Ольга Владимировна Шустина
Ассоциации и абстракции в изобразительном творчестве юного художника
▼ Скачать + Заказать документы
Автор методической разработки –
педагог высшей квалификационной категории.
Почетный работник общего образования
Шустина О. В.
Ассоциации и абстракции в изобразительном творчестве юного художника
(Методическая разработка в помощь практикующему педагогу на основе авторской педагогической программы «Рязанский оберег.»)
Форма: беседа-объяснение
Сначала поговорим о сравнительном анализе- что это и для чего?
Публикация «Ассоциации и абстракции в изобразительном творчестве юного художника» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Расскажем и покажем некоторые визуальные примеры: шарик больше и меньше,
много -мало чего-то, белое- черное, вкусное- противное, красивая мелодия и страшный звук, пушистый котенок и колючий ежик ит. д. Мы сравниваем и познаем мир!
Со школы знаем о пяти видах восприятия Мира: визуальное, фоновое, осязание, обоняние, вкусовое восприятие. Сошлемся на эти знания и поразмышляем на основе примеров:
• Ребенок спросонья ночью встал и идет, а ему говорят что топаешь,как слон.
(может ребенок топать,как слон?- Нет! Это в тишине так кажется, и его сравнивают- КАК СЛОН.)
• Соседки что-то не поделили и ругаются, а им говорят хватит лаяться.
(Они лают,КАК СОБАКИ? Нет! Это люди их сравнили с лающимися собаками)
• Мы смотрим на облака и кто-то говорит: «Смотрите там лев!»(может по небу бегать лев? Нет! Мы смотрим на облако и вспоминаем, а что это напоминает? Да, это облако, КАК ЛЕВ!
• Мы смотрим на стрекозу, копаемся в своей памяти, неосознанно перебираем множество вариантов и сравниваем, как хороший компьютер, а потом выдаем решение- КАК ВЕРТОЛЕТ!
• Швея сложила ткань, вырезала по кругу ткань, КАК СОЛНЦЕ и этот крой все называют юбка-Солнце.
• Инженер долго смотрел на совершенные восемь самостоятельных ножек паучка, а потом сравнивая паучка с техническими возможностями своего изобретения создал –ЛУНОХОД!И он побывал на Луне и собрал много информации для ученых.
Итак! Для чего нужно ассоциативное мышление?
Определение (от автора) : ассоциативное мышление необходимо для развития творческого,эстетического, дизайнерского, конструкторского и инженерного мышления. (можно записать)
Беседа: «Ассоциации на занятиях изобразительного и прикладного искусства».
Определение (от автора) :Изображение линиями, точками, пятном и цветом- есть необходимые элементы для работы ассоциативного мышления в изобразительном искусстве. (можно записать)
Рассмотрим примеры:
Показываем: Синее полотно и одна желтая точка на нем.
Один говорит: -это ночь и окошко горит.
Другой говорит: -это океан и спасательная шлюпка.
Третий говорит: -это водоем и пловец в шапочке.
Показываем: Много- много линий на листе.
1) -Это электрические провода над городом.
2) -Это дороги на земле.
3) -Это царапины на льду
Показываем: Много точек в одном месте на полотне
1) -Это разом птицы взлетели.
2) -Это много уточек на воду сели.
3) -Это пшено рассыпали для птиц.
4) -Это звезды в небе.
Это примеры точек, линий и пятна. У каждого отвечающего свои ассоциации, но некоторые могут быть сходны- (мы к этому стремимся)
Говорим юным художникам : «Задача художника : использовать все средства для большей выразительности своего решения».
Цветовое решение пятна-одно из самых ассоциативно эмоциональных.
Рассмотрим на примере декоративно-прикладного искусства, в росписи одной и той же формы подарочной медали мастерской МБУДО «ДЮЦНП «Рязанский оберег».
Показываем: приложение№1, приложение№2, приложение №3
на мониторе или наглядное пособие на доске. (Фронтальный опрос на рефлексию) Задача для детей:
• Найдите правильное цветовое решение, согласно надписи на юбилейной медали.
• Какое бы Вы выбрали цветовое решение для медали, посвященной 75- годовщине Великой Победе в Великой отечественной войне нашего народа.
• Что можете сказать о медали в красно-коричневом решении? Какие ассоциации вызывают данное цветовое решение?
• Можно еще раз повторить :
Изображение линиями, точками, пятном и цветом- есть необходимые элементы для работы ассоциативного мышления в изобразительном искусстве. (можно записать)
А теперь все дружно проговорим и закрепим в памяти новый термин -ассоциативное мышление.
Абстракция в изобразительном искусстве.
Абстракционизм известен не только в ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ.
Может быть абстракция в танце, в еде, в речи, в рекламе, в фильме, в поведении, в общении. ?
Может! В различных областях нашей жизни. Это что-то недосказанное, хаотичное и
очень эмоциональное.
Но мы художники! Мы занимаемся изобразительным искусством!
Так что это такое абстракция в ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ?
Определение (от автора) :
«Изображение линиями, точками и пятном и цветом – есть абстракция в ИЗО».
Показываем примеры (и готовим подборку абстрактных изображений.)
И тут мы вспоминаем свои знания о ассоциативном мышлении. Именно эти знания нам позволят понимать произведения художников и доводить свои работы до выразительного совершенства, до художественной убедительности.
Абстракция без развитого ассоциативного мышления, воспринимается непонятным набором элементов и действий.
Когда художник филигранно владеет этими понятиями и имеет хорошую школу изобразительного искусства или талант от рождения, он превращается в прекрасного дизайнера или замечательного художника.
К великим абстракционистам относятся : Каземир Малевич, Пабло Пикасо, Марк Шагал…
(Показываем примеры абстрактных полотен великих художников.)
А теперь. :
• Показываем: подборку детских дошкольных работ и просим подключить ассоциативное и образное мышление и дать очень точные названия работам.
• Показываем декоративные коврики (ручное плетение) и просим так же дать названия работам для подачи на выставки. (дети получают навыки подготовки работ к конкурсам и выставкам)
Поощряем детей за самые точные названия работ (прослеживаются элементы коллективной аналитической работы и учащиеся получают навыки подготовки работ к конкурсу)
РЕФЛЕКСИЯ: Просим дружно всех повторить на закрепление новый термин- АБСТРАКЦИЯ.
В конце можно предложить детям показать абстрактный театральный этюд.
Например:
• покажи - потухшую лампочку и вдруг она зажглась.
• покажи- ты эскимо на палочке и от жары начинаешь быстро таять
• покажи- ты утюг- потихоньку нагревается до предела
Есть примеры, когда художник увлекается тенденциями временной моды, растрачивает свои усилия и творческий потенциал и время попусту. Бывает наоборот, когда художник опережает время, остается непонятым современниками и только спустя десятилетия его работы находят своих ценителей.