Марина Мясникова
Проект «Безопасный дорога» (с элементами конструирования)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект :«Безопасная дорога»
(с элементами конструирования)
Вид проекта : познавательно - творческий
Сроки реализации: 2 недели сентября 2021г
Участники: дети, воспитатели, и родители.
Введение.
Конструктивная деятельность– это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.
Публикация «Проект „Безопасный дорога“ (с элементами конструирования)» размещена в разделах
- Дороги и дорожки. Конструирование
- Конструирование, ручной труд, поделки
- ПДД. ИЗО, поделки, рисование
- ПДД. Конструирование, поделки
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2021
Дети подготовительной группы более самостоятельны, по собственной инициативе подбирают игровые коллективы, могут самостоятельно планировать последовательность строительно-конструктивной игры и осуществлять задуманное. Наличие конструктивных умений позволяет им строить по наглядному образцу, по собственному замыслу, по заданной теме, по условиям, моделям.
Актуальность:
Все мы – педагоги, родители, воспитатели – пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?». Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться.
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети в результате которых погибают, а некоторые получают тяжелые травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности.
Цель проекта :
Развитие и закрепление познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания образов, используя различные материалы и техники, воспитание любознательного всесторонне развитого ребенка.
Задачи проекта :
Образовательные:
-развитие интереса к конструктивной деятельности
-закреплять способности к техническому творчеству
-способствовать развитию навыков и знаний у детей по правилам дорожного движения, развивать навыки планирования
-закреплять знания о назначении светофора и его сигналах;
- научить детей предвидеть опасное событие, уметь, по возможности, его избегать, а при необходимости действовать.
Развивающие:
-развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
-стимулировать познавательную активность, развивать внимание, память, общительность, интерес к диалогу
-увидеть и понять индивидуальность каждого ребенка, развивать его творческое воображение.
-развивать у детей активный интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать.
Воспитательные:
-воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения.
-воспитывать коммуникативные качества
Методы и приемы:
-метод наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, просмотр тематических презентаций).
-словесный метод (беседа, художественное слово, пояснения).
-практический метод (самостоятельное выполнение детьми работы)
-сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе; взаимодействие с родителями; взаимодействие с младшими группами детского сада).
-эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения является моделирование игровых обучающих ситуаций, которые содержат в своей структуре триаду компонентов, обуславливающих ценные педагогические свойства: игра, имитация и анализ конкретной ситуации.
Предполагаемый результат:
Проект способствует решению важной проблемы безопасности на дороге, воспитывает индивидуальную ответственность участников проекта, повышает интерес дошкольников к процессу исследовательской, познавательной и конструктивной деятельности. Усвоение знаний и представлений о правилах дорожного движения
Этапы проекта :
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап. Этап моделирования и конструирования.
3. Заключительный этап.
I. Подготовительный этап
На непрерывно-образовательной деятельности мы, воспитатели, обучая детей правилам дорожного движения, использовали все доступные формы и методы работы. Это – рассматривание иллюстраций и картинок, беседы, обсуждение ситуаций (проблемных, наблюдения, прогулки по улицам с родителями, заучивание стихов, чтение художественной литературы, настольные и дидактические игры, изготовление дорожных знаков (Приложение 1)
Прогулки с родителями
В проект так же были вовлечены наши родители. Перед ними стояла задача- закрепить знания о дорожных знаках на улицах города. А у детей стояла задача- проверить, помнят ли родители правила дорожного движения или нет. Зачастую дети копируют своих родителей, и не раз можно наблюдать как взрослые ведя за собой ребенка перебегают дорогу на красный свет светофора, переходят дорогу в не положенном месте или переезжают дорожную часть на велосипеде не соблюдая правила.
II. Основной этап. Этап моделирования и конструирования.
На непрерывно-образовательной деятельности в области познаниямы очень часто используем разнообразные виды развивающих игр (палочки «Кьюизенера», блоки «Дьенеша», «Математический набор» (фигуры, счетные палочки) и т. д. из которых можно сконструировать разнообразные подделки в зависимости от поставленных задач.
В области художественное творчество мы так же используем конструирование в виде аппликации, лепки. На аппликации мы изготовили уже изученные знаки дорожного движения с помощью бумаги, клея, фломастеров, ножниц и конечно же нашего хорошего настроения. (конспект занятия Приложение 2)
По взаимодействию с родителями так же конструируем из природного и бросового материала
III. Заключительный этап
Самым интересным этапом работы над проектом было моделирование и конструирование. На непрерывно-образовательной деятельности в области познания мы решили с помощью образцов и наглядного материала закрепить свои знания о правилах дорожного движения и научиться пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
В закреплении всего материала, мы провели итоговое занятие с элементами конструирования. (конспект занятия Приложение 3)
Так же в заключении нашего проекта был проведен спортивный праздник «Дорожные старты». (Приложение 4)
Вывод:
Использование данного проекта способствует :
- более глубокому усвоению детьми правил дорожного движения, закреплению знаний и умений, формированию осознанного отношения к их соблюдению
-дальнейшему развитию интереса к конструктивной деятельности у детей;
-закреплению навыков творческого конструирования по средствам разнообразных конструкторов;
-развитию творческих желаний и фантазий у детей;
-хорошему сочетанию и развитию технического творчества со вспомогательными образовательными элементами (в том числе сделанные своими руками, где дети в диалогах проигрывают сюжеты придуманной ими игровой ситуации.
Таким образом, строительно-конструктивные игры детей дошкольного возраста способствуют развитию их сенсорного опыта, мыслительных операций, творческого воображения, обостряют наблюдательность, развивают волю, моторику рук.
Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорства при достижении цели, организованность.
Приложение 1
Беседы:«Знаки дорожные помни всегда»; «О работе ГИБДД»; «Осторожно, дорога!»;-«Правила для пассажиров»;-«Транспорт на улицах города». «Цвета в дорожном движении»; Беседа по картинкам «Правила перехода улицы»
Художественная литература: Бедарев О. «Азбука безопасности», Веревка В. «Учимся переходить дорогу», Волкова С. «Про правила дорожного движения», Житков Б. «Светофор», Иришин В. «Прогулка по городу», Кожевников В. «Светофор», Кончаловская Н. «Самокат», Мигунова И. «Друг светофор», Михалков С. «Дядя Степа», «Моя улица», «Три чудесных цвета», Обойщиков К. «Светофорик», Тарутин О. «Для чего нам светофор», Козловская Е. А. «Азбука пешехода» и другие.
Дидактические и настольно-печатные игры: «Будь внимательным», «Доскажи словечко», «Наша улица», «Поставь дорожный знак», «Правильно разложи», «Светофор», «Угадай-ка», «Узнай по описанию», «Дорожные знаки». Пазлы «Группы дорожных знаков». Лото «Пешеходы», «Водитель и пассажир». Настольная игра с кубиками и фишками «Законы улиц и дорог», «Логические блоки Дьенеша», «Цветные счетные палочки Кюизенера»
Демонстративный материал, иллюстрации: «Правила дорожного движения для дошкольников» (автор-составитель И. Л. Саво); «Правила дорожного движения (карточки); «Знаки дорожного движения» (карточки); «Дорожная безопасность» (С. Вохринцева); «Правила безопасности на улице»(папка-передвижка); «Безопасность дорожного движения» (папка-передвижка)
Конструкторы : «Волшебный город», «Купола» (окрашенный «Мозаика», «Лего», «Строитель»
Приложение 2
Конспект занятия по конструированию.
Тема: «Дорожные знаки».
Задачи: развивать творческое воображение; продолжать учить складывать полоски бумаги в трубочку, обводить детали по шаблону, правильно пользоваться ножницами, красиво и аккуратно вырезать детали, самим рисовать дорожные знаки, демонстрационный материал «На улице города».
Оборудование: образец – знак «Движение запрещено», полоски белой и цветной бумаги, фломастеры, ножницы, клей, кисти, простые карандаши, клеёнки, салфетки.
Ход занятия:
- Ребята, мы с вами много изучили дорожных знаков и правила дорожного движения. Теперь вы знаете, какие дорожные знаки бывают и для кого они предназначены. Повторим с вами? Какие знаки информационно-указательные?
-Ответы детей
-Правильно: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Место остановки автобуса», «Место стоянки» - необходимо знать каждому пешеходу. А такие знаки, как «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено», - запрещающие и важны для пешехода и для велосипедиста. Предупреждающие дорожные знаки : «Пешеходный переход», «Дети», «Двустороннее движение», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» - предназначены для водителей любого вида транспорта. Послушайте отрывок из стихотворения «Дорожные знаки» (автор Олеся Емельянова)
Знак «Уступи дорогу»
Если видишь этот знак,
Знай, что он не просто так.
Чтобы не было проблем,
Уступи дорогу всем!
Знак «Движение Запрещено»
Этот знак ну очень строгий,
Коль стоит он на дороге.
Говорит он нам: «Друзья,
Ездить здесь совсем нельзя!»
Знак «Въезд запрещен»
Знак водителей стращает,
Въезд машинам запрещает!
Не пытайтесь сгоряча
Ехать мимо кирпича!
Знак «Пешеходный переход»
Здесь наземный переход,
Ходит целый день народ.
Ты, водитель, не грусти,
Пешехода пропусти!
Знак «Движение пешеходов запрещено» :
В дождь и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
«Вам ходить запрещено!»
-А сейчас рассмотрим картину «На улице города» и вы назовёте знаки, которые там изображены.
-Ответы детей
-А теперь я предлагаю вам рассмотреть знак, который изготовила. Как он называется? Из каких деталей состоит?
-Ответы детей
Дети рассматривают образец, выясняют последовательность выполнения работы: взять полоску белой бумаги, при помощи карандаша закрутить трубочку, склеить стойку для знака; при помощи шаблона изготовить знак; склеить изготовленные детали.
После завершения работы детям предлагается показать знаки друг другу, объяснить их название и назначение.
-Ребята, вот мы с вами знаем теперь правила дорожного движения и знаем какие бывают знаки. А вот маленькие дети не знают. Я предлагаю изготовить самый главный знак-светофор и подарить его маленьким детям. Я сделала заготовки для светофориков, мы сделаем их несколько, чтоб всем деткам хватило. Кто хочет их изготовить (ответы детей)
Делаем с детьми светофоры. По окончанию деятельности мы с группой идем дарить светофоры детям в младшую группу.
Приложение 3
Конспект итогового занятия по конструированию
Тема: «Безопасный город»
Задачи: упражнять в моделировании на плоскости, в конструировании из разных строительных наборов и конструкторов. Развивать фантазию, воображение, внимание, сообразительность, изобретательность.
Оборудование: дорожные знаки; палочки «Кьюизенера»; блоки «Дьенеша»; кукла «Полицейский»; заготовки дорожных знако;, цветные полоски; схемы построек; коробочка с запиской; конструкторы : «Волшебный город», «Купола» (окрашенный «Мозаика», «Лего», «Строитель»; дорожные знаки изготовленные детьми.
Ход занятия:
- Ребята, посмотрите что у меня тут есть! Как вы думаете, что это?
-Ответы детей.
-А какие это знаки?
-Ответы детей (дорожные знаки)
-А зачем они нужны?
-Ответы детей (они рассказывают нам о том, что они означают и для чего они)
-Послушайте стихотворение,
Чтоб участники движенья
Все, все, все — без исключенья,
Без сомнений и тревоги
Знали правила дороги,
Чтоб друг друга уважали,
Если нужно — помогали,
Двигались без ссор и драки,
Существуют эти знаки.
-Ой, совсем забыла! Мне же загадали загадку, а я ни как не могу ее отгадать. Поможете мне? Ответ этой загадки нужно выложить на столе. Слушайте: какой самый добрый знак на свете? И как он выглядит?
-Дети выкладывают знаки из картона «осторожно дети»
-Вы все сделали замечательно и так быстро. Молодцы!
-И я вспомнила:
Самый добрый знак на свете
Всех предупреждает: «Дети!»
Сразу стало людям ясно:
Рядом школа, садик, ясли!
-Посмотрите, кто же там стоит? Это же полицейский! И что же он охраняет? Какую-то коробочку и рядом с ней записка
-Читаю записку. Тут загадки для нас. Если все правильно угадаем, сможем открыть коробочку. Угадаем?
-Для удобства нам нужно разделиться на три команды. У меня есть такие цветные бумажки, вы вытягиваете их, и у кого какой цвет совпадет, тот в одной команде. Потом вы выполните определенные задания на столе.
- Первая команда слушайте загадку (желтые) :
«Здесь движение опасно,
Въезд здесь строго запрещен!»
-Дети выкладывают на ковре знак
-Вторая команда (красные) :
«Людям здесь ходить опасно,
И для них прохода нет».
-Третья команда (фиолетовые) :
«Может быть под знаком этим
Самый главный клад на свете!
Нет, конечно, что ты! Что ты!
Там….»
-Вот какие вы все молодцы! И замечательно справились с заданиями. Ну что, открываем коробочку? Что тут? А тут ответы на загадки, которые вы отгадывали (достаю знаки). Все вы большие молодцы, все загадки отгадали правильно.
-Посмотрите, тут еще какой-то сверток. Как вы думаете для чего?
-Ответы детей
-Для знаков подставка? Но знаков три, а трубочка одна, да еще и перевязана веревочкой, открываем? Открываем! Тут что-то изображено… Давайте разбираться. Тут задания по схемам! Интересно, сможем сделать?
-Ответы детей
-Мы с вами теперь поделимся на две команды архитекторов (так же по цветным полоскам)
-Нам дают задание сконструировать 2 дома по таким схемам. (показываю схемы)
-1 команде архитекторов построить дом по схеме блоками Дьенеша
-2 команде архитекторов построить дом по схеме палочками Кьюизенера
-Дети выполняют задания
-Полицейский мне сказал, что правильные ответы мы найдем на полке с книжками.
- Все вместе проверяем, правильно или нет сделали по схемам.
-Я горжусь вами, вы все сделали правильно!
Физминутка: игра малой подвижности «Постовой». Дети – постовые, у педагога в руках светофор. Педагог объясняет условия игры: на зеленый сигнал – постовые вытягивают правую руку вперед, на желтый – руки в стороны, на красный – правая рука или обе руки вверх. Игра повторяется 3-4 раза под ритмичную музыкальную композицию.
«Постовой стоит упрямо (ходьба на месте)
Людям машет: «Не ходи!» (движение рук в стороны, вверх в стороны, вниз)
Здесь машины едут прямо, (руки вперед)
Пешеход ты погоди! (руки в стороны)
Посмотрите, улыбнулся (руки на пояс, улыбнуться)
Приглашает нас идти (шагают на месте)
Вы, машины, не спешите (хлопки в ладоши)
Пешехода пропустите (прыжки на месте)
-Немножко отдохнули? Предлагаю вам завершить нашу такую увлекательную игру большой совместной постройкой города из разнообразного конструктора. Когда мы с вами построим наш город, мы расставим с вами дорожные знаки, чтобы улицы и дороги этого города были безопасны.
-Строим город из конструктора, во время постройки я задаю вопросы (зачем, почему, а для чего)
-Посмотрите, ребята какой у нас получился замечательный город!
-Какие знаки мы там поставили? Для чего они нужны? Вам понравилась наша игра?
-Ответы детей
-Мне тоже очень понравилось с вами играть, и вы большие молодцы! Спасибо вам.
Приложение 4
Сюжетное занятие по физкультуре в подготовительной группе
«Как дети учили Бабу-Ягу правилам дорожного движения».
Цель: создать условия для закрепления у детей знаний о правилах дорожного движения и поведения на улицах города.
Задачи: предоставить возможность применять двигательные навыки и умения, приобретенные на физкультурных занятиях. Развивать ловкость, быстроту действий, реакцию на сигнал. Воспитывать сосредоточенность, отзывчивость, умение действовать сообща, желание заботиться о своем здоровье и безопасности.
Ход мероприятия
Ведущий: ребята, сегодня у нас с вами будет необычное занятие, посвященное правилам дорожного движения.
Игра «Светофор». Ведущий называет цвет, красный, желтый, зеленый, у кого есть такие цвета в одежде – переходит на другую сторону площадки, у кого нет, тот пытается перебежать (3-4 раза).
Игра «Что пропало?». Свисток, жезл, светофор, дорожный знак – пешеходный переход, руль.
Игра «Это я, это я, это все мои друзья».
Кто из вас идет вперед
Только там, где переход?
- Это я! Это я! Это все мои друзья!
Кто бежит вперед так скоро, что не видит светофора?
Дети молчат.
Знает кто, что красный свет – это значит, хода нет?
- Это я! Это я! Это все мои друзья!
Ведущий: когда я сегодня шла на работу в детский сад, то повстречала странную старушку, которая не могла перейти улицу. И так как я очень торопилась, то решила пригласить ее к нам. А что с ней приключилось, она вам расскажет сама.
(появляется Баба-Яга)
Баба-Яга: летела я в ступе над городом. Ступа сломалась, мне пришлось приземлиться и идти пешком. Попыталась я перейти дорогу, но меня полицейский остановил: «Как Вам, бабушка, не стыдно! Из-за Вас может произойти авария. Разве Вы не знаете, что дорогу нужно переходить, там, где светофор или зебра?» что, мне зебру с собой водить, уложить и по ней ходить?
Инструктор: ребята, объясните нашей гостье, что такое зебра.
Ответы детей.
Баба-Яга: Аааа, ну ладно… загорелся мне красный огонечек, ну, я и пошла. Тут визг тормозов, и машина меня чуть не сшибла, ох-хо-хо-хо! Тогда я попросила эту милую девчулю (показать на инструктора) научить меня этим правилам. А она притащила сюда и говорит, что вы все знаете.
Инструктор: Да, Баба-Яга, наши ребята знают правила дорожного движения, и если ты хочешь, они тебе о них расскажут.
Дети читают стихи по очереди:
Наши ребята идут в детский сад,
Наши ребята очень спешат!
Хоть у вас терпенья нет,
Подождите - красный свет!
Желтый свет на пути –
Приготовьтесь в путь в путь идти!
Свет зеленый впереди –
Вот теперь переходи!
Если ты гуляешь просто –
Все равно вперед гляди,
Через шумный перекресток
Осторожно проходи!
Везде и всюду правила
Их надо знать всегда:
Без них не выйдут в плаванье
Из гавани суда.
Выходят в рейс по правилам
Полярник и пилот.
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
Как таблицу умноженья, как урок
Помни правила движенья на зубок!
На посту стоят два брата:
То один здесь, то другой.
На посту стоят два брата,
Каждый – бравый часовой.
Вот выходит братец красный,
Он спешит предупредить:
«Стойте, граждане, опасно
Вам сейчас переходить!»
Встал на пост зеленый братец,
Улыбаясь говорит:
«Вот теперь стоять вам хватит,
Проходите, путь открыт!»
Днем и ночью оба брата
Службу верную несут.
Вы их слушайтесь, ребята,
Вас они не подведут.
Инструктор: А теперь, чтобы было понятнее, мы поиграем в игру-эстафету «Пешеходы». По сигналу зеленого сета светофора – дети должны пройти по «зебре», обойти фишку передать эстафету. Побеждает та команда, которая выполнит задание раньше других и правильно.
Но перед началом эстафет необходимо сделать разминку.
Баба-Яга: теперь я ребята поняла, что можно переходить дорогу по «зебре» и на зеленый сигнал светофора. Спасибо, я пошла!
Инструктор: постой, это еще не все!
Инструктор: давайте поиграем в игру «Автомобилисты». Ведь Баба-Яга – водитель ступы! (Ребенок-«водитель» переводит детей пассажиров вокруг фишки, следуя сигналам светофора. Эстафета по типу репки. Это должен быть ребенок, одетый в накидку «автобус»).
Эстафета «Красный, желтый, зеленый». (переносить по мячу змейкой в ложке или держателе)
Эстафета «Грузовики» (эстафетная палочка, мешочек с песком).
Баба-Яга: спасибо, Вам ребята, повеселили старушку, а дайте мне какое-нибудь задание!
Инструктор: давай поиграем в игру «Гараж», вместе с ребятами!
Игра «Гараж» (по типу третий лишний) обручи-«гаражи» раскладывают на полу по кругу. Дети надевают накидки с изображением транспортного средства, под музыку бегут вокруг обручей, с окончанием музыки – заезжают в гараж. Кому не хватило – выходит из игры 3-4 раза, убирать по 2-3 гаража.
Баба-Яга: «Здорово поиграли! А еще какую-нибудь игру, пооожалуйста….»
Инструктор: «Хорошо! Игра «Делай как я!»
Инструкор в накидке регулировщика с жезлом в руках поднимает две руки вверх, левую опускает (правую, если зеркально, две руки в стороны. Повторяет 3-4 раза. Объясняет, для чего нужны регулировщики или постовые.
Баба-Яга: Уважаемые ребята! Подарите мне, пожалуйста, светофор! Я буду учить лесных жителей правильно переходить дорогу! Я им расскажу о правилах дорожного движения, чтобы они во время прогулок по городу в беду не попали!»
Дети: конечно мы подарим светофор
Инспектор: «Вот и сказочке конец, а кто правила дорожного движения соблюдает – тот молодец!» Дарит подарки – светоотражатели.