Наталья Зотова
Рекомендации родителям по преодолению проявлений дизартрии
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации родителям по преодолению проявлений дизартрии
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, при котором расстраивается двигательный механизм речи. При дизартрии нарушено не программирование речевого высказывания, а моторная реализация речи.
Ведущими дефектами при дизартрии являются нарушение звукопроизносительной стороны речи и просодики, а
Публикация «Рекомендации родителям по преодолению проявлений дизартрии» размещена в разделах
также нарушения речевого дыхания, голоса и артикуляционной моторики.
Разборчивость речи при дизартрии нарушена, речь смазанная, нечеткая.
Мы рассмотрим два наиболее часто встречающихся проявлений дизартрии: повышенный тонус языка и нарушения речевого дыхания.
Повышенный тонус языка, его спастичность.
При обследовании ребенка наблюдается:
- напряженность мышц лицевой мускулатуры;
- язык «комом» оттянут назад, спинка его спастически изогнута, приподнята вверх, кончик языка не выражен;
- иногда спастичный язык «жалом» вытянут вперед;
- приподнятая к твердому нёбу напряженная спинка языка способствует
смягчению согласных звуков (палатализация).
В данном случае с ребенком необходима длительная логопедическая работа. Родителям обязательно на дом даются рекомендации по снятию мышечного тонуса.
Рекомендации родителям по снижению тонуса языка
1. Расслабление мышц плечевого пояса и шеи способствует понижению тонуса корня и спинки языка. Мягкий массаж перед сном мышц плечевого пояса и шеи.
2. Мягкие, медленные поглаживания подбородка легкими покачивающими и вращательными движениями.
3. Артикуляционные упражнения:
- Упражнения на вытягивание языка вперед, движения кончиком языка вверх-вниз, вправо-влево.
- Вытянуть кончик языка изо рта и облизывать чупа-чупс, дотягиваться до ложки.
- Упражнение "Колесо" (облизывание губ по кругу,
- "Часики" (движения языком влево-вправо – 10 раз, "Качели на улице" (язык тянется к носику, затем к подбородку -10 раз)
- Упражнение "Лев зевает" – широко открыть рот, пытаемся достать до подбородка кончиком и говорим Ааааа,
- "Катушечка"- кончик за нижние зубы, складываем язык пополам, прижав зубами сложенный язык, покусываем его.
- «Терка» - сжать зубы, оставив небольшую щелочу, медленно просовывать язык вперед, так, чтобы он соприкасался с зубами.
- «Расческа» - положить широкий язык на нижнюю губу, зубами «расчесывать язык» от середины к кончику.
- «Покусывание» -положить широкий язык на нижнюю губу, зубами покусывать язычок от середины к кончику.
4. Произвести массаж и вибрацию точек, находящихся под обоими углами нижней челюсти. Подушечкой большого или среднего пальца производят вращательные движения. Вначале они поверхностны, затем постепенно выполняются все с большим надавливанием и снова поверхностны. Данный прием способствует расслаблению мышц корня и спинки языка.
5. Указательным или большим пальцем произвести легкие вибрирующие движения в области подчелюстной ямки.
Вторым из наиболее частых проявлений дизартрии являются нарушения речевого дыхания.
Нарушения дыхания у детей с дизартрией обусловлены недостаточностью
центральной регуляции дыхания.
При обследовании выявляется:
- Недостаточна глубина дыхания.
- Нарушен ритм дыхания: в момент речи оно учащается.
- Отмечается нарушение координации вдоха и выдоха (поверхностный вдох и укороченный слабый выдох).
- Выдох часто происходит через нос, несмотря на полуоткрытый рот.
Рекомендации родителям по формированию правильного речевого дыхания
Дыхательная гимнастика без использования игровых приемов
1. Ребенок делает вдох – выдох (рот при этом закрыт, попеременно зажимая то одну, то другую ноздрю.
2. Тренировка носового выдоха. Ребенок глубоко вдыхает и длительно выдыхает через нос. Рот при этом закрыт.
3. Тренировка ротового выдоха. Ребенок вдыхает и выдыхает через рот (ноздри ребенка можно закрыть пальцами на начальном этапе выполнения данного упражнения)
4. Вдох через нос, длительный выдох через рот. Необходимо следить, чтобы ребенок не поднимал плечи и не напрягался.
5. Вдох через рот, выдох через нос.
Дыхательная гимнастика с использованием игровых приемов
«Футбол» - Из кусочка ваты скатайте шарик. Это мяч. Ворота – два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками.
«Шторм в стакане» - Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.
«Бабочка» - Сделайте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Произнесите вместе с малышом русскую народную поговорку: Бабочка-коробочка, Полети на облачко, Там твои детки – На березовой ветке! Затем предложите подуть на бабочку длительным плавным выдохом, «чтобы она полетела».
«Снегопад» - Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребенку устроить снегопад у себя дома. Положите «Снежинку» на ладошку ребенку. Пусть он правильно ее сдует, не надувая щек и вытянув губы в трубочку.