Игенова Надежда Андреевна
Развитие и формирование физических и социальных качеств ребенка посредством степ-аэробики в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время происходят большие изменения в сфере дошкольного образования, обусловленные выходом в свет Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
Стандарт предусматривает решение образовательных задач через реализацию пяти образовательных областей: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Темочки:
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Степ - аэробика для детей
- Физическое воспитание детей
- Темочки
Наш детский сад «Сказка» выполняя требования ФГОС, преследует цель — индивидуальное, всесторонне развитие и самореализация каждого ребенка с учетом психического и физического состояния здоровья, безопасности жизнедеятельности детей, формирование психологической готовности к школе, развитие восприятия, воображения, художественно-творческой деятельности.
Представление дополнительных образовательных услуг является неотъемлемой частью деятельности современного дошкольного образовательного учреждения. Дополнительные образовательные услуги физкультурно – оздоровительного направления не заменяют, а расширяют и обогащают программу ДОУ по физическому воспитанию, что благоприятно отражается на воспитательно – образовательном процессе в целом.
В настоящее время детские сады посещает много детей с ослабленным здоровьем, часто болеющие. В основном это заболевания органов дыхания, сердечно – сосудистые, нарушение осанки и плоскостопие. Всё это заставляет педагогов быть в постоянном поиске новых современных технологий по сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Этому способствуют занятия со степ – доской, т. к. упражнения на ней формируют у дошкольников осанку, укрепляют и развивают сердечно – сосудистую, дыхательную и костно – мышечную системы.
Степ – это ступенька высотой не более 8 см, шириной 25 см, длиной 40 см, лёгкая, обтянутая мягким дермантином. Снаряд очень полезен в работе с детьми.
Аэробика – это система физических упражнений, энергообеспечение которых осуществляется за счёт использования кислорода. Для достижения эффекта продолжительность выполнения этих упражнений должна составлять не менее 20 – 30 минут. Занятия аэробикой доставляют малышам большое удовольствие. Для того чтобы сделать их ещё более интересными и насыщенными придумали индивидуальный снаряд – степ – доску.
Степ – аэробика – это ритмичные движения вверх, вниз по специальной доске (платформе, высота которой может меняться в зависимости от уровня сложности упражнения. Однако в ДОУ высота степ – доски постоянна.
Степ – аэробика развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие. Это огромный интерес ребятишек к занятиям степ – аэробикой, не иссякающий на протяжении всего учебного года. У детей формируется устойчивое равновесие, потому что они занимаются на уменьшенной площади опоры. Это развитие у ребёнка уверенности, ориентировки в пространстве, общей выносливости, совершенствование точности движений. Воспитываются физические качества: ловкость, быстрота, сила и др. Повышается выносливость, а вслед за этим и сопротивляемость организма. Но самое главное достоинство степ – аэробики – её оздоровительный эффект. Использование степ – платформ – это новое направление оздоровительной работы. Эффективность занятий на степах подтверждено опытом коррекционных медицинских центров Европы.
Для разработки программы по дополнительному образованию спортивно – оздоровительной направленности «Степ – аэробика» послужила задача здоровьясбережения с целью профилактики плоскостопия и нарушения осанки у детей.
Новизна:
Посредством организации эффективной спортивно – оздоровительной работы с дошкольниками на степ – доске у детей развиваются: чувство ритма, координационные способности, физические качества.
Цель и задачи
Цель: содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами оздоровительно – спортивной степ – аэробики.
Задачи:
1. Гармоничное развитие всех звеньев опорно – двигательного аппарата, формирование правильной осанки, профилактики плоскостопия.
2. Развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, скоростно – силовых и координационных способностей.
3. Содействие развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой.
4. Развитие творческих способностей.
5. Воспитание смелости, доброжелательности, выдержки.
Организационные условия реализации программы
Программа ориентирована на детей подготовительного дошкольного возраста – 6 – 7 лет.
Срок реализации: 1 год.
Периодичность занятий:
С октября по апрель (в учебном году ориентировочно 29 – 30 занятий, из них 1 – показательное)
1 раз в неделю (предпочтительно во второй половине дня).
Учебный план программы
Группа- подготовительная
Продолжительность- 30 мин
Периодичность (в неделе)- 1
Количество часов в неделю - 30 мин.
Количество часов в год - 14 ч.
Занятия внесены в сетку непосредственно образовательной деятельности группы в качестве вариативной части реализации программы по физическому направлению и оздоровлению.
Форма и структура кружковых занятий
Основной формой обучения степ – аэробики является проведение занятий с использованием современной методики, игровых приёмов.
Один комплекс степ – аэробики как полного занятия выполняется детьми в течении трёх месяцев; некоторые упражнения, по мере их усвоения, могут видоизменяться, усложняться.
Примечание:
Степ – аэробика может проводиться:
- в виде полных занятий оздоровительно – тренирующего характера с детьми подготовительного дошкольного возраста (продолжительность 25 – 30 мин);
- как часть занятия (продолжительность 10 – 15 мин);
- в виде показательных выступлений детей на праздниках;
- как степ – развлечение.
Структура кружкового занятия:
Части занятия
Длительность Количество
упражнений Преимущественная
направленность
упражнений
1. Вводная:
- строевые
упражнения
- танцевальные
шаги
5 мин.
6 упр.
2 – 3 упр.
o На осанку
o Типы ходьбы
o Движения рук, хлопки в такт
2. Основная:
- игроритмика
- акробатические упражнения
- основные виды движений
- подвижные игры 20 мин.
4 мин.
5 мин.
4 мин.
7 мин.
3 упр.
3 упр.
3 вида
2 игры
o Для мышц шеи
o Для мышц плечевого пояса
o Для мышц туловища
o Для мышц ног
o Для развития силы мышц
o Для развития гибкости
o Для развития ритма, такта
3. Заключительная:
- дыхательные упражнения
- самомассаж
- релаксация или психогимнастика
5 мин.
2 мин.
2 мин.
1 мин.
1 – 2 упр.
3 упр.
1 упр.
o На дыхание
o Массаж рук
o Расслабление
На кружковых занятиях степ – доска используется на каждом этапе:
• во вводной части дети огибают степ – доски (ходят и бегают «змейкой»);
• в общеразвивающих упражнениях, которые выполняются в виде степ – аэробики и в разных исходных положениях на степе (стоя, сидя, лежа, что развивает чувство равновесия, координацию и способствует развитию ориентировки в пространстве;
• в основной части – это разнообразные упражнения на развитие силы, ловкости, выносливости;
• в подвижных играх и эстафетах.
Упражнения, комплексы степ – аэробики направлены на развитие координации движений и формирование пространственных и временных ориентировок, силовых качеств:
а) пространственные ориентировки – вправо, влево, вперёд, назад, скрёстно, одновременно, попеременно, поочерёдно в движениях туловища и конечностей (у детей дошкольного возраста лучше получается выполнять раздельные движения, чем одновременные);
б) временные – различаются по темпу (быстро, медленно, ритму, продолжительности удерживания позы и др. Темп и ритм можно задавать счётом (раз – два; раз – пауза – два, музыкальной композицией. Дети подготовительного дошкольного возраста с особым интересом выполняют упражнения со сменой ритма, при этом стараются передать в движениях не только ритмический рисунок, но и плавность, и красоту движений;
в) силовые – прыжки на степе, со степа, через степ.
Нагрузка регулируется характером упражнений, изменением исходных положений, темпа, длительности и интенсивности выполнения. Для сбалансированной работы всех функциональных систем организма гимнастические упражнения сочетаются с дыхательными.
Применение разнообразных форм, средств, методов физического воспитания имеют единую целевую направленность – это оздоровление, профилактика и коррекция плоскостопия и нарушения осанки, а также развитие координационных способностей детей подготовительного возраста.
Содержание программы
Раздел «Игроритмика» является основой для развития чувства ритма, двигательных способностей занимающихся, умения правильно выполнять движения под музыку, согласно её характеру, темпу, ритму. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания, игры.
Раздел «Строевые упражнения» служит основой для освоения ребёнком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков,
необходимых при дальнейшей работе по программе. В раздел входят построения, перестроения, повороты, передвижения, бег.
Раздел «Танцевальные шаги» направлен на формирование у занимающихся танцевальных движений. В раздел входят танцевальные шаги, ритмические движения, музыкально – ритмические композиции, образно – подражательные движения, танцевальные этюды.
Раздел «Акробатические упражнения» основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости. Здесь используются элементы гимнастических упражнений, выполняемые в игровой сюжетной форме. Использование данных упражнений дают ребёнку возможность вволю покричать, погримасничать, свободно выразить свои эмоции.
Раздел «Дыхательная гимнастика» в программе служит для расслабления мышц, на восстановление организма, дыхания после нагрузки. В раздел входят упражнения дыхательной гимнастики.
Раздел «Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребёнка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
Прогноз результативности освоения программы
Упражнения на степ – доске, совмещённые с танцевальными шагами, дают возможность координировать, сочетать работу всех групп мышц, развивают координационные способности у детей, вырабатывают точность движений, ритмичность, ловкость, умение правильно распределять силы.
Музыкальное сопровождение на занятиях аэробикой способствует развитию чувства ритма, позволяет целенаправленно развивать умение детей совмещать свои движения с музыкой.
Зрительное восприятие создаёт образ движения в его динамике, выразительности, пространственных отношениях. Упражнения на степе создают как бы зрительную направленность в развитии пространственных ориентировок, способствуют лучшей координации движений отдельных частей тела.
Слух позволяет выполнять движения в определённом ритме и темпе.
Мышечные ощущения сигнализируют о положении тела, напряжении мышц, происходит сложный процесс согласования в работе отдельных мышечных групп, корректировки выполненного движения в соответствии с заданными образами.
Ожидаемые результаты у детей:
1. Сформирована правильная осанка;
2. Развито чувство ритма, темпа, согласованность движений с музыкой;
3. Наблюдается снижение заболеваемости;
4. Сформирован стойкий интерес к двигательной активности, занятиям физической культурой;
5. Сформирован интерес к собственным движениям;
6. Сформирована мотивация здорового образа жизни.
Мониторинг усвоения программного материала кружка по степ – аэробике «Шаг за шагом»
Уровни усвоения программы:
Высокий. Ребёнок знает и выполняет с интересом чётко и уверенно базовый шаг, танцевальные шаги, упражнения игроритмики, акробатические упражнения.
Средний. Ребёнок знает и выполняет базовые движения, но требуется некоторая помощь взрослого, движения неуверенные, скованные.
Низкий. Ребёнок плохо ориентируется в базовых шагах, выполняет основные элементы только по показу взрослого.
Методические условия реализации программы
Продумывая содержание занятий аэробикой необходимо учитывать уровень физической подготовленности дошкольников и их развития, соблюдать при этом основные физиологические принципы:
- рациональный подбор упражнений;
- равномерное распределение нагрузки на организм;
- постепенное увеличение объёма и интенсивности нагрузки.
Организуя степ – тренировку, нельзя забывать о технике безопасности и физической нагрузке для детей определённого возраста, её распределении с учётом состояния их здоровья, уровня физической подготовленности. Так, более сложные упражнения следует чередовать с менее сложными. Техника степ – аэробики предполагает постоянное поддерживание правильной осанки. Поэтому очень важно напоминать детям о необходимости сохранения правильного положения тела во время всех движений.
Распределение физической нагрузки на занятии степ – аэробики
Каждый комплекс занятий должен состоять из трёх частей:
- подготовительная часть (разминка) – 5 минут;
- основная часть – 20 минут;
- заключительная – 5 минут.
Время
Содержание Темп музыки Контроль нагрузки
Подготовительная часть
5 мин. Обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Умеренный Внешнее проявление, самооценка.
Аэробная часть (основная)
20 мин. Комбинации из элементов степ – аэробики, новые упражнения или комплекс танцевальных движений, в завершении основной части можно включить подвижную игру.
Быстрый Пульс, дыхание, внешнее проявление.
Заключительная часть
5 мин. Упражнения на расслабление, равновесие, гибкость, выполняемых в положении сидя, лёжа, стоя. Дыхательные упражнения. Самомассаж. Психогимнастика.
Медленная танцевальная музыка Внешнее проявление, самооценка.
Упражнения для степ – аэробики подбираются преимущественно циклического характера (в основном, это ходьба, вызывающие активную деятельность органов кровообращения и дыхания, усиливающие обменные процессы, простые по своей двигательной структуре и доступные детям.
Большое значение имеет подбор музыки к упражнениям. Она служит одновременно мотивирующим фактором, направляет ход тренировки и диктует скорость движений.
Основные правила техники выполнения степ – тренировки:
держать плечи развёрнутыми, грудь вперёд, ягодицы напряжёнными, колени расслабленными;
избегать перенапряжения в коленных суставах;
избегать излишнего прогиба спины;
не делать наклон вперёд от бедра, наклоняться всем телом;
при подъёме или опускании со степ – доски всегда использовать безопасный метод подъёма;
стоя лицом к степ – доске, подниматься, работая ногами, но не спиной;
держать степ – платформу близко к телу при её переносе;
выполнять шаги в центр степ – доски;
ставить на степ – платформу всю подошву всю подошву ступни при подъёме, а спускаясь, ставить ногу с носка на пятку, прежде чем сделать следующий шаг;
опускаясь со степ – доски, оставаться стоять достаточно близко к ней, не отступать больше, чем на длину ступни от степ – доски;
не начинать обучение детей работе рук, пока они не овладеют в совершенстве, движениями ног, и не подниматься и не опускаться со степ – доски, стоя к ней спиной;
делать шаг с лёгкостью, не ударять по степ – доске ногами.
Материально – технические условия для реализации программы:
1. Техническое оснащение.
- спортивный зал (хорошо проветриваемый, оборудованный)
- степ – доска на каждого ребёнка
- гимнастические маты
- спортивная форма (костюмы для высткплений)
- флажки, султанчики, платочки, ленточки
- колонка или ноутбук для воспроизведения музыкального сопровождения
- аудиозаписи.
Для разработки программы кружка по степ – аэробике «Шаг за шагом» использовалась следующая литература:
1. В. Т. Кудрявцев, Б. Б. Егоров «Развивающая педагогика оздоровления»
2. Кузина И. «Степ – аэробика для дошкольников» дошкольное образование, 2008 № 5
3. Барабаш Т. Л. Речедвигательная гимнастика «Шаг к слову» с использованием степов //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2011, №12
4. Интернет ресурс: Папулова А. Ю. Степ – аэробика в детском саду http://detsad-detctvo.ru/konkurs-zdorovyie-deti-zdorovaya-strana/konkursnyie-materialyi/opyit-pedagogov/tvorcheskaya-masterskaya-pedagogov/papulova-ayu-step-aeierobika-v-detskom-sadu
5. Белова Т. А. «Использование степ – платформы в оздоровительной работе с детьми», Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2009, №7
6. Интернет ресурс: Дроздова М. Степ - аэробика в детском саду. http://www.maaam.ru/detskijsad/step-ayerobika-v-detskom-sadu.html
7. Интернет ресурс: Папулова А. Ю. «Детский фитнес» http://detsad-detctvo.ru/konkurs-zdorovyie-deti-zdorovaya-strana/opyit-pedagogov/dopolnitelnyie-uslugi/papulova-ayu-detskiy-fitnes/
Приложение:
Фото с показательным выступлением ребят подготовительной группы на степ – платформе, танец «Маленькие барбарики»