Трушечкина Татьяна Николаевна
Сценарий мероприятия «Берегите птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Познакомить воспитанников с многообразием пернатых;
2. Пополнение знаний детей о роли птиц в природе и жизни человека
3. Дать представление о разновидностях птиц, происхождении названий некоторых птиц;
4. Развивать речь; прививать любовь и бережное отношение к родной природе,
5. Расширять кругозор учащихся.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять знания о пользе птиц, которую они приносят человеку;
Публикация «Сценарий мероприятия „Берегите птиц“» размещена в разделах
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Сценарии развлечений на тему птиц
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Развивающие: Прививать любовь и бережное отношение к окружающей природе; развивать внимание, память, логическое мышление, речь. Познакомиться с историей возникновения скворечников;
Воспитательные: : воспитывать аккуратность, упорство.
Оборудование: мультимедиа, презентация «Птицы - наши друзья», фонограмма с голосами птиц, выставка рисунков (к каждому рисунку сообщение о птице, аппликаций, загадки о птицах.
Ход мероприятия.
Слайд 1
1. Орг. момент
Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. - «Здравствуйте», говорят при встрече, желая здоровья. Я приветствую вас, желаю вам здоровья и хорошего настроения. Я желаю вам удачного дня. Мы сегодня спокойны, добры и приветливы.
Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, если она у вас есть. Забудьте о ней.
Возьмите за руки сидящего рядом с вами, ощутите тепло его рук. Легонько пожмите друг другу руки, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Пожелайте хорошего настроения. А теперь посмотрите все на меня и подарите мне свои улыбки.
2. Вступительная часть
Ребята, закройте глаза. Послушайте мелодии, и скажите, о чём мы будем беседовать сегодня? (Звучит запись голосов птиц)
3. Тема нашего занятия спрятана в загадке:
Снится ночью пауку
Чудо - юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это (птица)
Сегодня мы с вами поговорим о птицах.
Начиная с 1923 г. Школьники нашей страны ежегодно в марте- апреле в дни весенних каникул проводят традиционный День птиц.
Сегодня День птиц празднуют сотни тысяч школьников. Они готовятся к этому дню тщательно: делают домики, кормушки и развешивают их. Но прежде давайте мы с вами вспомним, кто же такие птицы и какие они бывают.
Конкурс «Разминка» (разгадывание загадок)
1. Может и разбиться,
Может и свариться,
А захочет в птицу
Может превратиться. (яйцо) Слайд 2
2. Красный фрак на птичке этой,
И зимой она приметна,
как рябина на снегу,
я ей кормом помогу. (снегирь) Слайд 3
3. В камышах она живет,
Дом у ней среди болот,
Там, где водятся лягушки.
Цап! - и нет одной квакушки. (цапля) Слайд 4
4. Не за морем птица эта-
Возле нас с тобой живет.
Дом потише выбирает
И гнездо на крыше вьет. (аист) Слайд 5
5. Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица (грач) Слайд 6
6. Мы построили вдвоем
Для гостей весенний дом,
А верней сказать дворец,
Прилетай скорей (скворец) Слайд 7
Конкурс «Птичьи разговоры»
Разгадайте птичьи разговоры. (слушают голоса птиц)
Конкурс «Живые синонимы»
1. могучий, как (орел)
2. мудрый, как (Ворон)
3. надутый, как (индюк)
4. желторотый, как (птенец)
5. взгляд хищный, как у (ястреба)
6. ворковать, как (голуби)
7. болтать, как (сорока)
8. долбить, как (дятел)
Физкультминутка
Ребята послушайте стихотворение К. Кулиева «Не разоряйте птичьего гнезда»
К. Кулиев «Не разоряйте птичьего гнезда».
Не разоряйте птичьего гнезда,
Так счастлива в своём жилище птица!
Она в гнезде спокойнее тогда,
Когда над рощей буря злится.
Храните дерево от топора-
Даёт нам тень, когда стоит жара,
Оно чарует всё живое.
Не разоряйте птичьего гнезда!
Мне больше, чем другому, боль знакома
Того, чья песня глохнет в холода,
Кто на земле живёт без дома.
2. Основная часть.
Ребята кто знает, какова история возникновения скворечника? Кто изобрел скворечник? Я предлагаю послушать историю возникновения скворечника.
Слайд 8 Считается, что первые массовые попытки человека соорудить и предоставить птицам жилье были предприняты еще в прошлом тысячелетии в Индии. Индусы издавна гуманно относятся ко всем животным. Индийскому скворцу майне и сейчас развешивают для гнезд сухие бутылочные тыквы.
Слайд 9 В Европе привлекать скворцов искусственными гнездами научились еще 500 лет назад. Скворечники были из обожженной глины, в форме кувшина, плоского с одной стороны. Так было удобнее их развешивать. Можно полагать, что подобного рода скворечники были широко распространены в Голландии.
Слайд 10 Ну, а собственно, скворечники – деревянные птичьи домики из досок – впервые появились на Руси. В старину они бывали настоящими произведениями искусства. На обрубке бревна с полостью внутри вырезали фигуры людей, раскрашивали их. Из досок сооружали подобие теремка с двускатной крышей, балконом, украшенным резьбой. Птицам это было не нужно, а людям приятно.
Наши предки всегда любили певчих птиц, вивших гнезда вблизи их поселений, этих божьих созданий они считали добрыми вестниками. Однако обычай строить для птиц жилища утвердился у нас всего около трехсот лет назад, в начале XVII столетия. Именно тогда появился в России всем нам известный «птичий домик» - скворечник. Своим происхождением скворечник обязан европейцам, именно в Западной Европе появились первые скворечники. Но там рукотворные домики для скворцов строились в угоду гастрономическим предпочтениям горожан - скворцы были любимым лакомством, и поварам было удобно всегда иметь под рукой свежую дичь и яйца. В Российском государстве, как и многие другие нововведения, скворечники появились в эпоху правления Петра I Великого. Любовь императора к удивительным, незнакомым и необычным вещам хорошо известна. Увидев во время своего путешествия по Европе скворечники, он ввел эту традицию и у себя на родине. Однако следует отдать должное русскому народу, у нас этот обычай стал гораздо более гуманным. Конечно, справедливости ради нужно сказать, что птицы очень благодарные существа. Живущие рядом, они оказывают неоценимую помощь садоводам (скворчиный выводок за 5 дней может съесть около 1 000 майских жуков и их личинок, не считая огромного множества гусениц и других паразитов). Ну, и конечно пичуги, радуют нас, жителей города, своим видом и пением, делают нас ближе к природе, ведь так приятно слышать их щебетание за окном и наблюдать их суету вокруг потомства.
Скворечники всегда делают из натуральных, экологически чистых материалов. Скворечники размещают в ветвях деревьев или кустарников, там, где птицы будут чувствовать себя в безопасности, а Вы в то же время будете видеть это оригинальное украшение и сможете наблюдать за жизнью пернатых друзей.
Слайд 11 Забота о пернатых не требует больших затрат, а только желание. 1апреля - Международный день птиц. Сегодня – время вспомнить, и возродить Международный день птиц, как яркое, неформальное мероприятие, которое по праву должно снова включить в себя традиции наших предков.
Дети читают стихи про скворечники.
1. Я проснулся спозаранок:
от затеи спать не смог.
Взял пилу, топор, рубанок,
доски, гвозди, молоток,
и пилил я и строгал,
нашей школе помогал.
Поработал лишь часок,
выпилил я семь досок,
их гвоздями сколотил,
лаз для птичек просверлил,
щели уплотнил замазкой,
доски все покрасил краской
-свежей, нежной, голубой —
стал красив скворечник мой.
Всем ребятам говорю:
- Я скворцам его дарю!
2 ученик
Прилетели все синицы,
И скворцы слетелись,
Папа мой сегодня сделал
Новенький скворечник,
Зачирикали все птицы,
Песни звонко пели,
К нам весна пришла,
Встречайте,
Звонкие капели.
3. Мы с братишкою моим
Птицам домик мастерим.
Небольшой, опрятный внешне.
Называется скворечник.
Окон нет. Есть только лаз,
Да жердинка - напоказ.
Прилетят весной скворцы,
Скажут: «Ай, да молодцы!»
Будет радость и веселье,
Натаскают пух, солому.
К своему привыкнут дому.
Будем с братом наблюдать,
Как птенцы начнут летать.
А потом сойдутся в стаю
И простятся, улетая.
Слайд 12 Дорогие друзья! Лес без птиц и зверей наполовину мертвый. Зимой он молчалив: в нем не услышать посвистов дроздов, иволги, звонкого щебетания зябликов, мухоловок, пеночек.
Лес без птиц - больной лес. Поэтому мы должны любить и охранять птиц. Что нужно делать для привлечения птиц на гнездовья и увеличения их численности? Очень важно сохранить старые участки лесов, парков, все естественные и искусственные угодья, где обитают птицы.
Необходимо создавать новые искусственные местообитания птиц (проводить посадку деревьев и кустарников). Надо изготавливать искусственные гнезда (домики, дуплянки, обеспечить охрану птиц во время гнездования, исключить фактор беспокойства.
Слайд 13 Берегите птиц! Птицы наши верные друзья!
Итог.
Ребята, о чем мы говорили сегодня?
Что интересного, нового вы узнали из нашего занятия?
Что вам больше всего понравилось?
Я благодарю всех вас и радуюсь тому, что вы по-доброму, и по-взрослому относитесь к птицам и своё доброе отношение воплощаете в хорошие, правильные поступки.
- Предлагаю вам одеться, выйти на улицу и покормить птиц.
Звучит музыка из передачи " В мире животных»