Лариса Сидоренко
Мастер-класс для родителей детей 4–5 лет по знакомству с логическими блоками Дьенеша «Давайте поиграем»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 138»
Мастер-класс для родителей детей 4 – 5 лет
по знакомству с логическими блоками Дьенеша на тему:
"Давайте поиграем"
Цель: Повысить компетентность родителей в вопросах развития математических способностей детей.
Задачи:
Познакомить родителей с логическими блоками «Дьенеша».
Темочки:
- Дьенеш З.П. Блоки Дьенеша
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
Научить использовать их в работе с детьми для развития произвольного внимания, логического мышления, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства.
Материал: набор блоков, карточки с символами свойств, фишки, карточки-задания к игре «Составь картинку», «Найди ошибки», кукла, мишка к игре «Угощение», 3 обруча.
План проведения:
I. Теоретическая часть:
Знакомство с блоками Дьенеша.
II. Практическая часть:
• игра «Составь картинку»;
• игра «Угощение»;
• игра «Построй ряд»;
• игра «Найди ошибки»;
• игра «Кондитерская фабрика».
III. Заключительная часть.
Ход собрания:
I. Теоретическая часть.
Уважаемые родители, здравствуйте! Я рада видеть вас на нашей встрече. Уже сейчас, когда вашим детям 4-5 лет, вы задумываетесь о будущем школьном обучении детей. Сейчас предъявляются серьезные требования к интеллектуальному развитию дошкольников.
Ведь дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Поэтому, мы в своей работе используем разнообразные, современные методики и технологии, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Сегодня я хочу познакомить вас с учебно-игровым пособием «Логические блоки Дьенеша», их разработал венгерский психолог и математик Дьенеш, отсюда и их название.
Что это такое? Логический материал представляет собой набор их 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:
формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
цветом – красные, синие, желтые;
размером – большие и маленькие;
толщиной – толстые и тонкие.
Основные особенности этих дидактических материалов - абстрактность, универсальность, высокая эффективность.
Зачем это нужно?
Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывании с союзами «и», «или», частицей «не» и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.
Основная цель использования дидактического материала:
научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.
Основное умение, необходимое для решения логических задач – это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства, обобщать объекты по нескольким свойствам.
Данный дидактический материал является средством для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства. В играх с этим материалом развивается творческое воображение и пространственное мышление.
Дети нашей группы используют блоки «Дьенеша», их как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности. Надеемся, что все эти знания очень пригодятся вашим детям в школе.
II. Практическая часть.
А сейчас я предлагаю вам закрепить на практике все то, о чем я рассказала, т. е. давайте вместе поиграем.
Игра «Составь картинку».
Цель: развитие произвольного внимания, пространственного мышления, формирование умения анализировать, сравнивать.
Ход игры: Предлагаю вам составить из фигур какое-нибудь изображение: елочку, мишку, машину, ракету (изображение на индивидуальных карточках).
Игра «Угощение».
Цель: Развитие умения выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их.
Ход игры: Предлагаю вам угостить свои игрушки «печеньями» (фигурами). Кукла любит круглое печенье, а мишка - квадратное, или мышка хочет маленькое печенье, а жираф – большое. Подобным образом “печенье” делится также на толстое-тонкое.
Игра «Построй ряд».
Цель: развитие умения анализировать и сравнивать предметы по их свойствам.
Ход игры: Выложите произвольно ряд из 5–6 фигур, а сейчас постройте нижний ряд таким образом, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда, оказалась фигура другого размера.
Варианты – другой формы, другого цвета.
Игра «Найди ошибки».
Цель: Найти и исправить ошибки по двум, трем признакам - цвет, форма, величина.
Ход игры: Предлагаются карточки схемы из альбома.
Игра «Кондитерская фабрика».
Цель: Развитие способности к логическим действиям и операциям, умение декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке. Умению действовать по образцу.
Ход игры: Положите два больших круга – «коробки для конфет». Вы «сотрудники фабрики» и должны разложить «конфеты» блоки в соответствии с карточками-свойствами. Комбинация карточек может быть различной.
III. Заключение.
Уважаемые родители, сегодня вы познакомились с игровым материалом «Логические блоки Дьенеша». Существует большое разнообразие альбомов, пособий по занятиям с логическими блоками Дьенеша, в которых предлагаются готовые сценарии игр. Их можно приобрести, изготовить самостоятельно или скачать. Но есть обязательное условие – взрослый должен играть с детьми, играть азартно, увлеченно. Тогда и только тогда игра станет радостью для детей и позволит решить поставленные дидактические задачи.
Большое спасибо, что вы нашли время прийти к нам поиграть. Я надеюсь, что полученные сегодня знания, пригодится вам в дальнейшем общении с вашими детьми.