чувашова анна
Дополнительная общеразвивающая программа по изучению родного края «Мой край родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной камчатской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю. Данная программа - авторская программа начало систематической работы по краеведению, проводимой в МБДОУ «детском саду №12».
Темочки:
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Одна из важнейших – формирование базиса личностной культуры на основе ознакомления дошкольников с национальной культурой народов Камчатки и формирование самосознания личности. Особое внимание в программе уделяется патриотическому воспитанию средствами краеведения.
Средний возраст является важным периодом формирования личности и ее отношений с окружающим миром. Согласно исследованиям педагогов в детском возрасте развиваются такие качества человека, как доброта, отзывчивость, способность к сопереживанию самостоятельность суждений, творческая активность. Дошкольное воспитание и образование базируется в первую очередь на национальном материале. Именно в литературе находят свое отражение принципы модели поведения, свойственные данной культурной традиции. Они играют важную роль в формировании эталонных представлений ребенка о добре и зле, уме и глупости. Поэтому при всей этической ценности произведений мировой классической литературы предпочтительно познакомить детей – дошкольников прежде всего с литературой родного края. В дошкольном возрасте дети обязательно должны узнать и оценить свою малую родину-место, где они родились и растут.
Целевой раздел
Пояснительная записка
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, селе, приобщение к миру его культуры.
Однако в современном мире на фоне переплетения культур всё более заметной становится утрата патриотического сознания в обществе. Так, сегодня многим детям незнакомы понятия «почитание родителей», «гостеприимство», «щедрость», «милосердие». При этом воспитание любви к Родине должно начинаться в дошкольные годы с уважительного отношения к близким людям – отцу, матери, а также к своему дому, улице, городу.
К сожалению, из-за нехватки времени многие родители не уделяют должного внимания формированию у детей патриотических чувств. В таких условиях нравственно-патриотическое воспитание – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Концепция исторического краеведения в идее изучения малой родины, как первого шага в формировании мироощущения, в приобщении к истории и культуре своего народа, содействует целостному восприятию и широкому охвату явлений окружающего мира в его многообразии и значимости. Через понимание малой родины ребёнок осознает сопричастность к стране, к её прошлому, настоящему и будущему. Изучение краеведения в дошкольных учреждениях является одним из основных источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании является интегрирующим звеном между образовательной и воспитательной деятельностью.
Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного города, района, села, области, страны». Речь пойдёт о значении истории родного края и его влиянии на формирование основ патриотического воспитания дошкольников.
Задача воспитания интереса и любви к Родине традиционно решалась в нашем детском саду, но результаты оценки уровня знаний детей, педагогов, родителей показали необходимость усиления работы в данном направлении и наполнения её новым содержанием. Для решения возникшей проблемы разработан перспективно-тематический план работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с историей родного края.
Дополнительная образовательная программа по изучению родного края нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания. Программа позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на его познавательную деятельность. Дополнительная программа работы с детьми старшего дошкольного возраста предназначена для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой родине. Данная программа предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, проявление заботы об окружающей среде в целом. Реализация программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств. Дети дошкольного возрастов получают знания через рассматривание иллюстраций книг, картин местных художников, слушание произведений художественной литературы, экскурсий.
Актуальность программы, цели и задачи программы
Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живёт. Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
Проблема патриотического воспитания является наиболее актуальной. «Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной выполнять гражданские обязанности». Задачи: Формирование эстетических разновидностей личности, эмоционально отзывчивой на высокохудожественные произведения, Исторические факты становления и развития национальной культуры, её традиции и обычаи. Воспитание толерантности Развитие активности творческого потенциала нравственных начал у дошкольника. Через осознание самого себя в своих поступках, чувствах, поведении совершенствование коммуникативности среди взрослых и сверстников. Соприкосновение детей с высоконравственными идеалами общечеловеческих ценностей и национальной культуры. Данная проблема, воспитание патриота, направлена на сохранение человеческого в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их наиболее устойчивыми, научить правилам общения и умению жить среди людей.
Направленность программы : приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент они проживают, знакомство с бытом, традициями коренных народов Камчатского края.
Новизна и актуальность: система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей дошкольного возраста с Камчатским краем, отработана с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной деятельности.
Данная программа имеет не только большое значение в области развития дошкольного учреждения города, края, но и исключительно важна для воспитания нового (молодого, современного) поколения, для которых Петропавловск-Камчатский – малая родина, это – уникальная часть России.
Цель: формирование целостной картины мира посредством ознакомления с родным краем.
Задачи:
• Учить чувствовать и понимать природу родного края, устанавливать взаимосвязь живой и неживой природы Камчатки;
• Формировать знания о коренном населении (коряки, эвены, их образе жизни; о традициях и фольклоре северных народностей;
• Воспитывать любовь к родному краю, городу, вызывать чувство гордости за него и желание узнать новое об их истории
В программе также заложены возможности формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.
Программа составлена с учетом межпредметных связей по областям:
Познание. Проводятся занятия, наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, беседы, игры.
Социализация, где используются дидактические, сюжетно-ролевые игры; проводятся экскурсии, посещение музеев.
Художественное творчество, где используются произведения живописи о природе по сезонам, изготавливаются различные изделия в соответствии с тематикой занятий. Проводятся выставки детского творчества, мастер - классы.
Художественная литература, где используются произведения познавательной направленности (сказки, стихи, сказания, легенды); рассматривание иллюстраций, картинок.
Музыка, где используются музыкальные произведения в соответствии с тематикой занятия; проводятся праздники (в том числе и фольклорные, фестивали, музыкальные игры.
Физическая культура, где проводятся подвижные игры, развлечения, спортивные праздники, досуги.
Отличительные особенности: содержание данной программы охватывает весьма широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, с учетом учебного плана ДОУ. Он позволяет уже на самом раннем этапе дошкольного детства начать формирование у детей целостного представления о регионе, климатических условиях, коренном населении и окружающем нас мире природы.
Ожидаемые результаты
Программа «Мой край родной» проведение итоговых занятий (после каждого полугодия) на которых подводятся итоги за прошедший период. Итогом каждого полугодия является участие детей в мероприятиях, экскурсиях, конкурсах, викторинах, КВН, которые позволят им встретиться с интересными людьми, узнать о народных праздниках, традициях народов, проживающих в нашем крае, об уникальной природе нашего края. Приобретают знания по истории и культуре родного края.
• знания о традициях и культуре коренных жителей Камчатки;
• знает и называет достопримечательности города;
• проявлять интерес к прошлому, настоящему, будущему Камчатки;
• дети будут знать и называть растительный мир нашего края
• знать и называть обитателей животного мира нашего края;
• проявлять интерес к новым незнакомым предметам, уважать культуру и обычаи коренных жителей нашего края.
• будут знать чем богат наш край;
• будут знать государственную символику Камчатского края;
• мой дом. Человек и его жилище. Жилище коренных народов Камчатки – чум, яранга.
• знать жизнь и быт коренных народов, одежду, орнаменты народов (коряки, ительмены);
• знать «чем знаменит округ», путешествовать по карте края, города;
• будут знакомы с культовыми праздниками и обычаями народов Камчатки.
Основное содержание программы
Тема
Программное содержание
Оснащение пед. процесса
Сентябрь 1. Занятие «Разноцветная земля»
2. Экскурсия в осенний лес
3. Изготовление поделок из природного материала, собранного в нашем лесу.
4. Заучивание стихотворе-
ния Истомина «Российский край» 1. Дать знания о том, что Россия самая большая страна; природа её богата и разнообразна.
2. Обратить внимание на красоту осеннего леса; собрать природный материал для изготовления поделок.
3. Развивать творчество и вызывать интерес к работе с природным материалом.
4. Помочь запомнить и выразительно читать новое
стихотворение. 1. Репродукции с изображением природы России, города и деревни, макет флага России, книга Сладкова «Разноцветная земля»
3. Природный материал : шишки, листья, ягоды, кусочки коры деревьев, пластилин, клей.
Октябрь 1. Занятие «Седая земля -
тундра»
2. Беседа «Что мы знаем о вулканах?»
3. Знакомство с легендами и мифами коряков.
4. Заучивание стихотворе-
ния «Камчатка» Татьяны Ефимовой 1. Продолжить знакомить детей с природой Камчатки, с климатическими особенностями; дать знания о мужественных людях оленеводах.
2. Расширить представления детей о нашем городе; познакомить с важными профессиями камчатского края.
3. Познакомить детей с некоторыми легендами народов Камчатки.
4. Помочь запомнить и выразительно читать новое
стихотворение. 1. Репродукции картин, изображающие природу и жизнь людей на Камчатке;
2. Макет вулкана, фотографии с изображением вулканов. Изображения людей различных профессий (оленевод, вулканолог, рыбак, рыбообработчик и т. д.)
3. Книга «Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки»
Ноябрь 1. Занятие «О народах Камчатки»
2. Мой дом «Человек и его жилище. Жилище коренных народов Камчатки – чум»
3. Чтение северных народных сказок.
4. Слушание песни «Моя Камчатка».
1. Продолжать знакомить детей с народами Камчатки (коряки, ительмены, рассказать чем они занимаются; пополнить словами: куклянка, байдары, моржовый клык, чум, юкола, алхалалай, пушнина, яранга.
2. Познакомить с отличительными особенностями жилища коренных народов Камчатки, зависимость климатических условий.
3. Познакомить детей со сказками народов Камчатки. 1. Иллюстрации, изображающие жизнь и быт народов Камчатки.
2. Создание макета «Жилище коренных народов»
3. Книга В. Столярова «Камчатские и ительменские сказки»
Декабрь 1. Творческое рассказывание по теме «Мой любимый зверь».
2. «Животные Камчатки»
3. Вечер загадок «Кто живет в царстве животных и растений Камчатки»
4. Оформление альбома «Путешествие по Камчатке» 1. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру
2. Закрепить знания о животных и птицах, обитающих на Камчатке; связать их проживание с природными условиями.
3. Упражнять детей в отгадывании и загадывании загадок
4. Расширить и закрепить знания детей о природе Камчатки, о людях живущих в нашем крае, их жизни и быте. 1. Детские рисунки, сделанные дома.
2. Иллюстрации с изображение животных и птиц, обитающих на Камчатке.
3. Книга «Забавные загадки о фауне Камчатки» В. Евдокимов
4. Альбом; иллюстрации с изображением природы Камчатки, жителей, их жизни и быта.
Январь 1. Занятие «История моего края»
2. Занятие «Истории жилища»
3. Д\и «Угадай, что (кто) в корзинке»
4. Заучивание стихотворения «В зимнем лесу» 1. Познакомить детей с историческим прошлым родного края
2. Познакомить с историей жилища людей разных времен и народов, что от природных условий зависит материал постройки и тип жилища.
3. Закрепление знаний о названиях растениях и животных, обитающих на Камчатке.
4. Помочь запомнить и выразительно читать новое
стихотворение. 1. Лента времени; коллекция минералов; иллюстрации, изображающие жизнь и быт древних людей.
2. Картинки с изображениями домов греков, древнего человека, русской избы, чума, юрты.
3. Корзинка, иллюстрации с изображением животных и растений Камчатки.
Февраль 1. Занятие «Город Петра и Павла»
2. Занятие «Наш город»
3. Автобусная экскурсия по городу
4. Рисование «Что мы видели на экскурсии» 1. Познакомить детей с историей возникновения города. Воспитывать уважение к труду взрослых; понимание того, что труд каждого делает наш город еще лучше.
2. Закрепить знания детей о структуре построения города (жилая, промышленная зоны). Воспитывать любовь, чувство привязанности к городу, в котором они живут; пробудить желание, сделать его еще краше.
3. Познакомить детей с достопримечательностями родного города.
4. Побуждать детей в рисовании выразительно передавать предметы (дома, которые видели на экскурсии. 1. Фотографии с изображением нашего города в прошлом и настоящем.
2. Дома, нарисованные на листе бумаги, краски, кисточки, ножницы на каждого ребенка; макеты деревьев, машин.
4. Листы бумаги, ИЗО средства по выбору детей (краски, карандаши, фломастеры, и т. д.)
Март 1. «Рассказ-беседа о родном городе. Герб города»
2. Экскурсия в Краеведческий музей. Выставка «Город на ладонях»
3. Чтение стихотворений о городе
4. Знакомство с народными играми. 1. Систематизировать знания детей о родном городе; дать знания о том, что такое герб, объяснить символику герба.
2. Познакомить с выставкой, которая рассказывает о нашем городе, о людях, которые его строили, об их занятиях и профессиях.
4. Продолжить знакомить детей с подвижными играми народов Камчатки, осваивать правила. 1. Серия открыток с видами города, открытки, иллюстрации с изображением разных гербов.
4. Картотека
Апрель 1. Итоговое занятие «Мой родной край»
2. Вечер стихов.
(можно пригласить детей соседней группы)
3. Чтение северных народных сказок.
1. Закреплять знания детей о северных районах нашей страны, климатических условиях, коренном населении, их образе жизни; знания о вулканах, кто такие вулканологи; люди каких профессий живут в нашем городе; история происхождения города, его названия.
2. Повторить с детьми выученные ранее стихотворения. Поднять эмоциональный настрой детей.
3. Продолжить знакомство с северными народными сказками
1. Глобус, указка, макет флага России, иллюстрации с изображением народов Камчатки. Презентация на тему «Моя Камчатка»; макет вулкана.
3. А. Смышляев «Большая книга сказок Камчатки»
Май 1. Развлечение «Родной край»
2. Выставка «Путешествие во времени»
3. Знакомство с приметами коренных народов Камчатки. 1. Закрепить знания о родном крае, полученные детьми в течении учебного года.
2. Познакомить с выставкой, которая рассказывает о истории жилища людей разных времен и народов.
3. Познакомить с приметами коренных народов Камчатки с их национальными особенностями. 1. 2 рабочих столика, вазочки с вареньем (4-6 шт. на каждый стол, чайные ложки, герб города, разрезанный на несколько частей (2 комплекта, набор открыток с видами родного города и других городов; призы для награждения.