Ирина Сауткина
Мероприятие «Большое космическое путешествие»
I. Вводная часть.
- Ребята, сегодня на занятие к нам придёт самый главный грамотей и умник из Цветочного города – Знайка. Он будет здесь очень скоро. (В комнату влетает бумажный змей с письмом.)
- Ребята, это письмо от Знайки. Хотите знать, что в нём написано?
Читаю: «Дорогие ребята! Я улетел покорять космические просторы. Но вы не унывайте, для вас я приготовил сюрприз. Посылаю вам карту в виде алфавита, пройдите по ней от начала до конца, и вы тоже совершите удивительное приключение. Удачи! Ваш друг Знайка».
- Ну что, ребята, вы согласны показать свои знания и отправиться в путешествие?
Публикация «Мероприятие „Большое космическое путешествие“» размещена в разделах
- Тогда давайте встанем в круг, соберем свои знания и силы.
Психологический настрой детей. Дети хором произносят
Мы спокойны, мы спокойны.
Говорим всегда красиво, четко и неторопливо,
Вспоминаем обязательно, что учили на занятии.
II Основная часть.
- Нас ждёт долгое путешествие - попрошу вас встать в круг пришло время для разминки.
Игра «Кто знает, пусть дальше называет» (бросаю мяч).
Зима, а за ней что? Весна, а за ней что?
Сколько месяцев в году? Сколько дней в неделе?
Какой сегодня день недели? Какой был вчера?
Какой будет завтра? Что больше час или минута?
Что справа от тебя? «Что у тебя над головой? Кто впереди тебя? Что позади тебя? Кто слева от тебя? Кто справа от тебя?»
- Ребята, а какие виды транспорта вы знаете? (наземный, воздушные, водные)
- А, на чем мы отправимся в путь, вы узнаете, если выполните первое задание Чтобы всё же решить, на чём мы будем путешествовать - нужно выполнить задание: Соедините точки - соседи линиями, которые обозначены цифрами в соответствующей последовательности. У каждого из вас должны получиться изображения разных видов транспортных средств.
• Присаживайтесь за столы
• Что у вас получилось? …., ракета)
Звучит космическая музыка.
-Молодцы. Путь наш полет будет интересный, вы должны во время полёта быть очень внимательными, занимайте места в сказочной ракете.
- На пути будут встречать различные испытания с которыми нам нужно справляться. Первым пунктом на карте обозначена буква «К» (второе задание звуковой анализ слова КОС-МОС)
- Какой звук обозначает эта буква? Он гласный или согласный?
- Назовите слова на эту букву (космос, космонавт, космический корабль, катапульта.)
• Сколько слогов в слове кос-мо-навт?
• Сколько слогов в слове кос-мос? (Дети, должны прохлопать в ладоши, 2 слога)
• Произнеси с указкой и определи второй звук в слове. Назови его. (о). Обозначь звук (о) красным квадратом.
• Найдите третий звук слова. Назовите его. Обозначь звук синим квадратом.
• Звук (с) – строгий или добрый братец? (Строгий)
• Прочитайте это слово медленно, указывая звуки пальчиком под квадратоми.
• Какой звук в слове произносится легко, долго, когда ничто во рту не мешает говорить. (о)
• Уберите квадрат, который обозначает звук (о).
• Уберите квадрат, который обозначает звук (с).
• Уберите квадрат, который обозначает звук (к). (м)
• Что вы можете сказать про слово космос? (В слове космос два слога. Шесть звуков Первый (к) – согласный,, второй звук (о) – гласный, третий звук (с) – согласный, четвёртый (м)-согласный, пятый (о) – гласный,шестой (с)-согласный.
• Составим звуковую схему слова космос. (один у доски)
«Су-Джок» терапия «Ежик»
Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек
По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. (Катаем шарик между ладошками)
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да. (движения шариком по пальцам)
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь! (пускаем по столу и ловим подушечками пальцев)
Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/
Раз – два – три – четыре – пять /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал
- Продолжим наше путешествие.
- Как называются люди, которые отправляются в космос? (Космонавты.)
- Как вы думаете, почему человек захотел полететь в космос? А вы любите смотреть на небо ночью? Что можно увидеть на небе? (Звезды.)
- Людям очень хотелось узнать, что же это за звезды и почему они такие яркие. Ученые придумали специальные приборы – телескопы.
Есть специальная труба, в ней вся вселенная видна
Видят звезд калейдоскоп астрономы в телескоп.
В телескопы люди смотрели на звездное небо и узнали, что есть и другие планеты. Какие планеты вы знаете? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.)
- На какой планете мы живем? (на планете Земля).
- Где находится наша планета? (в солнечной системе, в космическом пространстве, в космосе). Посмотрите на модель Земли – глобус.
- На земном шаре много разных стран. Какие страны вы знаете? Но есть на Земном шаре лишь одна страна, которую мы любим, которую зовем своей Родиной.
- Как эта страна называется? (Россия). Кто назовет столицу России? (Москва)
Физ. минутка.
Повторять слоги, хлопая в ладоши.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу в космос полететь хочу (Руки вверх, ладони углом.)
Им-им-им, им-им-им на ракете полетим (Руки в стороны и вниз.)
Ды-ды-ды, ды-ды-ды долетим мы до звезды. (Руки вверх, пальцы расставить.)
Ой-ой-ой, ой-ой-ой затем вернемся мы домой. (Ходьба и сесть)
• Все космонавты проходят медицинский осмотр и специальную подготовку.
• Давайте проверим, как вы готовы к полёту.
(Каждому ребёнку предлагается карточка с примерами, нужно записать правильные ответы).
- Молодцы. Путь наш полет будет интересный, вы должны во время полёта быть очень внимательными, занимайте места в сказочной ракете. Старт обратный отсчёт. 10,9,8,7…. Пуск! - (звуковое сопровождение).- Мы летим с вами на самом быстром виде транспорта – ракете по карте которую нам оставил Знайка. (Показ карты.)
- Ну вот и прилетели! Сей час мы находимся на точке отмеченной на карте Знайки Буквой. «Г» - Кто это нас встречает? (На доске портрет Гагарина.)
- Кто знает имя первого космонавта.? (Юрий Гагарин.)
- Кто он? Что он совершил?
В космической ракете с названием «Восток»
Он первым на планете подняться к звездам смог.
Поет об этом песни весенняя капель
Навеки будут вместе Гагарин и апрель.
Он летчик отважный и смелый Прославил страну на весь мир
Гагарин был первым на свете Кто в космос однажды полет совершил.
- Когда это было? (12 апреля 1961)
- Какой праздник мы отмечаем в этот день? (День космонавтики.)
- Какое сейчас время года? (весна). Апрель какой месяц? (весенний)
- Весна какая? (солнечная, теплая, ясная, веселая, долгожданная).
- Какие весенние месяцы вы знаете? В ночь мороз, с утра – капель, значит на дворе… (апрель).
- Апрель – второй весенний месяц. И именно весной 12 апреля 1961 года человек впервые полетел в космос. 12 апреля – день полета первого в мире космонавта, гражданина России Юрия Гагарина. Этот день стал большим всенародным праздником в честь летчиков – космонавтов, конструкторов, инженеров, рабочих, которые создают ракеты, космические корабли и искусственные спутники Земли.
- Пока мы летим к следующему пункту на карте немного отдохнём
1. Сколько ушей у двух кошек? (4)
2. Сколько дней в неделе? (7)
3. Сколько глаз у светофора? (3)
4. Сколько пальцев на одной руке? (5)
5. Сколько солнышек на небе? (1)
6. Сколько лап у двух собак? (8)
7. Сколько пальцев на двух руках? (10)
8. Сколько в неделе выходных дней? (2)
9. Сколько солнышек на небе ночью? (0)
Какое число больше 8, но меньше 10? (9).
Дидактическая игра «Из двух одно»
Небо и склон -небосклон Лес и полоса- лесополоса
Лес и степь -лесостепь Птица и ферма-птицеферма.
Лист и падать-листопад. Лес и рубить-лесоруб.
Звезды и падать -звездопад. Свет и музыка -светомузыка.
Дидактическая игра «Дополни предложение»
Летом листочки на деревьях (зеленые, а осенью (золотые).
Весной птицы (прилетают, а осенью (улетают).
Сахар (сладкий, а лимон (кислый).
Утром (светло, а ночью (темно).
Летом зайчик (серый, а зимой (белый) и т. д.
На карте Знайки мы обнаружили обитаемую планету. Буква «Ч» Здесь живут космические числа.
- Построили новый дом№7 (Выставить домик на доске). Но жители -числа поссорились. Они не могут договориться, кто, где должен жить в этом доме.
Появился новый дом, Числа поселились в нем,
Кто соседи у меня? Помогите мне друзья?
Состав чисел. У каждого ребенка карточка числа, нужно в пустые окошки вписать числа пропущенные. (Один работает у доски)
- Молодцы справились вы и с этим заданием. Вы помогли числам помириться.
Звучит космическая музыка
- Направляемся дальше, путь открыт. Но что, это за знак на нашем пути? (На карте.)
- Это знак означает, что пришло время решать задачи. Слушайте внимательно и решение задачи выкладывайте на столе с помощью цифр и знаков.
Буква «З»
Задача (Выставить картинку к задаче на доске)
Шесть ворон на крышу село,
И одна к ним прилетела.
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело.
Решение: 6+1=7 (дублировать на доске)
(Полный ответ спросить у 2-3 детей)
- Каким действием решили задачу? (Сложением)
Задача (Выставить картинку к задаче на доске)
Пять пушистеньких щенят
Все в корзиночке лежат,
А один решил сбежать –
Сколько их осталось лежать?
Решение: 5-1=4
(Полный ответ спросить у 2-3 детей)
Каким действием решили задачу? (Вычитанием)
- Молодцы справились и с этим заданием. Направляемся дальше.
Звучит космическая музыка
Станция «Отдыхай-ка.»
- Какими качествами должны обладать космонавты? (Быть сильными, смелыми, ловкими, выносливыми).
Физ. минутка
Ты сегодня космонавт, начинаем тренировку
Чтобы сильным стать и ловким (ходьба на месте)
Мы отправляемся на Марс, звезды в гости ждите нас
Три, два, один…летим (подняться на носки, руки вверх)
В невесомости плывем, мы под самым потолком (имитация плаванья)
К Марсу путь был очень длинным, стоп, выходим из кабины
Мы с полета возвратились, и на Землю опустились (присели).
---
Раз, два – стоит ракета. (Руки вверх, ладони углом.)
3.4 - самолёт. (Руки в стороны.)
1.2- хлопок в ладоши,
А потом на каждый счёт. (Руки на пояс.)
Опускайся быстро вниз,
На посадку ты садись.
Буква «Ф «Игровое задание со счетными палочками.
1. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник).
2. Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат).
3. Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие (прямоугольник).
4. Постройте фигуру, у которой 2 острых угла и 2 тупых (ромб).
5. Постройте фигуру, у которой 5 углов и 5 сторон (пятиугольник).
6. Постройте фигуру из трех палочек. Что получилось? (треугольник).
7. Приставьте к нему 2 палочки, чтобы получились 2 треугольника. Какая фигура получилась? (ромб).
8. И еще 2 палочки. Что получилось? (трапеция).
9. И еще 2 палочки. Что получилось? (2 ромба или трапеция и треугольник).
10. И еще две палочки. Что получилось? (трапеция, ромб или 2 ромба и треугольник или 5 треугольников).
11. И еще одну палочку. Какая фигура у нас получилась? (многоугольник).
- Молодцы, ребята! Вы справились с заданием.
- А, нам, ребята пора возвращаться в детский сад. Звучит космическая музыка.
- Вот мы и дома.
III Заключительная часть. Итог занятия
- Ребята, вам понравилось путешествие? - Какое задание понравилось больше?
• Какое задание показалось наиболее трудным?
• -Вы рады, что совершили путешествие? - Ваш друг Знайка очень доволен вами, за ваши старания и успехи он дарит вам энциклопедию, которая поможет в дальнейшем вам расширить знания. Награждение самых активных.