Анастасия Багрова
Центр познания. Уголок патриотического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы: Гвоздева Ольга Витальевна,
воспитатель МОУ Детского сада № 361
Багрова Анастасия Николаевна,
воспитатель МОУ Детского сада № 361
Пояснительная записка
«Прежде чем давать знания, надо научить думать,
воспринимать, наблюдать».
В. Сухомлинский
Актуальность проблемы
Публикация «Центр познания, Уголок патриотического воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Оформление детских садов
- Патриотический уголок. Уголок краеведения
- Уголки и центры в группах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» январь 2019
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ.
О важности данной проблемы свидетельствует принятие Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ», где подчеркивается, что патриотизм должен стать основой консолидации общества и укрепления государства.
Таким образом нравственно – патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Принципы построения предметно-пространственной среды (в соответствии с ФГОС ДО).
При создании в Центре «Познания» уголка «Патриотического воспитания» в нашей группе в основу легли следующие принципы:
1. Информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;
2. Вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;
3. Полифункциональности, предусматривающей обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;
4. Педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
5. Трансформируемости, обеспечивающей возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию организованного пространства.
Научные и методические источники:
1. Закон273-ФЗ “Об образовании в РФ”
2. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, с внесением изменений от 15.05.2013 № 26.
3. ФГОС дошкольного образования (от 17.10.2013 № 1155, зарегистрированном в Минюсте 14.11.2013 № 30384).
4. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П. и др. «Система патриотического воспитания в ДОУ» - Волгоград, «Учитель», 2007 г. ;
5. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. «Детям о великой победе!» - Москва, «Гном и Д», 2005 г. ;
6. Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина?» - Москва, ТЦ «Сфера», 2004 г. ;
7. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников», - Москва, «Айрис-пресс», 2007 г.
8. Зацепина М. Б. «Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников», М. «Мозаика-Синтез»,2008-2010г. г.
9. Зацепина М. Б. «Народные праздники в детском саду», М.»Мозаика- Синтез», 2010г.
10. Алёшина Н. В. «Знакомим дошкольников с родным городом», – М. : ТЦ Сфера, 1999г
11. Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью».
12. Ветохина А. Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
13. Маханева М. Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников».
14. Мулько И. Ф. «Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет».
Характеристика деятельности педагогов и детей
в созданной предметно-развивающей среде:
Создавая в Центре «Познания» уголок «Патриотического воспитания» в группе, мы учитывали особенности наших детей:
• возраст дошкольников,
• уровень их развития,
• склонности, способности, интересы,
• гендерный состав,
• личностные особенности.
Задачи:
1. Формировать интерес к истории и культуре родного края, к традициям и культуре русского народа.
2. Формировать эмоционально-ценностные отношения к семье, людям, своему городу.
3. Воспитывать бережное отношения к природе родного края и всему живому.
4. Развивать познавательную активность детей, способность к преобразованию окружающего мира на основе формирования исследовательской и творческой деятельности.
5. Развивать потребность в самореализации в разных видах деятельности.
В Центре «Познания» уголок «Патриотического воспитания» содержит:
• Социально-нравственное воспитание (семья, семейные традиции и праздники, ближайшее окружение, генеалогическое древо, взаимодействие со сверстниками, родной дом, детский сад).
• Ознакомление с малой Родиной (родной город и его улицы, природа, транспорт, архитектура, достопримечательности родного города, символика и гимн, люди города, стихи и рассказы о городе).
• Приобщение к народной культуре (русские игрушки, предметы старины, изделия декор-прикл. искусства, русская-народная изба, национальные костюмы, народные праздники, древняя Русь, фольклор).
• Ознакомление с Родным краем (символика, животный и растительный мир, достопримечательности, исторические особенности).
• Ознакомление с Родной страной (символика, гимн, карта страны, животный и растительный мир, промышленность и сельское хозяйство, достопримечательности, Великая отечественная война, национальные праздники и обычаи) Наша планета Земля (модель земного шара, национальности)
Ожидаемые результаты.
Дети должны знать:
• домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
• место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
• место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия; флору и фауну города и области; крупные города области, а также находить их на карте; природоохранные мероприятия;
• свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столиц нашей Родины — Москву (знать историю, достопримечательности несколько крупных городов, страну и показывать их на карте России флаг, герб, гимн России);
• представителей других национальностей, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
• природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
• название планеты, на которое мы живем;
• пять-шесть народов, живущих на Земле, их быт, традиции; климатические и природные условия не которых стран; животных, которые там живут, и растения, которые там растут.