Татьяна Бурмакина
Родительское собрание «Ваш ребенок — будущий первоклассник»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить родителей с психологическими аспектами, на которые необходимо обратить внимание при подготовке ребенка к школе в семье.
Оборудование: стеклянный сосуд, шарики, кирпичики, «винтики» из игрового комплекта «Пертра», песок, памятки для родителей.
Добрый вечер, уважаемые мамы и папы! Осталось не так много времени, когда ваши дети приблизятся к этапу завершения дошкольного образования, переступят порог школы, чтобы задержаться в школе на 11 лет. От нас, взрослых, зависит успешность ребенка в школе и помощь в комфортном переходе от дошкольного детства к обучению должны предложить ребенку самые близкие люди - его родители.
Публикация «Родительское собрание „Ваш ребенок — будущий первоклассник“» размещена в разделах
Некоторые родители считают, что основное при подготовке к школе - это научить ребенка читать, считать, писать. Желая создать основу для школьных успехов, многие проходят с ребенком почти всю программу 1 класса, принуждая ребенка к занятиям. Но сейчас ваши дети ещё дошкольники, а дошкольное детство – это уникальный, самоценный этап жизни человека, период познания мира человеческих отношений, игры и творчества. Хочется сказать слова известного поэта Самуила Яковлевича Маршака, который так подчеркнул значимость детства:
«Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли в жизни преуспеет тот,
Кто жить готовясь, в детстве не живет»
Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают, и ребенок новые сведения о мире и людях получает через игру и общение. Здесь важно понимать, что единого рецепта для развития всех детей нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить «по минуточкам» сидеть и внимательно работать. Одно ясно, готовить ребенка к школе нужно, и все, чему вы, родители, играя и общаясь, научите ребенка сейчас, а главное, чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе.
Что важно развивать у ребенка перед школой? Нашей беседе отведено не так много времени, поэтому приглашаю вас к активному и продуктивному сотрудничеству.
Давайте представим ребёнка в виде сосуда, который нам надо наполнить, а как мы его будем наполнять, зависит от нас.
Первый компонент, которым мы наполним наш сосуд - шарики – это желание учиться или мотивация к обучению. Почему так важно развивать мотивацию к учебе? Есть известная фраза «Можно подвести коня к водопою, но нельзя заставить его напиться». Так и в обучении. Мы можем привести ребенка в школу, можем дать ему всё необходимое, но учиться ему нужно самостоятельно, заставить это делать мы не можем. Мотивация к обучению у ребенка строится на развитии познавательных интересов: узнавать что-то новое, научиться делать что-то самому, овладевать способами самостоятельного приобретения знаний. Важно дать понять ребенку, что именно школа поможет стать умнее и успешнее, многого добиться, чтобы дети говорили: «Хочу научиться читать», «Буду хорошо учиться, чтобы, когда вырасту, стать. врачом», «Буду учиться, чтобы быть как папа» и т. п.
Итак, давайте начнем наполнять наш сосуд. Опуская шарик в сосуд, проговаривайте способы и приемы развития мотивации вашего ребенка, которые можно использовать дома (родителям заранее раздаются листочки с высказываниями и шарики). Примеры высказываний: «Будем вместе играть в школу и рисовать рисунки на школьные темы», «Почитаем рассказы на школьную тематику», «Будем рассматривать картинки о школе в журналах и в книгах, смотреть детские фильмы, отражающие школьную жизнь, и беседовать по ним», «Посмотрим школьные фотографии членов семьи», «Расскажу о любимом учителе, о школьных мероприятиях и школьных товарищах, о традициях».
«Буду давать ребенку только положительные установки: «Ты многое можешь!», «Буду хвалить : «Молодец!», «Я радуюсь твоим успехам!», «Каждый день буду спрашивать : «Расскажи мне, что интересное с тобой случилось», «Постараюсь заинтересовать ребенка, приговаривая: «Твое мнение всем интересно», «А как ты думаешь?»», «При неудачах буду подбадривать своего сына или дочь: «Каждый может ошибаться», «Попробуй еще», «Предложу свою помощь: «Давай вместе разберемся», «Признаюсь в любви к своему ребенку : «Я тебя люблю любого», «Если сыну или дочке плохо, успокою: «Поплачь, будет легче.», «Буду давать ребенку право выбора : «Как ты считаешь, что лучше для тебя?», «Помогу ребенку поверить в себя, в свои силы: «Все в этой жизни зависит только от тебя», «Буду говорить с ребенком о его чувствах : «Мне понятно твое волнение (беспокойство)».
А какими приемами развития интереса к школе, к обучению можете поделиться вы? (высказывания родителей).
Следующие составляющие нашего сосуда - винтики – это у нас интеллектуальное развитие ребенка.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном кругозоре дошкольника, любознательности, запасе конкретных знаний, в необходимом уровне развития таких психических процессов, как внимание, память, воображение, восприятие, речь и мышление.
Родители могут и должны способствовать развитию интеллекта ребенка в дошкольном возрасте. Необходимо помнить, что интеллектуальная готовность формируется у ребенка не только в процессе учебных занятий, а в главной деятельности дошкольника – в игре.
Продолжим наполнять наш сосуд винтиками. Опуская винтик в сосуд, проговаривайте способы и приемы развития интеллекта вашего ребенка : «Охотно буду играть с ребенком в игры с разным сюжетом «Полиция», «Пожарные», «Дом», «Магазин», «Стройка» и другие. Предложу сыну или дочке самостоятельно придумывать сценарий для наших игр», «Будем угадывать загадки и придумывать их сами», «Ежедневно буду читать ребенку книги и обсуждать с ним прочитанное», «Буду больше разговаривать с дочкой или сыном, и в этих разговорах учить его (её) анализировать, сопоставлять, размышлять над какими-либо вещами, делать выводы», «Не стану экономить на покупке всевозможных развивающих наборов для творчества. Пластилин, полимерная глина, наборы для аппликаций, краски и карандаши, а также моё активное участие в творческой деятельности всегда будут в распоряжении моего ребенка», «По пути из дома в садик и обратно, а также при любом удобном случае, будем пересчитывать с ребенком все, что нас окружает: машины, фонари, дома, лавочки, деревья, считать в прямом и обратном порядке, придумывать и решать простые арифметические задачи», «К каждому празднику, семейному событию будем разучивать с ребенком стишки, песенки, сценки, выступать перед зрителями, гостями», «Будем много двигаться, играть в подвижные игры, гулять, ведь движения и свежий воздух повышают работоспособность».
Предлагаю и вам, наши заботливые родители, поделиться опытом развития интеллекта вашего ребенка (высказывания родителей).
Теперь мы будем закладывать в наш сосуд очень важные компоненты - кирпичики – это волевые процессы или произвольная регуляция ребенком своей деятельности. Важность произвольной регуляции ребенком своей деятельности обусловлена тем, что от первоклассника потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа. Произвольная регуляция считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. Недостаточное развитие этого качества затрудняет процесс усвоения знаний. Дети со слабой регуляцией своей деятельности неорганизованны, невнимательны и неусидчивы; плохо понимают объяснения взрослого, допускают ошибки при самостоятельной работе и не замечают их; нередко нарушают правила поведения; не успевают за темпом работы.
Какие моменты должны учитывать родители, чтобы помочь своему ребенку? Давайте кирпичик за кирпичиком наполним наш сосуд всем необходимым для развития воли дошкольника.
Примеры высказываний родителей : «Будем стараться всегда соблюдать режим, определенный порядок жизни ребенка. Точное выполнение режима приучает ребенка к порядку, организованности, дисциплине», «Буду терпеливым, когда приходится показывать одно и то же много раз», «Организую занятия ребенка дома таким образом, чтобы он достигал успеха в своей деятельности», «Буду постоянным в своих требованиях к ребенку», «Буду доверять ребенку отвечать за любые виды деятельности», «Поиграем всей семьей в настольные и словесные игры с правилами, побуждая ребенка к соблюдению правил в процессе игры», «Буду спокойно относиться к неудачам ребенка, а за достижения и успехи обязательно хвалить», «Предложу сыну или дочке поучаствовать в изготовлении подарков-сюрпризов для друзей и близких, в подготовке семейных досугов и праздников», «Прослежу за выполнением ребенком бытовых обязанностей (помощь по дому, уборка своих вещей)».
В нашем кругу много опытных родителей, которые могут предложить свои способы воспитания воли у детей (высказывания родителей).
Казалось, мы заполнили весь сосуд важными компонентами, но в нем осталось много пустоты. Давайте заполним всё свободное пространство песком, который у нас символизирует заботу, опеку и бесконечную любовь к ребёнку.
В заключение нашей встречи мне хочется подарить вам памятки, в которых вы найдёте несколько советов при подготовке детей к школе.
Хорошее воспитание – лучшее наследство!
Спасибо за продуктивный диалог и если Вы из нашей беседы смогли что-то для себя почерпнуть полезного – то моя задача выполнена.
Всего доброго! До свидания!
Памятка для родителей
«Что важно знать ребенку перед поступлением в школу»
Уважаемые родители! В процессе игр, общения, занятий с Вашим ребенком постарайтесь развивать у него следующее:
1. Общий кругозор.
Желательно, чтобы ребенок знал :
•Свою фамилию, имя, отчество. Дату рождения, свой возраст.
•Как зовут родителей (полностью, их профессии.
•Свой домашний адрес, свой город, его главные достопримечательности.
•В какой стране живет.
•Знание животных (диких, домашних, северных и южных стран, их повадки).
•Зимующих и перелетных птиц.
•Знание растений, овощей и фруктов.
•Знание профессий, видов спорта, видов транспорта.
•Различать одежду, обувь и головные уборы. Быт людей.
•Времена года (последовательность, месяцы по сезонам, основные приметы каждого времени года, время суток, дни недели.)
• Уметь рассказать, чем он любит заниматься.
• Самое главное - ответить на вопрос: «Зачем ты идешь в школу?» 2. Мышление:
•Определение четвертого лишнего.
•Объединять предметы в группы по определенным признакам.
•Выстраивать логический ряд из определенной группы фигур или предметов.
•Уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.
•Сравнивать предметы друг с другом, выявлять несоответствия между ними.
•Конструирование из кубиков, геометрических фигур, палочек по чертежу.
3. Внимание:
•Умение внимательно слушать, не отвлекаясь, 20 – 30 мин. (рассказ, объяснение).
•Следовать инструкции, не отвлекаясь.
•Устойчивость (сравнение 2-х картинок с 10-15 различиями).
•Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу.
•Копировать точно узор или движение.
•Умение находить одинаковые предметы.
4. Память:
•Уметь запоминать не менее 9 – 10 предложенных предметов или названных слов.
•Рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы.
•Повторять дословно предложение, состоящее из 9-10 слов.
•Подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки.
5. Речь:
•Уметь сравнивать самостоятельно предметы и называть несколько существенных признаков.
•Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и задавать их.
•Самостоятельно составлять связный рассказ не менее чем из 6-7 предложений.
•Изменять слова, образуя новые.
•Выразительно исполнять стихотворения.
•Использовать в речи антонимы (слова с противоположным значением).
•Знать и уметь рассказывать сказки. Знать их названия.
•Полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ.
•Отгадывать загадки, понимать образные выражения.
6. Мелкая моторика:
•Правильно держать ручку, карандаш, кисточку.
•Свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования.
•Писать печатные буквы по образцу.
•Аккуратно клеить, раскрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предмета
•Рисовать как отдельные образцы, так и сюжетные картинки.
•Лепить как отдельные образы, так и целые композиции.
•Изготавливать аппликации.
•Ориентироваться в тетради в клетку.
•Уметь копировать фразы, простейшие рисунки.
•Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольник, треугольник, овалы, вырезать по контуру предмет).
7. Математические знания:
•Знать цифры (от 0 до 9, состав чисел в пределах 10.
•Называть числа в прямом и обратном порядке, порядковый счет.
•Составлять и решать элементарные задачи на сложение и вычитание.
•Выполнять счетные операции в пределах 10.
•Соотносить цифру и число предметов.
•Измерять длину предметов с помощью условной меры.
•Различать и правильно называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, овал и др.)
8. Обучение грамоте:
•Знать и уметь писать печатные буквы.
•Определять количество слогов в словах.
•Определять количество звуков в словах.
•Анализировать звуковой состав слова.
•Различать гласные и согласные звуки.
•Различать твердые – мягкие, звонкие – глухие.
•Составлять предложения по схемам и по данной теме.
Желаем Вам приятного общения с Вашим ребенком!