Александра Чернец
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Богатыри земли русской» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Богатыри земли русской»
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Цель: Формировать нравственно – патриотическое представление в образе русского богатыре как о героическом русском воине.
Задачи:
Темочки:
- Богатыри, былины
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Познавательное развитие:
- формировать знания о богатыре;
- учить рассказывать о богатыре, называть элементы костюма и оружия русского богатыря;
Речевое развитие:
- развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки;
- пробуждать развитию эстетических чувств, мышления, памяти, воображения;
- обогащать словарный запас детей;
Социально-коммуникативное развитие:
- воспитывать чувство гордости за богатырскую силу Руси, уважение к русским воинам, желание быть похожим на них;
- сохранить черты русского характера;
Художественно-эстетическое развитие:
- формировать навык вырезания кружков из квадратов, закрепить навык аккуратного наклеивания;
- развивать умение у детей правильно пользоваться ножницами;
Физическое развитие:
- развивать двигательную активность детей при выполнении движений по тексту физкультминутки.
Методы и приемы:
- наглядные: рассматривание репродукции картины В. Васнецова «Богатыри»; картинки для игры;
- словесные: рассказывание стихов о России, пословиц, игра «Помоги богатырю»;
- практические: физкультминутка «Богатыри», изготовление коллективной аппликации «Кольчуга для богатыря»;
Материалы и оборудование:
проектор, экран, музыкальный центр, цветная бумага, шаблон изображения русского богатыря – Алёши Поповича, ножницы, клей, кисточки, салфетки, подставочки для кисточек и ножниц.
Предварительная работа:
- рассматривание картины В. М. Васнецова «Три богатыря»;
- просмотр видео – фильмов «Алёша Попович и Тугарин Змей»;
- знакомство с оружием и доспехами богатырей.
Ход НОД:
Воспитатель: Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: К нам гости пришли, дорогие пришли!
Посмотрите на них, а гостям мы всегда рады! Какими словами мы встречаем гостей?
Дети: Здравствуйте, доброе утро, добро пожаловать.
Воспитатель: Как много хороших и добрых слов вы сказали, а в ответ получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. А теперь, ребята, я вам предлагаю присесть на стульчики.
Воспитатель: Ребята, скажите, в какой стране мы живём? (Ответы детей).
Воспитатель: Какая она?
Дети: Сильная, могучая, большая, богатая, великая.
Воспитатель: Да, это самая большая страна в мире. Богатая страна, и это наша Родина.
Ведущая: А вы знаете, как называлась Россия в старину? (Ответы детей)
Ведущая: Велика и могуча наша страна Российская – а в старину и правда называлась она Русь».
(Показ на экране природа Русской земли, и звучит музыка)
Ведущая: Ребята, кто знает стихи о Родине?
Ребенок:
Россия – как из песни слово
Березок юная листва.
Кругом леса, поля и реки
Раздолье, русская душа.
Ребенок:
Люблю тебя, моя Россия,
За ясных свет твоих очей
За ум, за подвиги святые
За голос звонкий, как ручей.
Ребенок:
Родина! Отечество Святое!
Перелески…Рощи…Берега
Поле от пшеницы золотое,
Голубые от луны стога.
Воспитатель: Хотите отправиться в экскурсию в наше прошлое по Родине нашей - матушке России?
(1, 2, 3 платочек в прошлое перенестись нам помоги)
Было это или не было,
Только говорят, вот как говорят…
Ведущая: Славилась наша матушка Русь не только красотой и величием наших лесов, рек, полей, но и богатством земли нашей русской. Все может родная земля : накормить нас теплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить красотой необыкновенной. И только защитить сама себя не может. В древние времена Русь окружали многочисленные враги, которые хотели захватить русские земли. И на защиту своей земли русской, поднимался народ сильный, смелый, отважный, готовый в любую минуту постоять за свою Родину.
Воспитатель: Как называли такого человека: сильного и смелого, готового встать на защиту Родины?
Дети: Богатыри
Воспитатель: Да, богатыри. Раньше на Руси наши предки называли защитников Родины – богатырями.
Воспитатель: Каких людей можно назвать богатырями?
Дети:
Воспитатель: Ребята, богатырями называют людей сильных, смелых, готовых встать на защиту Родины. А чтобы такими стать надо с детства готовиться, заниматься спортом, закаляться, тренироваться, вести здоровый образ жизни и любить Родину.
Ведущая: Вы хотите быть сильными и смелыми? Защищать слабых? (ответы детей) Давайте представим себя богатырями.
Физкультминутка "Богатыри"
Дружно встали Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И на право, и еще
Через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги.
Точно в танце – руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!
(Показ на экране репродукции картины В. М. Васнецовой «Богатыри».)
(Включается музыка)
Ведущая:
…. Земля чуть видимо курится
Восходит первая заря.
Остановились на границе
Три всадника – богатыря!
Перед вами народные герои, былинные богатыри, о которых рассказывают в песнях, сказаниях, былинах, русский народ!
Воспитатель: Как называется эта картина?
Дети: Три богатыря.
Воспитатель: Кому посвящена эта картина?
Дети: Русским богатырям.
Воспитатель: Правильно, ребята, картина посвящена русским богатырям. Вот стоят три богатыря и в любой момент наши богатыри готовы защищать свою любимую Родину – матушку Русь.
Воспитатель: Кто сидит на чёрном коне в центре картины, и какой он?
Дети: В середине на чёрном коне сидит Илья Муромец. Он самый мудрый и сильный.
Воспитатель: Кто сидит слева от Ильи Муромца?
Дети: Слева на белом коне Добрыня Никитич. Он храбрый, сильный.
Воспитатель: Кто сидит справа от Ильи Муромца?
Дети: Справа от Ильи Муромца на коне сидит самый молодой, и ловкий Алёша Попович.
Ведущая: Давайте вспомним пословицы о богатырях?
Дети:
«Богатырская рука однажды бьет».
«Богатыря узнаешь на поле брани».
«Доброе братство милее богатства».
«Не родом богатырь славен, а подвигом»
«Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать»
«Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять»
Ведущая: Как вы думаете, от кого богатыри защищали русскую землю? (От Соловья - разбойника, Змея Горыныча, Кощея Бессмертного, Тугарина Змея)
Ведущая: Вы готовы стать помощниками богатыря? (ответы детей)
Ведущая: Чтобы собрался богатырь в бой нужно нам ему помочь. Хотите?
Игра «Помоги богатырю»
Воспитатель: Нам нужно снарядить богатыря в бой. Для этого необходимо из предложенных картинок выбрать предметы богатыря, которые пригодятся ему в бою, а то что не пригодится богатырю положить в корзину.
Воспитатель: Чем ещё мог защитить своё тело богатырь во время сражения, кроме щита?
Дети: Кольчугой
Показ кольчуги
Воспитатель: Рубашку такую не вяжут, не шьют, её из колечек железных плетут? (Кольчуга).
Кольчуга – это длинная защитная рубаха, сплетённая из металлических колец. Она служит для защиты тела богатыря.
Ведущая: Посмотрите, кто к нам в гости пришли?
Дети: Богатыри.
Воспитатель: Во что они одеты?
Дети: В кольчуги
Воспитатель: Как вы думаете, почему? Возможно они куда – то собрались?
Дети: Собрались защищать русскую землю.
Воспитатель: Двое из богатырей одели кольчугу, защитили своё тело.
Но вот беда один из богатырей без кольчуги. Как же Алёша Попович будет биться с врагами? Можем ли мы ему помочь?
Дети: Сделаем Алёше Поповичу кольчугу.
Воспитатель: Конечно, давайте мы с вами поможем ему и сделаем кольчугу. У вас на столе лежит серебристая и золотистая бумага с нарисованными кружками - это будут кольца для кольчуги. Но вначале вспомним правила безопасности при работе с ножницами. (Дети перечисляют правила) Возьмите ножницы в правую руку, а в левую берите бумагу и начинайте вырезать от себя. (дети работают с ножницами и бумагой).
Воспитатель: Вы такие молодцы! Столько колец для кольчуги вырезали! Ведь Алёша Попович был огромного роста, и кольчуга ему нужна большая. А теперь давайте наклеивать кружки кольчуги по рядам, начиная сверху. (дети работают с клеем и вырезанными кружками).
Воспитатель: Вот кольчуга и готова. Теперь у Алёши Поповича надежная защита!
Воспитатель: Как вы думаете, какая кольчуга у нас получилась?
Дети: Настоящая, железная, она сможет защитить от ударов врага.
Теперь нам пора вернуться в детский сад.
(1, 2, 3 ты с платочком покружись в детский сад опять вернись)
Воспитатель: Давайте вспомним, где мы побывали? Кого встретили?
Дети: Богатырей
Воспитатель: Как их зовут?
Дети:
Воспитатель: Кому помогли? Что случилось с одним из богатырей? Как помогли?
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось?
Дети:
Воспитатель: Что нам помогло кроме богатырской силы? (Дружба)