Бордюг
Досуг «Чайные посиделки» с элементами изотерапии для детей среднего и старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи:
1. Познакомить детей с народными традициями чаепития в России, историей появления чая на Руси.
2. Воспитывать уважение к народным промыслам, обычаям и традициям своей Родины.
3. Воспитывать у детей чувства гостеприимства.
4. Развивать умения изображать рисунок на чайной посуде (блюдце, чашке).
5. Способствовать самовыражению, развитию творческих способностей, эстетического вкуса.
Публикация «Досуг „Чайные посиделки“ с элементами изотерапии для детей среднего и старшего возраста» размещена в разделах
- Изотерапия в детском саду
- Посиделки
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Чай, чайные листья
- Чайная посуда, сервиз, чашки
- Темочки
Оборудование: презентация, краски или гуашь, кисти разных размеров, одноразовые пластиковые чашки, тарелочки, стаканы, вода, бумажные салфетки, упаковка с чаем, чайные чашки, сушки, бублики, сухарики.
I. Приветствие.
- Добрый день, ребята, я рада видеть всех вас на наших чайных посиделках. Присаживайтесь рядком, да поговорим ладком.
II. Основная часть.
1. Вступительная беседа и рассказ воспитателя.
Перед вами карта мира (глобус, где можно увидеть все страны. Кто может показать, где расположена наша страна – Россия? (Показ ребенка.) На нашей планете много разных стран. У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Как вы понимаете слово «традиция»? (Ответы детей.)
- Правильно! «Традиция» - это слово не русское, в переводе с латинского оно означает «передача». Традиция – это то, что передается от одного поколения к другому. Традиции бывают и семейные. Какие традиции приняты в вашей семье? (Дети рассказывают о своих семейных традициях.)
- Сегодня мы поговорим о традициях чаепития. Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов свои. «Чай» - это китайское слово. Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая: «Давным-давно пастухи заметили, что стоит овцам пощипать листьев вечнозеленого растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираются на кручи. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они высушили их, заварили в кипятке, как это делали с другими лекарственными травами, и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив сил».
Чай – это кустарник (Показ слайдов №1,2,3,4)
Какую часть растения используют для приготовления чая? (Ответы детей.) Чай — это прекрасный, полезный напиток, пришедший к нам из далеких времен. Чай хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение.
Чай горячий, ароматный,
И на вкус весьма приятный,
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет,
Силы новые дает
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир
Славит чудо-эликсир.
Впервые чай стали пить в Китае, где он известен с древних времен. Там он ценился очень высоко. Императоры дарили его своим вельможам за особые заслуги. Во дворце этот ароматный напиток пили во время торжественных придворных церемоний. Поэты воспевали чай в стихах. Во времена правления китайского императора Киенг Лона выпускалась чайная фарфоровая посуда. На чашках, которые там изготовлялись, была написана сочиненная им поэма, прославляющая чай.
В Китае измельченные чайные листья, спрессованные в брикеты, лепешки
или полуторакилограммовые «доски» долго использовались в качестве денег. Чиновники взимали с населения особые поборы— чаевые. Выращивание и изготовление чая в Китае было окружено такой же тайной, как и производство шелка, фарфора, бумаги.
Чай начинает свое триумфальное шествие по миру. Он попадает в Японию, затем в Корею, Индию, Индонезию, Иран, Монголию, в Юго-Восточную Сибирь и в Среднюю Азию. На первых порах не все европейцы умели обращаться с чаем. Сохранился забавный рассказ об одном английском моряке, который прислал своей матери ценный по тем временам подарок — фунт чая (приблизительно 400 г). Мать пригласила гостей на изысканное заморское блюдо. Сварив весь чай в миске, она слила ненужную, по ее мнению, коричневую горькую воду и разложила по порциям вываренные чайные листья, затем она приправила их сметаной и подала к столу.
А как чай попал в Россию?
В 1638 г. русский царь Михаил Федорович Романов направил своих послов в Сибирь с богатыми дарами к монгольскому правителю Алтан-хану. Тот встретил их с почестями. Во время знатного обеда гостей поили каким-то терпким горьковатым напитком. Провожая русских посланников, хан подарил царю 200 пакетов с надписью «бахча». «Чай для заварки» — так перевели царю эти слова.
Возвратившись в Москву и вручая царю дорогие ханские дары, послы с опаской передали ему пакеты с сушеными листьями, ссылаясь на утверждение монголов об их целебной силе. Лекарь испробовал действие отвара на заболевшем придворном. Тот выпил и подтвердил, что ему полегчало. Вот и стали лечить этим питьем царя и его приближенных.
Для бедных людей чай был почти недоступен, и они пили его лишь в особых случаях, так как чай был очень дорогим. Поэтому и возникло выражение «чайком побаловаться». А многие простые люди даже не знали, как заваривать чай.
Вопрос: Дети, а знаете ли вы, как надо правильно заваривать чай? (рассказывают, показывают.)
Заварочный чайник несколько раз ополаскивали кипятком, затем засыпали
заварку и заливали кипятком, давали настояться несколько минут, накрывая специальной салфеткой, а затем пили ароматный, душистый чай.
В России первое время были и противники чая. А кое-кто приписывал чаю вредные свойства. Но постепенно были оценены истинные достоинства этого напитка. В крупных городах страны открывались специализированные магазины, торговавшие самыми разнообразными сортами чая. Мужчин, торговавших чаем, называли «чайниками», а женщин «чайницами».
В XVIII веке в России изобрели самовар. (Слайд № 5,6)
Поначалу его изготовили на Урале. Когда же началось массовое производство самоваров, особенно много их изготавливали в Туле. Внутри самовара находилась труба. В нее засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь. Их поджигали лучиной, раздували огонь, и вода закипала. Сверху у самовара имеется приспособление для установки заварного чайника. В наши дни самовар считается таким же традиционным русским сувениром, как матрешка, балалайка, расписная хохломская посуда.
(Пролушивание песни в исполнении Леонида Утесова «У самовара я и моя Маша», просмотр слайдов № 7, 8, 9, 10).
- С появлением самовара родился добрый обычай: всей семьей собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждали новости, решали семейные дела. (Просмотр слайдов № 11,12)
- Какие полезные свойства чая вы знаете?
- Перечислите, пожалуйста, что на фото вы видели на столах, накрытых для чайных церемоний в русских традициях? (Дети перечисляют).
(Слайд №13)
- Во что принято у нас разливать чай? (Чайные чашки с блюдцами или просто чайные чашки). И чем красивей эта посуда, тем приятней чайная церемония! (Повторение слайдов № 7, 8,9,10,13)
- Давайте с вами побудем в роли художников, работающих на заводе по производству и росписи чайной посуды, и распишем для себя чайную пару (чашку, блюдце). Для этого нам понадобятся: пл. чашки, блюдца, краски или гуашь, кисти, вода, стаканчики для воды, салфетки, ватные палочки.
III. Практическая часть.
1. Показ последовательности работы воспитателем.
2. Самостоятельная работа детей под руководством воспитателя: выполнение рисунка разными кисточками, пальчиками, ватными палочками.
IV. Коллективный отдых.
Воспитатель: А пока сохнут наши работы, не пора ли нам, ребята, попить чайку, отдохнуть и поиграть? Приглашаем всех к столу. Чай у нас не простой, а с разною травой, пейте - не разливайте и на вкус определяйте.
1. Дидактическая игра “Отгадай аромат» (Клубника- клубничный, ромашка - ромашковый и т. д.)
2. Конкурс загадок.
• В брюхе — баня,
В носу — решето,
На голове — пупок.
• Всего одна рука
И та — на спине. (Чайник.)
• Бел, как снег
В чести у всех.
В рот попал —
Там и пропал. (Сахар.)
• Что на сковородку наливают,
Вчетверо сгибают,
Да в сметану макают? (Блин.)
• Сверху дыра,
Снизу дыра,
А посередине —
Огонь да вода. (Самовар.)
• Ножек четыре,
Шляпок одна.
Нужен, коль станет
Чаевничать вся семья. (Стол.)
• Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
Я одна тебя не съем,
Разделю ребяткам всем. (Бублик.)
• Цветом желт и ароматен,
В чай кладут и чай приятен.
Только очень кислый он,
А зовут его. (лимон.)
V. Заключительная часть.
1. Выставка работ.
2. Обсуждение и оценка творческого задания.
- Какая работа заслуживает большего внимания? Почему? Какие элементы росписи были более выразительными? Почему? Чем они выполнены? Какой способ росписи был более приятен? Почему? Что можно дополнить, изменить? Какие были трудности? Что было легко выполнять? Какие чувства испытывали в процессе работы? Какое настроение в конце занятия у каждого воспитанника? Как изменилось ваше внутреннее состояние?
3. Итог занятия.
- Что нового и интересного вы узнали о чае? (откуда к нам чай пришел, как он растет, как его собирают, как его правильно заваривать, с чем его пьют, из какой посуды.)
Когда вернетесь домой, расскажите своим близким все эти интересные истории и угостите их чаем.
В завершение занятия
Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится,
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобей полезней,
Помогает от болезней.
Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью — лучший друг!
Спасибо за внимание!