Ольга Шехтер (Молящева)
«Байкальские пейзажи». Конспект совместной изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Программное содержание:
1. Закрепить знания детей о жанре пейзажа, его признаках, особенностях изображения, о перспективе, линии горизонта, удалённости и приближении, переднем и заднем плане картины.
2. Вызвать интерес детей к созданию байкальского пейзажа, используя различные изобразительные приёмы и техники: «рисование печатками, «тампонирование», «набрызг», «набивка».
Публикация «„Байкальские пейзажи“, Конспект совместной изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Байкал, озеро
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
3. Познакомить с техникой рисования акриловыми красками по прозрачной плёнке (идея взята из технологии рисования в мультипликации).
4. Развивать воображение, фантазию, чувство ритма, цвета и композиции.
5. Развивать социально-коммуникативные качества и деловое общение детей в совместной творческой деятельности.
6. Расширять представления детей о растительном и животном мире Прибайкалья.
7. Воспитывать патриотические чувства: любовь к истории родного края, чувство гордости за свою малую родину.
Предварительная работа:
• Рисование на тему «Сосны сибирские»
• Рассматривание фотоальбомов и книг: «Байкал», «Тофалария», «Ангара».
• Рассматривание пейзажных картин и беседы по ним.
• Чтение художественной литературы: «Байкальских сказок», легенд, стихов.
• Рисование на плёнке акриловыми красками – раскрашивание силуэтов животных и птиц, живущих на Байкале.
• Лепка из солёного теста «Байкальская нерпа»
Материал: кисти (белка, щетина, печатки, краски акриловые в баночках, салфетки, стаканы с водой, плёнка прозрачная формата А4, А3, А5, бумага белая для подложки таких же форматов. Мультимедийная презентация «Путешествие Рисовашки на озеро Байкал», диск с шумом моря и волн, шкатулка с песком, камешками, сосновой веточкой и шишкой.
Технологии, использованные в ходе изобразительной деятельности:
• Технологии педагогической поддержки
• Здоровьесберегающие технологии
• Индивидуализация
• Социоигровые технологии
• Использование регионального компонента
Активизация словаря: озеро, Байкал, жемчужина, Сибирь, Ангара, ходульные сосны, утёсы, скалы, прибой, линия горизонта, лазурь неба, пейзаж.
Ход:
Коммуникативная игра «Приветствие»:
Добрый день и добрый час,
Очень рада видеть вас!
Все мы вместе встали в круг.
Слева - друг и справа – друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Сюрприз – шкатулка.
- Ребята, ваш друг Рисовашка недавно побывал в очень интересном месте. Давайте посмотрим, что он привёз из путешествия?
- Что это? Где это можно увидеть? (Дети по очереди передают друг другу предметы, высказывают своё мнение и предположения)
-Угадайте, где же был Рисовашка? (подсказка - загадка)
Древен род его в природе,
Кличут озером в народе,
Волны моря плещут в нем-
Как его мы назовем (озеро Байкал)
Предлагается посмотреть фильм «Путешествие Рисовашки на озеро Байкал» Во время просмотра читаются яркие строки из стихотворений
(см. Приложение 2).
Слайды № 3, 4, 7 можно пропустить, если дети знакомились с легендой Байкала. Остановиться на слайде №21.
-Что надо помнить, когда рисуете пейзаж? (Выслушать ответы детей).
Правильно, есть линия горизонта, передний, средний и задний планы картины. - Как изображаются дальние предметы? Ближние? Нарисовать пейзаж одному сложно, потребуется много времени и умения, а если мы все вместе нарисуем один пейзаж? Попробуем?
- Рисовашка отправил вам сообщение: «Разделитесь на компании и решите, кто какие части пейзажа будет рисовать: небо, землю, скалы, воду озера, деревья, песок на берегу».
Выслушать предложения детей как разделиться на команды (по желанию, по считалке, по цвету волос и т. д.)
(Дети находят свою компанию, решают, какую часть пейзажа будут рисовать, подбирают по размеру плёнку, рассаживаются за столы, где уже приготовлена часть необходимого оборудования и изобразительных материалов).
Самостоятельная творческая работа (работа в парах или в компаниях).
Звучит фоновая музыка «Шум морского прибоя». На отдельном столе имеется дополнительное оборудование для экспериментирования. Некоторые дети, закончившие работу, могут предложить свою помощь остальным.
- Давайте, друзья, отправимся друг к другу в гости. Согласны?
Каждая компания демонстрирует свою работу. Предложить каждому высказать своё мнение, свои впечатления от совместной деятельности, что получилось, а что нет.
- Эй, команды, все в сборе? Пока наши рисунки сохнут…
Доставайте свои морские бинокли, подкрутите окуляры, посмотрим вдаль?
Выполняются расслабляющие упражнения для глаз «Бинокль» и «Пальминг».
- А почему Рисовашка предложил нам рисовать на прозрачной плёнке?
(педагог помогает детям прийти к мысли, что пейзаж можно «построить»
по- разному и прозрачность плёнки помогает в этом)
Творческие работы располагаются на большом листе ватмана, положенном на ковер, чтобы хорошо было видно, а также для свободы действия с рисунками на плёнке.
Вместе с детьми создаётся общая картина, совместно подбирается и обсуждается красивое композиционное решение. Главное соблюдать порядок: сначала нижний лист с изображением неба, затем вода, потом скалы и наконец, сосны. (Возможны другие варианты).
- Ребята, как можно «оживить» наш байкальский пейзаж?
Кого можно «впустить в нашу картину»?
(нерпу, орлана-белохвоста, чаек)
Пока вы рисовали пейзаж, я тоже потрудилась…
(выложить свои рисунки животных и птиц)
- Давайте полюбуемся красотами сибирского пейзажа …
- Ребята, что сегодня понравилось больше всего? (Выслушать ответы детей).
- В шкатулке остались камешки, выберите себе любой на память об озере Байкал. Можете его раскрасить и сделать своим талисманом.
Приложение к конспекту: мультимедийная презентация «Путешествие Рисовашки на озеро Байкал»