Айгуль Ямильевна Акифьева
Оформление логопедического кабинета «Ближе к радуге»
▼ Скачать
Реализация и разработка программы.
Я Айгуль Акифьева— логопед дефектолог и мама двоих детей в 2018 году начала разрабатывать программу по запуску речи у неговорящих детей и раннего развития. Идею программы поддержала Гульнара Ахсановна логопед детского сада с большим стажем. Свою реализацию я хотела запустить в Благоварском районе в сентябре 2024 года, почему-то я поставила такие установки. А пока идет оформление кабинета для будущей плодотворной работы с детьми и плодотворной работы с родителями. Вместе с Гульнарой Ахсановной мы занимаемся оформлением кабинета, советуемся, делимся практической деятельностью, где помогаем детям с проблемами речи.
Публикация «Оформление логопедического кабинета „Ближе к радуге“» размещена в разделах
- Логопедические кабинеты. Образовательная среда
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Работа логопеда. Логопедия
- Радуга, радужные идеи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшее оформление помещения» февраль 2024
После университета я работала практикующим логопедом. Проводила занятия для детей. Родители попросили продолжить работу с детьми. Мы занимались у меня дома, но это было неудобно, потому что своих детей мне надо было постоянно куда-то отправлять. Тогда у нас возникла идея арендовать кабинет и работать там.
Год я проводила занятия и параллельно обучалась чему-то новому, потому что методики и технологии работы с детьми с каждым годом меняются. Пришла к выводу, что дети быстрее справляются с логопедическими трудностями, когда занимаются сразу с несколькими специалистами: логопедом, нейропсихологом и дефектологом. В селе Языково нет места, где под одной крышей собраны все эти специалисты. Мы решили открыть кабинет, чтобы исправить это.
Деятельность Гульнары Ахсановны заключается в исправление звукопроизношения возраст детей от 5 лет и выше. Чаще всего дети неправильно произносят свистящие, шипящие и сонорные — самые сложные в плане артикуляции звуки. Это говорит о фонетическом недоразвитии речи у ребёнка. Если проблему не решить, ребёнок станет совершать систематические ошибки при чтении и письме.
А я «запускала речь» малышей с двух лет и выше. Запустить речь — значит помочь ребенку начать говорить. В этом деле важно найти подход к малышу — в два года ребенок активно изучает мир и мало реагирует на то, что ему неинтересно.
Поскольку я занималась не только с нормотипичными, но и детьми со статусом ОВЗ тем, что в профессиональных кругах называется «разговорить молчуна», то для кабинета я придумали название «Радуга надежды» (эту статью можно найти в интернете есть история этому названию www.maam.ru/users/3356146).
Тогда я начала работу над логотипом. Нарисовала логотип, дала интерпретацию (тоже есть в моей статье кому интересно могут найти в любом поисковике «Эссе логопеда Секрет моей радуги Акифьева Айгуль» www.maam.ru/users/3356146). Кабинет начал систематически работать в январе 2024 года. Родители приводили к нам детей по рекомендациям других родителей. У меня есть свои маленькие дети, поэтому я работаю с 10:00 до 15:00 после 15:00 до 20:00 с детьми ведет занятия Гульнара Ахсановна.
Как проходят занятия
Занятие длится 30 минут. Затем проходит беседа с родителем это важная часть: родители должны понимать, что мы делаем на занятиях и как они могут закрепить успехи дома.
Сейчас немного расскажу о своей практической деятельности. Когда приходит неговорящий малыш, моя задача — вызвать у него первые звуки. Для этого я используем эмоциональные игры.
Например, чтобы вызвать звук [т], садимся на ковер, я выстраиваю в ряд пластилиновые «гвоздики» на доске для лепки, даю ребенку деревянный молоток и показываю, как забивать гвоздик за гвоздиком. Каждый удар сопровождается звуком [т]. Ребенок повторяет за мной. Если у него не получается звук, я помогаю ему поставить язык и губы в правильное положение. Для этого мы работаем перед зеркалом.
С первыми словами то же самое. Например, я развожу в тазике мыльную пену и предлагаю ребенку кидать туда камушки и произносить слово «буль». Чтобы получить следующий камушек, ребенок должен сказать «буль». Так повторяем каждое слово много раз.
Далее на занятии с неговорящими детьми мы работаем над развитием фонематического слуха. Что это такое — проще объяснить на примере. Мы используем карточки с животными и запись их голосов. Я включаю, например, звук с мычанием коровы, ребенок ищет карточку с изображением этого животного.
Также используем музыкальные инструменты. Малыш отворачивается, я бью по барабану, металлофону или другому инструменту. Он поворачивается и показывает мне, какой инструмент звучал.
Все игры проходят на ковре. Также мы выполняем артикуляционные и дыхательные упражнения перед зеркалом.
Что должно быть в кабинете логопеда
Мы потратили около 60 000, чтобы оборудовать первый кабинет в 2024 году наверное потратили бы больше, но хорошо что у нас все было из практической деятельности и мы решили как говорится плавно перевести все свое из дома в кабинет.
Как я уже сказала, занятия с малышами от двух лет проходят на полу — так ребенок не устает. В том числе и по этой причине в кабинете много игрушек. За столом занимаются с детьми от пяти лет. Чтобы дети комфортно себя чувствовали, мы положили в кабинете ковровое покрытие.
Купили и логопедический стол, это парта с зеркалом, и два низких детских стула. Стол нужен для артикуляционной гимнастики, звукопостановки. Чтобы ребенок видел свой артикуляционный аппарат и логопеда.
Еще приобрели офисный стол, два стула, кушетку для проведения логомассажа, стеллажи ящик для хранения с глухими дверцами и многое другое. Дверцы должны быть не прозрачными, потому что детям на занятиях интересны все игрушки. Чтобы они не отвлекались, игрушки прячем в этом ящике.
Для работы нужны ноутбук и принтер. Логопед распечатывает задания из электронных пособий для домашних занятий и работы в кабинете. Но из техники у нас уже все было приносили каждый кто что мог.
У логопеда всегда под рукой есть фломастеры, цветные карандаши и бумага. На занятиях дети рисуют, обводят линии фломастерами, вырезают из цветной бумаги.
Также у логопеда должны быть папки на кольцах для речевых карт детей. Туда вносим результаты диагностики. Оно проводится перед началом занятий. По карте следим за прогрессом: сравниваем показания до, во время и после систематических занятий.
Также есть два контейнера для хранения сыпучих материалов — бобов, гороха или нута. Они нужны, чтобы развивать мелкую моторику детей. Педагог прячет в контейнере с бобами игрушку, а ребенок должен найти ее и назвать. Если просто показывать игрушки и просить их называть, мотивации у ребенка меньше.
В кабинете важное место занимает таз. Я наливаю в него воду, и мы с детьми начинаем сюжетную игру: моем игрушки и называем действие. Например, «мою мишу», «мою козу». Это нужно для отработки звуков и слов при запуске речи глагольного словаря. Другими словами, отрабатываем глагол «мою» так, чтобы ребенку было не скучно повторять его десятки раз.
Мы купили в кабинет много игрушек: барабаны, бубен, металлофон, ветерки, пирамидки, кубики, пазлы, несколько кукол, наборы фигурок животных, машинки, оформили стену Монтессори.
Часть занятия логопед и ребенок сидят за столом и перед зеркалом вместе выполняют артикуляционные упражнения. Ребенок смотрит в зеркале на лицо логопеда, повторят за ним артикуляционные позы и оценивает свои успехи в зеркале. Он должен понимать, как именно движутся его губы, щеки, язык, когда издает определенные звуки.
Каким должно быть помещение
Зачастую в последнее время педагоги начинают переобучаться проходят курсы дефектологии, тогда я поняла, что через три-пять лет начнутся открываться частные кабинеты логопедов. Конкуренция вырастет в несколько раз поэтому я разработала свою программу.
Как я уже говорила, работая в кабинете, я занималась самообразованием я всегда пополняла свой багаж знаний: смотрела и слушала семинары и лекции специалистов участвовала в вебинарах посещала конференции публиковала свои статьи вела свой блог в социальных сетях. Я понимала, что зачастую дети имеют проблемы с развитием речи из-за нарушения высших психических функций, слуха или коммуникативных процессов. В таких случаях работы с логопедом недостаточно. Нужно искать специалистов и в других областях — например, психолога. Конечно в будущем мне хотелось бы сотрудничать со специалистами из разных сфер.
Если собрать весь медико-педагогический состав под одной крышей, родителям не пришлось бы возить детей на обследование и лечение в города. Эта проблема остроактуальная на сегодняшний день в Благоварском районе селе Языково, потому что и в районной поликлинике нет логопеда, даже если и есть, то занимался бы он в основном диагностикой ребенка, а не запуском речи.
На поиск помещения для логопедического кабинета мы потратили месяц. Но хотелось бы побольше площадью и на первом этаже. Но в будущем надеемся, что найдется кабинет нашей мечты именно такой, как я себе представляю.
В отношении логопедов меня всегда интересовало знание базовой теории — это фундамент для практики. У логопеда может не быть большого опыта, но должно быть ясное понимание того, как выстраивается коррекционный маршрут при разных речевых нарушениях.
Да хочу выделить, что можно встретить специалиста с большим опытом, но он будет путаться в терминологии, не будет знать, по какой методике проводит диагностику, и в целом ведет занятия по наитию. В этом случае специалист без опыта лучше.
Моя задача — контролировать качество работы. Я делюсь практической деятельностью с логопедами, помогаю им со сложными случаями. Например, когда помимо речевого нарушения у ребенка есть коммуникативные: расстройство аутистического спектра или когнитивные нарушения — девиантное поведение, низкая произвольность.
Благодаря появлению кабинета я углубилась в маркетинг: закупка и размещение рекламы, веду соцсети, сайт, занимаюсь поисковой оптимизацией. Например, настраиваю контекстную рекламу.
Если человек переходит по контекстной рекламе, то попадает на наш сайт. Там установлен пиксель «Вконтакте». Это скрипт, который запоминает пользователя и соотносит его с профилем в этой соцсети. После того как человек зашел на сайт и изучил часть контента, а пиксель его запомнил, посетитель сайта увидит рекламу кабинета во «Вконтакте».
В нашем деле длинный цикл сделки. Все это время человек выбирает, когда и куда приехать на занятия. Тем временем мы выкладываем результаты детей, видеоотзывы и пишем о нюансах работы.
В будущем хотелось бы расшириться и плодотворно сотрудничать с учреждениями педагогическими, медицинскими. "Всё что ни делается - к лучшему" - означает, что любые действия лучше бездействия. Исходя из этого я решила Действовать!