Марина Тугускина
Фольклор как основа развития творческих способностей младшего школьника
▼ Скачать +Заказ
Фольклор как основа развития творческих способностей младшего школьника.
Народную культуру нельзя ничем заменить, особенно на начальном этапе воспитания ребенка. Родная речь и народная песня должны присутствовать в воспитании маленьких детей вплоть до их подросткового и юношеского возраста. Только в том случае ребенок вырастает нравственно здоровым. Фольклор является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания и творческих способностей. 1
Публикация «Фольклор как основа развития творческих способностей младшего школьника» размещена в разделах
По мнению Левина В. А., фольклор является творческим организмом, системой творческого мышления народа, выработанная вековыми традициями. 2
Все, что составляет народную культуру пронизано творчеством. Фольклор - важное условие развитие творческих способностей ребенка, его творческая природа настолько велика, что для каждого, даже самого маленького ребенка она дает стимул к его развитию.
Это обосновывается следующими факторами:
- природа фольклора очень близка музыкальной культуре ребенка;
- фольклор включает в себя все виды искусства, а также обряды, приметы и др.
- для фольклора характерна импровизационность и вариативность;
- основные жанры фольклора пронизывает игра, которая писхологически близка ребенку;
Рассмотрим эти факторы более подробно:
Природа фольклора действительно очень близка природе ребенка тем, что в нем ничего не записывают, поскольку ценится не точность воспроизведения того, что было создано ранее, а фантазия и память, составляющие основу творчества.
В свою очередь ребенок подобен первобытному человеку, который находится в единстве с миром, он - певец традиционной культуры, который поет о том, что видят его глаза и каждый раз песня новая, непохожая на предыдущую. 1
В традиционной культуре России нет отдельно понятия «музыка». Есть только слова, включающие движение и песню, ритм и инструмент, его производящий, или праздник, объединяющий все это вместе. С этой точки зрения текст, который невозможно спеть, не имеет смысла. Действие и песня неразрывны и не имеют отдельных слов. Именно так поступают дети во всем мире, когда играя без взрослых, распевают, а не говорят, реплики героев своей игры.
В фольклоре песня не выделяется отдельно, а является частью различных видов деятельности, гармонично вплетаясь в них ритмом и структурой. В русской народной культуре личность не рачленяется видами деятельности. Ребенок слышит музыку еще до рождения, поскольку песня сопровождает любой этап работы его матери во время беременности.
Вот описание пения нянюшки: «Она сначала сядет на каком бы то ни было месте, заложит одну ногу на другую, сажает дитя на крестообразно сложенные колени и потом начинает петь; первые слова поет довольно протяжно, последние же гораздо чаще, и за каждым словом той ногой, которая стоит на полу, делает ударение, причем улыбаясь, смотрит дитяти в лицо, который в свою очередь, махает ручонками и весело смеется» В этой сценке ребенок движется в такт движению ноги нянюшки, слышит ее голос, ритмично хлопает, усваивая пульсацию звуков. 1
Фольклору свойственны несколько видов композиций. Первая называется фрагментарной. Это нанизывание отдельных мотивов, образов без внутренне мотивированной связи. Рисунок ребенка построен по этому же принципу, когда малыш берется за карандаш не для того, чтобы нарисовать что – то для кого – то, а когда он творит сам для себя, последовательно размещая на бумаге все новых и новых героев своей фантазии.
В мире фольклора большое место отводится подражанию:
Ай, ду – ду, ду – ду, ду – ду!
Потерял мужик дугу.
Шарил – шарил – не нашел.
Он заплакал и пошел.
У него много ребят.
Все по лавочкам сидят.
Все по лавочкам сидят,
Кашу масляну едят.
Каша – масляная,
Ложка – крашенная.
Когда песню поют под мерное движение колыбели, она становится колыбельной. Проблема, возникшая у мужика, не кажется столь трагичной, поскольку дети его накормлены и едят маслянную кашу крашеными ложками. Но это же песня может быть веселым развлечением, когда, размеренно пропев всю песню, взрослый на последнем слоге слова «едят» поднимает голос, ребенок начинает смеяться, поскольку впервые встречается с тем, что и составляет юмор, - неожиданностью. Он слышал эту песню много раз и запомнил, как должно звучать каждое слово. Смена интонации и хитрые глаза взрослого вводят его в мир смеха.
Многие фольклорные произведения выполнены в вопросно – ответной форме, как распространенная песенка про Чижика – пыжика. Так может быть постоена вся композиция.
Еще одно свойство фольклора – его художественная условность. Мир фольклора противостоит реальному. Здесь есть игра категориями пространства, времени, объекта и субъекта. Такое свободное комбинирование позволяет ребенку почувствовать себя свободным творцом там, где все преобразуется согласно его желанию, в отличие от реального мира, где он может так мало. 1
Фольклор чрезвычайно богат и разнообразен по тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру исполнения, что дает ребенку больше пространства для творчества. Исполняя песню, ребенок фантазирует над передачей образа; принимая участие в танце, старается своими движениями подчеркнуть колорит древней эпохи. Песенки – миниатюры дают возможность ребенку одновременно петь и проговаривать слова речитативом, ходить в хороводе, в сопровождении народных инструментов. Все это способствует развитию творческий способностей, потому что ребенок сам выбирает средства выражения своих эмоций через фольклор, значит он становится творцом.
Яркая образность музыкального языка фольклорных напевов, их исполнение, вкючающее элементы игры, танца, декламации, красочные костюмы делают их доступными для понимания и исполнения детьми. Эти традиции народного исполнительства диктуют комплексный подход к процессу обучения, что является основополагающим фактором развития творческих способностей.
Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Причем сказки и песни дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они – участники и постоновщики музыкально – игровых и вокально – пластических композиций, сказок, кукольных спектаклей. Игра соответствует природе младшего школьника; в процессе игры ребенок органично познает новые образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем развитие творческих способностей происходит как бы само собою, в увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности. 1
Фольклорное искусство уникально : оно рождается и существует в среде самих творцов и исполнителей. Фольклор помогает раскрытию, ракрепощению личности, проявлению креативности, индивидуальности.
Имровизационная основа фольклора дает педагогу искючительные возможности для свободного развития творческих способностей, фантазии детей. Воображение развивается только в творческой деятельности. Сейчас в ряде детских хоров сделаны попытки ввести импровизацию в качестве элемента творческого развития детей в фольклорном коллективе.
Имровизация как первотворчество, истоки которого берут свое начало в природе человеческого мышления, доступнее и ближе ребенку из всего многообразия творческих действий. Начинаясь с эмоций, чувств и фантазии, она включает в создание художественно – творческого продукта силу ума, работа которого мгновенно выбирает нужную форму реализации художественного замысла. Сложность и привлекательность ее, как особого вида творческой деятельности в том, что продукт создается непосредственно в процессе исполнения, формируя, при этом, зрелое художественно – творческое мышление.
Творческий процесс активно влияет на обучения по предмету «фольклорный театр».
Дети учатся владеть свим телом, изображая под музыку «Скачущую лошадку», «Летящего жука», «Птичку» и многое другое, «Тающую Снегурочку» и многое другое. Уроки, где включен элементы изобразительного искусства поддерживают творческую атмосферу обучения. Например, педагог читает детям сказки или описание праздника «Рождество Христово», а дети сами переносят сказочные образы и игровые ситуации на бумагу (Приложение. Рисунки детей 2 – го класса на тему русских народных промыслов, причем в красках создавая самостоятельно прекрасные картины.
По мнению Луначарского, игра является основой всей человеческой культуры, поскольку, как далеко мы ни заглянем в историю нашего народа, обязательно столкнемся с тем или иным ее проявлением1.
Чтобы понять сущность игры в народной культуре, обратимся к определению этого понятия. Игра – это вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в результате, а в самом процессе. 2
К примеру Й. Хейзинга в своих научных исследованиях попытался выявить основные признаки игры :
- игра вседа добровольна, а поэтому это способ реализации свободы;
- игра – спобоб снятия напряжения монотонной жизни, через радостную мобилизацию духовных и физических сил;
- игра ограничена во времени и в пространстве и защищена этим пространством;
- игра имеет правила, структурирующие ее и позволяющие ей возобновляться;
- в игре нет выгоды, она вовлекает человека, активизируя его способности;
- игра сплачивает людей в группы, которые поддерживают друг друга на протяжении жизни;
Это действительно очень интересные положения, которые описывают также и признаки народной игры.
Игра пронизывает все народное творчество. Даже песня, как принято было говорить раньше «играется». И, конечно, играется свадьба. Желанное для людей событие как бы предвосхищало появление его в действительности. Игра позволяла организовать не только досуг, но и работу, семейную жизнь. Игра развивала и «держала в форме» все человеческие способности : сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность, эмоциональность, умение общаться так, как принято в даннном обществе.
В прцессе фольклорной игры возникает атмосфера коллективного эстетического преживания, что еще более усиливает глубину восприятия. 1
Способы выражения игры в разных жанрах фольклора различны. Можно выделить игру словом, звуком, смыслом, жестом, пластикой, друматургическим движением.
Дети по традиции удерживали в своей культуре то, что уходило из обихода взрослых в силу изменившегося жизненного строя и обстоятельств, но оставалось практически, эстетически и эмоционально притягательным для малышей.
В фольклорных играх ребенок учится соотносить интонацию, ритмику, координировать пластику, внешнее действие и заключенные в нем идеальный, внутренний смысл.
Жмурки, догонялки, «прятки», выжигалки, разыгрывание потешек, сказок, песен – все это разные русские народные игры, но их объединяющая особенность – свобода для проявления творческой фантазии.
Творческую роль игры отмечали все, кто так или иначе наблюдал за ней. Играя, человек начинает обретать себя, узнавать свои возможности, устремления. 1 Именно с этой позиции с этой позиции игра является высшим проявлением сущности человека.
Творческую роль игры не вызывает сомнения у всех, кто так или иначе анализировал ее результаты. Но очевиден тот факт, что играют все дети, но в одной и той же игре они различным образом проявляют свои творческие способности.
Игра – это особый слой реальности. В игре ребенок действует с предметами, относящимися к реальности: воспроизводит и иметирует отношения, вопринятые из реальности. В игре широко представлены замещающие предметы и замещающие действия. Преображаясь, ребенок преображает используемые в игре предметы и действует с ними, имея в виду то их значение, которое он им придал. Эти значения определяются пониманием ребенка внешней реальности. 2
Фольклорные игры несут в себе различную функциональную нагрузку:
- познавательную;
- организационно – деятельную;
- импровизационно – творческую
- физического развития;
Народные игры, без сомнения, развивают творческие способности, фантазию ребенка тем, что подключает его к миру театра – в процесс создания сценария и самого спектакля. Ребенок перевоплощается в героя сказки, он переживает ситуацию сказочного героя, воплощается в образ, учится двигаться по сцене, поет, танцует; потом свои эмоции переносит на бумагу и в полной мере развивает свою творческую фантазию.
Игровую композицию можно создать на основе сюжета любой народной песни ( например: «А я по лугу», а также путем соединения 2 – 3 песен. Педагог, способен подобрать подходящие песни и разыграть их с детьми.
Особенность народных игр в том, что они предоставляют ребенку возможно самостоятельно войти в роль в условиях полной свободы, установить необходимый взаимоотношения с друзьями по игре, стать режиссером и одновременно сценаристом.
Игра оказывает на ребенка эмоциональное воздействие, увлекает его, вызывает интерес к деятельности. Это обстоятельство усиливается воздействием на ребенка различных видов искусства – слова, музыки, танца – в едином синтезе.
Таким, образом творчество входит в обучение через игру, через сказку и, главное, формирует творческую личность, которая, по мнению психологов и педагогов, сможет проявить свои творческие способности в жизни - в любой сфере практической и художественной деятельности. Фольклор же – это то необходимое условие, которые способствуют введению ребенка в мир твочества и фантазии с помощью сказки, игры, песни, а,главное, это важный компонент образовательного процесса, позволяющий развить творческие способности детей.