Пунина Оксана Вячеславовна
«Богатырская застава». Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи подготовительной группе
Пересказ эпизода былины"На богатырской заставе"
Програмные задачи:
1. Развитие связной речи, мышления, слуха.
2. Формирование навыков сотрудничества взаимодействия самостоятельности, инициативности.
Публикация «„Богатырская застава“, Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе» размещена в разделах
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
3. Воспитание патриатических чувств, уважение к защитникам отечества, интереса к изобразительному творчеству.
Интеграция образовательных областей: " Социально-коммуникативное","Реревое", "Познавательное", "Физическое".
Виды детской деятельности: игровая, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.
Планируемые результаты: проявляет интерес к былинам о героях древней Руси; поддерживает беседу; высказывает свою точку зрения; отвечает на вопросы по содержанию прочитанного; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и свестниками в решении игровы и познавательных задач, старается пересказывать текст, используя слова автора.
Обогатить словарь словами : былина, палица, копьё, застава, сабля, нахвальщик.
Ход:
В-Ребята вы хотите сегодня отправиться в путешествие?
Д-(___)
В- А путешествие наше будет не обычным! Мы отправимся в Древнюю Русь. "Русь, сторонушка, родная, Русь ты матушка любимая, ты объятья распахни и гостей к себе прими.
Тогда нам нужно собираться в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные задания. Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды. Но сначала давайте вспомним перед тем как отправимся в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатерю?
Д-(дорогу)
В-Правильно, ему предстояло выбрать дорогу по которой пойти. Вот и у нас на дороги стоит такой камень, на нё м написано:
надо подумать и отгадать загадки про оружие и доспехи.
Рубашку такую не вяжут, не шьют её из колечик железных плетут (кольчуга).
Зачем она нужна богатырям?
Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила семь киллограм.
Железная шапка с острым концом, а посреди клюв навис над лицом (шлем). На Руси его называли "ШЕЛОМ". Его изготавливали из металла, украшали орнаментом, узором. А кто был по богаче укрошал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову война-богатыря от ударов.
Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плечь. ну, что догадались? Конечно же. (меч).Меч был главным оружием войнов-богатырей и войнов-ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Мечь был русским оружием. На мечах довали клятву, мечь почитали, он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну, меч носили в ножнах, что бы он не ржавел. (Показ меча и ножен изготовленных из бумаги и плотного картона украшенные орнаментом, меч обклеен фольгой). Рукоятка меча и ножны украшалися орнаментом и узором. Они наносились не только с целью украшения но и с целью оказания помощи своему хозяину владеющему мечом.
Что бы грудь защищать от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький (щит).
Какие ещё доспехи имеются у богатырей?
Д-(щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч-булава).
В- Молодцы ребята много о древних защитниках земли русской, но не хожены у на ещё две дороги. Вот задание второй дороги.
Посмотрите на картину кто здесь изображён?
Д- Русские богатыри.
В-Кто из вас помнит художника который написал эту картину?
Д- (В. М. Васнецов)
В- Кто назовёт имена богатырей?
Д-(Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович).
В-Как изображены богатери богатери?
Д-(Художник изобразил богатырей в виде сказочных героев.)
В-Расскажите о каждом из них отдельно, какие у них лица, одежда, оружие. Какие кони под ними и чем украшены?
Д-(Мне нравится Илья Муромец, сил у него много. А мне нравиться Алёша Попович, он молодой, смелый, товарищ хороший, врага побеждает не богатырской силой, а хитростью да ловкостью. А мне нравиться Добрыня Никитич, он бесстрашный воин; даже змея горыныча победил,он красивый, у него русые кудри зоркие глаза. А мне все богатыри нравятся они отважные справедливые в обиду не кого не дадут).
В-Чем схожи и чем отличаются богатыри?
Д- Все защищают Родину от врага. Все сидят на конях имеют оружие и доспехи, они разные по возрасту, имеют разных коней разное оружие, у них разные лица и характеры, они разные по происхождению.
В- Вы ребята верно сказали, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович самые любимые русские богатыри. Как стражи святой Руси стоят они у заставы богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнёт ни птица не пролетит.
Давайте ещё покажем какие они богатыри.
Физ. мунутка: "Мы теперь богатыри"
Дружно встали-раз, два, три.
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим
Ноги крепкие расставим
Поварачиваясь вправо-
Оглядимся величаво.
И на лево надо тоже
Поглядеть из под ладошек
И направо, и ещё
Через левое плечо
Буквой "Л" расставим ноги,
Точно в танце-руки в боки,
Наклонимся влево-вправо
Получается на славу.
В-Пора отправлятся в путь, нам надо одолеть ещё одну дорогу.
На третьей дороги сложное задание.
Ребята из каких произведений мы узнаём о подвигах богатырей?
Д-(О подвигах богатырей мы узнаём из былин).
В-Ребята а сейчас послушайте отрывок из былины "На богатырской заставе".Ребята в тексте вы услышите незнакомое слово "нахвальщик"-это враг.
В широкой степи земли русской стояла богатырская застава. А атаманом на заставе был Илья Муромец. Мимо него зверь не проскользнет,и птица не полетит. Но проехал мимо нашей заставы могучий богатырь из казарской земли. И сошлись в неравном бою богатыри : старый Илья Муромец и молодой, могучий враг.
Съехались богатыри,ударились палицами- у палиц рукояти отвалились, а друг друга богатыри не ранили. Саблями ударились- переломались сабли булатные, а оба целы. Острыми копьями кололись- переломались копья по маковки!
Сошли они с коней. Бьются весь день до вечера,бьются с вечера до полночи, бьются с полночи до ясной зари- ни один верх не берет.
Вдруг взмахнул Илья правой рукой, подскальзнулся левой ногой и упал на сырую землю. Наскочил нахвальщик, сел ему на грудь, вынул острый нож, насмехается: "старый ты старик зачем воевать пошел?" Так нахвальщик насмехается а Илья от русской земли сил набирается. Он как вскочит как подбросит нахвальщика! Полетел тот выше леса стоячего, выше облака ходячего и ушел в землю по пояс.
Говорит ему Илья: "славный ты богатырь! отпущу я тебя на все четыре стороны, только ты с Руси прочь уезжай. Ну броди по Руси нахвальщиком!"
Беседа по содержанию:
В-О чём говорится в былине?
Д-(о битве Ильи Муромца с нахвальщиком)
В-Как повёл себя Илья в неравном бою?
Д-(Илья Муровец не струсил)
В-Сколько времени длилась битва?
Д-(с вечера до полночи с полночи до ясной зари.)
В-Что придало сил Илье Муромцу в бою?
Д-(родная земля).
В-Чем закончилась битва?
Д-(Илья Муромец победил нахвальщика).
В- Где располагалась богатырская застава?
Д-(В степи земли русской)
В- как поступил Илья Муромец с врагом?
Д-(Отпустил на все четыре стороны)
В-Ребята послушайте ещё раз отрывок из былины (повторное чтение).
В-Ребята а сейчас вы попробуете пересказать былину, пересказывать мы её будем по частям, для этого нам необходимо три человека (пересказ).
В-Ребята какие вы молодцы как точно передали сюжет былины.
В-А сейчас мы поиграем и ещё немного побудем богатырями.
Дидактическая игра "Богатыри"
В-Молодцы ребята а сейчас нам пора возращаться в детский сад, Русь ты древняя прощай нас ребят не забывай. Вот мы опять в детском саду.
Рефлексия:
В-Ребята где мы сегодня с вами побывали?
Д-(мы побывали в Древней Руси).
В-Что было тебе интересно в путешествии?
Д-(___).