Жанна Машина
Консультация для педагогов «Бумажная мозаика»
▼ Скачать + Заказать документы
Бумажная мозаика
Много интересных игр и пособий воспитатель может изготовить сам, своими руками. Иногда к этому можно привлечь старших детей. К таким самодельным играм относится, например, бумажная мозаика, т. е. наборы вырезанных из бумаги разнообразных форм для раскладывания и расклеивания.
В каждом детском саду найдутся обрезки бумаги, обложки тетрадей, старые плакаты.
Темочки:
- Аппликация мозаичная. Мозаика из бумаги
- Бумага. ИЗО, поделки
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Младшим детям достаточно дать два-три по возможности ярких цвета (красный, синий). Старшим можно давать не только яркие цвета, но и сочетания светлых и темных, например черного для фона, голубого для узора или желтого для фона и коричневого для узора. Такие сочетания развивают умение составлять красивый рисунок.
Если есть простая белая бумага и желтые и синие обложки тетрадей, можно организовать с детыми интересное занятие: белые узоры и фигурки на синем фоне смотрятся как будто они из снега.
Готовые формы могут быть разнообразными:
1. типа геометрической мозаики, из которой дети выкладывают узоры свободно или по образцам;
2. разнообразные растительные и другие формы, из которых дети составляют декоративные композиции;
3. разнообразные формы для конструктивной мозаики, т. е. для создания изображения предмета из частей.
Для каждого из этих занятий требуются особые наборы форм, кото-рые меняются в зависимости оттого, детям какого возраста дается мате-риал.
Какой бы вид занятия ни проводился, нужно избегать таких указа-ний, которые подавляют инициативу детей, лишают их возможности са-мим подумать, изменить, выбрать.
Наклеивание готовых геометрических форм
Дети 3-4 лет только еще осваиваются с разнообразным материалом. Для них надо приготовить немного форм (круги, квадраты, треугольники, ромбы, полоски, довольно крупных, несложных, отличающихся друг от друга по цвету.
Листок бумаги, на котором дети будут раскладывать и на который будут наклеивать формы, желательно давать размером в страницу школьной тетради или иногда вполовину ее.
Мозаику для малышей лучше всего сделать на плотной бумаге или картоне. Каждый набор форм сложить в коробку, а для раскладывания ребенку давать листок бумаги или картона неяркого цвета. Формы должны отличаться по размеру (круги маленькие и большие, квадраты маленькие и большие, по цвету (круги красные, синие, зеленые, желтые).
В набор для каждого ребенка можно сначала включить две раз-личные формы (круг, квадрат) двух размеров и двух различных цветов каждая. Это дает возможность разнообразных комбинаций. Постепенно в набор добавляются новые формы, размеры и цвета.
Предлагаемый нами материал радует и интересует детей. Вначале их внимание направлено на рассматривание каждой формы. Не следует требовать от детей младшей группы правильного называния форм, на пер-вых порах они обычно запоминают лишь круг. Часто игра принимает сюжетный характер - дети называют круги яблоками, цветочками, квадраты - печеньем и т. д., угощают друг друга. Располагают формы вначале без плана и порядка.
Роль воспитателя заключается в том, чтобы направить внимание детей на раскладывание форм в известном порядке, чередуя по цвету, размеру или очертаниям, делая «дорожку», «середочку» и т. д. Однако это не должно мешать детям в другое время свободно играть с мозаикой.
Наклеивание может быть дано тогда, когда у малышей окрепнет интерес к раскладыванию, внимание к тому, как красиво у них получается.
В младшей группе детям трудно разложить весь рисунок, а затем по тому же плану его наклеить. В первых работах много случайного, ребенок прихлопывает рукой смазанную клеем форму, не учитывая ни ее вида, ни места, куда ее наклеить. Лишь постепенно дети приучаются брать и наклеивать формы в известном порядке.
Детям, отстающим в приобретении этого умения, полезно показать наиболее удачные работы товарищей, иногда вместе с ними разложить формы.
Дети более старшего возраста (5-6 лет, если они впервые знакомятся с новым материалом, так же охотно, как и малыши, ком-бинируют, раскладывают без наклеивания несколько простых форм. Для них количество и разнообразие форм должны быть скорее увеличены.
Декоративные композиции из разнообразных форм
От наклеивания геометрических форм в средней группе можно переходить к составлению декоративных композиций из готовых (заранее заготовленных воспитателем) частей. Помимо геометрических форм могут быть сделаны всевозможные растительные и орнаментальные мотивы: листья, завитки и др.
Детей надо навести на мысль о том, что расположить формы можно красиво, так, чтобы получился узор, коврик.
Воспитателям надо самим подготовиться к этому занятию, упражняться в составлении узоров из геометрических или растительных форм. В качестве образцов в первую очередь следует брать народные орнаменты. У каждого орнамента свой стиль, свой характер - сочетание цветов и форм. У одних краски яркие, сочетания многоцветные, у других - мягкие, бледные. Формы или прямоугольные, геометрические, или с преобладанием округлых. Так, узоры северных народов состоят из уголков, ромбов, немногочисленные цвета ярки и просты - красный, желтый, синий. Украинский узор состоит из растительных элементов - веточки, листья, цветы, ягоды; они образуют мягкие, плавные линии. Краски в одних узорах яркие, в других светлые, со многими оттенками. Такие же светлые и мягкие тона - розовый, голубой, светло-зеленый - присутствуют в орнаментах крымских татар.
Работая над формами для дальнейшего их раскладывания детьми, надо продумать, какие сочетания по цвету и по характеру могут получиться. Имеет значение и то, какова бумага для фона - полоска, круг, квадрат, удли-ненный прямоугольник. На полоске узор располагается бордюром, в квадрате - с определением углов, центра, в круге - по окружности и от центра. Круг требует и определенного характера форм, его заполняющих, - их очертания должны в какой-то мере соответствовать характеру окружности. Для составления узора в круге не подходят ни квадраты, ни треугольники. В нем хорошо располагаются кружки разного размера, ромбы, многоугольники, а также розетка, листья. Кроме узоров, расположенных в виде бордюра, можно повторять узор на определенном расстоянии друг от друга. Таким узором можно покрыть кусок бумаги любого размера и формы.
При внимательном рассматривании узора заметно, что отдельные мотивы и формы расположены в нем так, что образуют общий узор. Это зависит оттого, на каком расстоянии друг от друга расположены формы. Например, если расположить круги далеко один от другого, каждый из них смотрится отдельно; если расположить их близко, они сливаются в полосу. Слитность узора зависит также и от поворота одних форм по отношению к другим.
Воспитателям надо самим убедиться на практике, отчего узоры получаются слитными, красивыми по расположению форм и линий. Тогда им легче руководить занятием с детьми, они сумеют сделать нужные указания.
Очень полезно вместе с детьми рассматривать образцы народных узоров на вышивках, керамике, деревянных вещах, а также в специально составленных альбомах народных орнаментов. Желательно, чтобы воспи-татель сам выполнил несколько разнообразных узоров из бумажной мозаики, составив из них альбом постепенно усложняющихся образцов. Этот альбом можно показывать детям, обращать их внимание на построение узора, но не требовать точного повторения образца.
Со старшими детьми из бумажной мозаики можно выполнять довольно сложные и интересные работы. После того как каждый ребенок вырезал и наклеил узор на своем квадратном листке, можно выполнить коллективную работу-большой ковер-панно на стену. На общий фон в определенном порядке наклеиваются квадратики, выполненные детьми. Воспитатель подбирает их по цвету, заготовляет формы, достаточно разнообразные, но гармонирующие и по цвету, и по характеру линий. Так, можно сделать ковер из простых геометрических форм - кругов, ромбов, треугольников, полос, подобрать цвета яркие, но с включением черного или белого.
Старшие дети могут заготовить мелкие и более крупные растительные формы в том или ином сочетании красок. Ограничивать каждого ребенка в работе не следует - подбор материала сам будет диктовать известное единство выполнения. Можно предложить детям в середину квадрата или круга наклеить крупную розетку (цветок, выбрав, кому какая нравится. Затем каждый ребенок заполняет середину цветка, уголки квадрата или окружность как и чем хочет. Середину ковра поручается выполнить одному-двум детям, сначала тем, кто лучше других усвоили приемы составления узора, а затем и остальным.
Такие коллективные декоративные аппликации хороши для праздничного украшения помещения. Узоры можно наклеивать не только на листы бумаги, но и на предметы - коробочки, стаканчики, обложки, костюмы для выступлений.
Конструктивная мозаика
Из геометрических форм можно выкладывать не только узоры, но и простейшее изображение предметов - дом, паровоз, дерево, автомобиль. Нередко воспитатели в младшей группе обучают детей, как из квадрата и треугольника сложить дом, из нескольких треугольников - елку. Дети механически повторяют то, чему их научили. Такое занятие малоценно. Другое дело, когда детям постарше (5-7 лет) дается набор разнообразных форм и предлагается самим попробовать сложить ка- кой-нибудь знакомый предмет. Набор форм для такого занятия должен быть разнообразным. Надо предусмотреть, какие детали понадобятся детям. Так, желательно, кроме кругов, квадратов, треугольников, дать удлиненные прямоугольники, полоски разной ширины, полукруги и четверти круга.
Изображения из геометрических форм получаются несколько схематичными, упрощенными, поэтому сложные формы животных, человека менее поддаются изображению таким конструктивным путем.
Не довольствуясь готовыми формами, дети иногда просят ножницы и дополнительно вырезают полоски, овалы. Такое занятие развивает способность к комбинированию. Чтобы подобрать нужные составляющие, ребенок должен представить себе, из каких частей состоит предмет. Это развивает наблюдательность и зрительную память. Воспитатели отмечают, что дети, которые много складывают, легко справляются с изображением предметов в рисовании.