Людмила Рыбакова
Консультация для педагогов к Международному Дню балета «Благословен талант богиней Терпсихорой»
▼ Скачать + Заказать документы
"Голубые танцовщицы» Э. Дега (1897)
Людмила Рыбакова «Благословен талант богиней Терпсихорой» Консультация для педагогов к Международному дню балета. Представленные фото-видео из личного архива.
Терпсихора в греческих мифах – муза танца. Именно она помогла людям сочетать в себе духовное начало с физическим совершенством. Научила людей слышать особенности музыкального звучания, мелодию, четкий ритм, передавая в танце «мысль, настроение и движением тела создавать гармоничное действие». Люди танцевали всегда: ритуальные, религиозные танцы древних народов, национальные танцы в культуре каждого народа. Вот истоки большого танцевального искусства – балета.
Темочки:
- Балет, балерины
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
Балет - с итальянского «танцую», родился в Италии в конце ХVв во времена Средневековья, в эпоху Возрождения, обращенную к человеку, красоте его тела и деятельности. Танцевальные «эпизоды» украшали обеды, встречи гостей, церемониалы. В ХVI – ХVII веках в Италии и Франции балет входит в моду. Появляются небольшие сюжеты танцевальных сцен, чаще на античную тему. Эти первые балетные сцены обязательно сопровождали оперу, а в балетную труппу на женские и мужские роли брали только мужчин, считая балет сугубо мужским занятием.
Э. Дега «Балетный класс» (1880)
Э. Дега «Урок танца» (1881)
В России в ХVIII веке императрица Анна Иоанновна приглашает в Санкт-Петербург французского танцовщика, балетмейстера, педагога Жан-Батиста Ланде для обучения бальным танцам своих придворных. Ж-Б. Ланде считается основоположником русского хореографического искусства. Как и полагалось, балетная труппа состояла из курсантов кадетского корпуса. Они успешно обучались, имели успех у публики, но по окончании службы покидали военный корпус.
Э. Дега «Танцовщица позирует фотографу» (1875)
Жан-Батисту «для обучения танцеванию театральному» разрешается набирать учеников сначала из детей дворцовых служащих, а потом из крепостных крестьян. В 1738 году по его запросу и по театральной необходимости, открывается Придворная школа, ставшая Императорским театральным училищем, а в наше время известная как Академия русского балета им. А. Я. Вагановой. Пока отдельных балетных спектаклей нет. Балет сопровождает оперу, появляясь в антрактах для отдыха и развлечения пришедшей публики.
Э. Дега «Две танцовщицы на сцене» (1874)
В конце ХVII в случилось неслыханное, на Парижской сцене в спектакле появилась мадемуазель Ла Фонтен – первая профессиональная женщина балерина. В этом спектакле она исполнила сольный танец, также участие принимали и другие танцовщицы, но предпочтение все равно отдавалось танцу мужчин.
Мадемуазель Ла Фонтен протанцевала на сцене Парижской оперы 20 лет, после чего удалилась в монастырь.
«Репетиция»
Начало ХIХ века в Петербург и Москву приезжают по приглашению на гастроли или работают по контракту танцовщики, балерины, балетмейстеры, композиторы из Италии и Франции, - стран, имеющих свою богатую балетную историю. Вся балетная терминология пришла из французского и итальянского языков»: «Па де де», «Фуэте», «Плие», «Арабеск», «Балансе», «Дивертисмент»…
Триптих «Последний выдох на последний такт» (2023) Картина балерины Большого театра Ольги Малиновской, сумевшей сочетать профессию балерины и художника.
У истоков нашего балета такие имена танцоров и балетмейстеров как швед Шарль Дидло, французы Жюль Перро, Мариус Петипа, - создавшие свою школу в России, и служившие верой и правдой нашей стране до конца своих дней. Гастролирующие у нас балерины показывали пока что недосягаемые «виртуозности»: М. Тальони – первой встала на пуанты, Ф. Эльслер – высокий темп и темперамент танца, К. Гризи – лучшая «Жизель», В. Цукки, П. Леньяни – первая исполнила 32 фуэте. Вслед за ними шли наши Кшесинская, Павлова, Карсавина, Ваганова …
О. Малиновская «После репетиции».
И уже с конца ХIХ века, вобрав в себя французскую красоту и изящество, итальянское технику танца, привнеся в свой танец элементы драматического искусства, - Русский Балет заявляет о себе миру, как Высокое самобытное искусство классического танца.
Видео: https://www.youtube.com/embed/WM74xOixIEI«Русские сезоны» Дягилева тому подтверждение.
А. Яковлев Портрет А. Павловой (1924)
Мариус Иванович Петипа – это эпоха классического русского балета. В содружестве с композиторами Р. Дриго, Ц. Пунни, А. Адан, А. Минкус, П. Чайковским, созданные им балеты живут и поныне: «Баядерка», «Дон Кихот» (А. Минкус). «Дочь фараона», «Конек-Горбунок», «Эсмеральда» (Ц. Пунни). «Жизель», «Корсар» (А. Адан). «Коппелия» (Л. Делиб). «Пробуждение Флоры», «Арлекинада» (Р. Дриго). «Раймонда» (А. Глазунов). «Лебединое озеро», «Спящая красавица» (П. Чайковский). «Щелкунчик» на либретто М. Петипа и музыку П. Чайковского поставил балетмейстер Лев Иванов.
Пуанты Анны Павловой и Матильды Кшесинской.
ХХ-ХХI век - признание Русского классического балета, как одного из ведущих балетов в мире.
Видео: https://www.youtube.com/embed/2gVXOIN7LeYМ. Волкова Вариация Китри из Балета «Дон Кихот»
С 10 лет, имея соответствующие данные и желание овладеть профессией танцовщика, зная, что это тяжелый труд, требующий полной самоотдачи, дети поступают в Московскую государственную Академию хореографии, в Академию русского балета им. А. Я. Вагановой в Санкт – Петербурге, хореографические балетные школы и училища в разных городах нашей страны. Отучившись 8 лет, юные артисты балета приходят в театр. Градация артистов балета – переход «по ступенькам творческой лестницы и только на вершине этой лестницы», став Примой, ты получаешь Звание Балерина
Видео: https://www.youtube.com/embed/IRVqH40XS7U.
А. Адан Балет «Жизель»
Видео: https://www.youtube.com/embed/gHkmh8CBjSYС. Прокофьев Балет «Ромео и Джульетта»
Кордебалет – артисты балета, танцующие в ансамбле, исполняющие массовые номера, - это украшение балета, если они танцуют слаженно, ровно и красиво. Кордебалет задействован во всех актах каждого спектакля и через эту первую ступеньку проходят все вновь пришедшие в театр.
Видео: https://www.youtube.com/embed/woaxg2M0uP8А. Минкус Балет «Дон Кихот»
Видео: https://www.youtube.com/embed/wCe5Hqu-75EП. Чайковский Балет "Лебединое озеро". "Танец маленьких лебедей"
Из кордебалета выходят Корифеи – проявившие себя ярче других. Они стоят в первом ряду кордебалета. Исполняют танец в «двойках, тройках, четверках».
Видео: https://www.youtube.com/embed/olAnErjy5o4С. Прокофьев Балет «Золушка»
Следующий этап: Вторые солисты, Первые солисты.
Видео: https://www.youtube.com/embed/jFq1ZPYZpAoС. Скворцов и Н. Иванова Балет «Дон Кихот»
И наконец, Прима Балерина и Премьер балета.
Видео: https://www.youtube.com/embed/-OQbXCHd3SwВ. Серова Фуэте Балет «Лебединое озеро»
В настоящее время в городах создаются школы-студии балета, школы танцев, приглашающие попробовать и заниматься искусством балета каждого желающего от 2 лет до 80 лет, начиная с нуля.
Видео: https://www.youtube.com/embed/bUYgcymHPmsДон Кихот и Санчо Панса –артисты миманса в балете «Дон Кихот».
Миманс – сокращенно артисты мимического ансамбля, исполнители бессловесного действа, «не танцующие» участники массовых сцен в опере и балете. По сюжету это короли, королевы, гости на балу.
Видео: https://www.youtube.com/embed/w6OoNgXFchI«С Олимпа Греции» Танец Ангелов – девочки старшей группы нашего детского сада. Композиция Л. Рыбаковой.
В системе Дошкольного воспитания, в методике «Музыкальное воспитание» - в разделе «Музыкально-ритмические движения» мы имеем Программу, обобщившую большой педагогический опыт работы педагогов- музыкантов с дошкольниками, развивающую музыкальный слух, темпо-ритм, умение слушать и слышать музыку, передавая в собственном движении нюансы ее мелодии. Это не только делает интересными наши занятия, но, в первую очередь, развивает ребенка, формируя его физические возможности и духовную и творческую сферу, связанную с формированием личности ребенка. 2023 год объявлен Годом Педагога и наставника. Сохранить наше Культурное Наследие, передать его детям наша обязанность.
***
Восторг, аплодисменты, крики «Браво!»…
Воспет балет поэтами по праву
За красоту, полет и вдохновенье,
За труд, талант, старанье и уменье.
За то, что нам не выразить словами,
За этот миг, что так надолго с нами:
Уж занавес закрыт, и рампы свет погас,
Оркестр ушел…
Но музыка звучит у каждого из нас:
Адан, Делиб, и Минкус, и Чайковский…
Поет душа и голос напевает,
И память образ воскрешает:
Жизель, Медора, Никия, Одетта,
Аврора, Эсмеральда, Мирта и Джульетта,
Одиллия, Гамзатти и Сванильда,
Мари, Раймонда, Китри и Батильда.
Прекрасна школа Русского Балета!
Весь мир, который век, всем подтверждает это!
Л. Рыбакова