МААМ-картинки

Ассоциации и абстракции в изобразительном творчестве юного художника

Ольга Владимировна Шустина
Ассоциации и абстракции в изобразительном творчестве юного художника
▼ Скачать + Заказать документы

Автор методической разработки –

педагог высшей квалификационной категории.

Почетный работник общего образования

Шустина О. В.

Ассоциации и абстракции в изобразительном творчестве юного художника

(Методическая разработка в помощь практикующему педагогу на основе авторской педагогической программы «Рязанский оберег.»)

Форма: беседа-объяснение

Сначала поговорим о сравнительном анализе- что это и для чего?

Темочки:

Расскажем и покажем некоторые визуальные примеры: шарик больше и меньше,

много -мало чего-то, белое- черное, вкусное- противное, красивая мелодия и страшный звук, пушистый котенок и колючий ежик ит. д. Мы сравниваем и познаем мир!

Со школы знаем о пяти видах восприятия Мира: визуальное, фоновое, осязание, обоняние, вкусовое восприятие. Сошлемся на эти знания и поразмышляем на основе примеров:

• Ребенок спросонья ночью встал и идет, а ему говорят что топаешь,как слон.

(может ребенок топать,как слон?- Нет! Это в тишине так кажется, и его сравнивают- КАК СЛОН.)

• Соседки что-то не поделили и ругаются, а им говорят хватит лаяться.

(Они лают,КАК СОБАКИ? Нет! Это люди их сравнили с лающимися собаками)

Мы смотрим на облака и кто-то говорит: «Смотрите там лев!»(может по небу бегать лев? Нет! Мы смотрим на облако и вспоминаем, а что это напоминает? Да, это облако, КАК ЛЕВ!

• Мы смотрим на стрекозу, копаемся в своей памяти, неосознанно перебираем множество вариантов и сравниваем, как хороший компьютер, а потом выдаем решение- КАК ВЕРТОЛЕТ!

• Швея сложила ткань, вырезала по кругу ткань, КАК СОЛНЦЕ и этот крой все называют юбка-Солнце.

• Инженер долго смотрел на совершенные восемь самостоятельных ножек паучка, а потом сравнивая паучка с техническими возможностями своего изобретения создал –ЛУНОХОД!И он побывал на Луне и собрал много информации для ученых.

Итак! Для чего нужно ассоциативное мышление?

Определение (от автора) : ассоциативное мышление необходимо для развития творческого,эстетического, дизайнерского, конструкторского и инженерного мышления. (можно записать)

Беседа: «Ассоциации на занятиях изобразительного и прикладного искусства».

Определение (от автора) :Изображение линиями, точками, пятном и цветом- есть необходимые элементы для работы ассоциативного мышления в изобразительном искусстве. (можно записать)

Рассмотрим примеры:

Показываем: Синее полотно и одна желтая точка на нем.

Один говорит: -это ночь и окошко горит.

Другой говорит: -это океан и спасательная шлюпка.

Третий говорит: -это водоем и пловец в шапочке.

Показываем: Много- много линий на листе.

1) -Это электрические провода над городом.

2) -Это дороги на земле.

3) -Это царапины на льду

Показываем: Много точек в одном месте на полотне

1) -Это разом птицы взлетели.

2) -Это много уточек на воду сели.

3) -Это пшено рассыпали для птиц.

4) -Это звезды в небе.

Это примеры точек, линий и пятна. У каждого отвечающего свои ассоциации, но некоторые могут быть сходны- (мы к этому стремимся)

Говорим юным художникам : «Задача художника : использовать все средства для большей выразительности своего решения».

Цветовое решение пятна-одно из самых ассоциативно эмоциональных.

Рассмотрим на примере декоративно-прикладного искусства, в росписи одной и той же формы подарочной медали мастерской МБУДО «ДЮЦНП «Рязанский оберег».

Показываем: приложение№1, приложение№2, приложение №3

на мониторе или наглядное пособие на доске. (Фронтальный опрос на рефлексию) Задача для детей:

• Найдите правильное цветовое решение, согласно надписи на юбилейной медали.

• Какое бы Вы выбрали цветовое решение для медали, посвященной 75- годовщине Великой Победе в Великой отечественной войне нашего народа.

• Что можете сказать о медали в красно-коричневом решении? Какие ассоциации вызывают данное цветовое решение?

Можно еще раз повторить :

Изображение линиями, точками, пятном и цветом- есть необходимые элементы для работы ассоциативного мышления в изобразительном искусстве. (можно записать)

А теперь все дружно проговорим и закрепим в памяти новый термин -ассоциативное мышление.

Абстракция в изобразительном искусстве.

Абстракционизм известен не только в ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ.

Может быть абстракция в танце, в еде, в речи, в рекламе, в фильме, в поведении, в общении. ?

Может! В различных областях нашей жизни. Это что-то недосказанное, хаотичное и

очень эмоциональное.

Но мы художники! Мы занимаемся изобразительным искусством!

Так что это такое абстракция в ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ?

Определение (от автора) :

«Изображение линиями, точками и пятном и цветом – есть абстракция в ИЗО».

Показываем примеры (и готовим подборку абстрактных изображений.)

И тут мы вспоминаем свои знания о ассоциативном мышлении. Именно эти знания нам позволят понимать произведения художников и доводить свои работы до выразительного совершенства, до художественной убедительности.

Абстракция без развитого ассоциативного мышления, воспринимается непонятным набором элементов и действий.

Когда художник филигранно владеет этими понятиями и имеет хорошую школу изобразительного искусства или талант от рождения, он превращается в прекрасного дизайнера или замечательного художника.

К великим абстракционистам относятся : Каземир Малевич, Пабло Пикасо, Марк Шагал…

(Показываем примеры абстрактных полотен великих художников.)

А теперь. :

Показываем: подборку детских дошкольных работ и просим подключить ассоциативное и образное мышление и дать очень точные названия работам.

• Показываем декоративные коврики (ручное плетение) и просим так же дать названия работам для подачи на выставки. (дети получают навыки подготовки работ к конкурсам и выставкам)

Поощряем детей за самые точные названия работ (прослеживаются элементы коллективной аналитической работы и учащиеся получают навыки подготовки работ к конкурсу)

РЕФЛЕКСИЯ: Просим дружно всех повторить на закрепление новый термин- АБСТРАКЦИЯ.

В конце можно предложить детям показать абстрактный театральный этюд.

Например:

• покажи - потухшую лампочку и вдруг она зажглась.

• покажи- ты эскимо на палочке и от жары начинаешь быстро таять

• покажи- ты утюг- потихоньку нагревается до предела

Есть примеры, когда художник увлекается тенденциями временной моды, растрачивает свои усилия и творческий потенциал и время попусту. Бывает наоборот, когда художник опережает время, остается непонятым современниками и только спустя десятилетия его работы находят своих ценителей.

Публикации по теме:

«Палитра для юного художника» из пластиковой тарелки и крышек своими руками«Палитра для юного художника» из пластиковой тарелки и крышек своими руками Данный мастер класс будет полезен для педагогов дошкольного, младшего школьного, дополнительного образования, родителей. Назначение: для.

Игра «Ассоциации со словом «парашют»Игра «Ассоциации со словом «парашют» Авторская игра «Ассоциации со словом парашют» За период работы с осени 2016 года по сей день мы с детьми так увлеклись нестандартным оборудованием.

Фотоотчёт о художественном творчестве «Солнце в творчестве детей»Фотоотчёт о художественном творчестве «Солнце в творчестве детей» Публикация о художественном творчестве детей подготовлена к Международному дню Солнца. Этот праздник ежегодно отмечается во всём Мире.

Фотоотчет «Школа юного почтовика»Фотоотчет «Школа юного почтовика» После того, как дети старшей группы МБДОУ «Детский сад № 3 «Солнышко» совершили экскурсию в отделение почтовой связи, сотрудники почтового.

Фотоотчёт о коллективном изобразительном творчестве детей «Весна разбудила подснежники смелые» с детьми старшей логогруппыФотоотчёт о коллективном изобразительном творчестве детей «Весна разбудила подснежники смелые» с детьми старшей логогруппы ПОДСНЕЖНИК Поглядите! Поглядите! Всё кругом белым - бело, И не думайте,что снова много снега намело. И не думайте, что снова к нам зима.

Фотоотчёт о коллективном изобразительном творчестве детей «С Днём рождения, город наш любимый!» в старшей группеФотоотчёт о коллективном изобразительном творчестве детей «С Днём рождения, город наш любимый!» в старшей группе ЦЕЛЬ: воспитание чувства гордости,интереса и любви к родному городу. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ О ГОРОДЕ. - Мурманск - крупнейший.

Фотоотчёт о коллективном изобразительном творчестве «Полюбуйтесь — весна наступает» детей старшей логопедической группыФотоотчёт о коллективном изобразительном творчестве «Полюбуйтесь — весна наступает» детей старшей логопедической группы Коллективная работа выполнена в технике пластилинографии в рамках ознакомления с лексической темой "ВЕСНА. ПРИЗНАКИ И ПРИМЕТЫ". Мне воробьи.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Лето в творчестве русского художника А. А. Пластова»Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Лето в творчестве русского художника А. А. Пластова» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.

Конструкт «Школа юного пешехода»Конструкт «Школа юного пешехода» Конструкт «Школа юного пешехода» Цель: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, создание условий для формирования у детей.

Разнообразные приемы создания фонов в изобразительном творчествеРазнообразные приемы создания фонов в изобразительном творчестве Фон является задним планом рисунка, одним из средств выразительности. Он придает рисунку пространственную целостность, законченность. Выбор.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ассоциации и абстракции в изобразительном творчестве юного художника
Опубликовано: 28 октября 2020 в 16:53
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ассоциации и абстракции в изобразительном творчестве юного художника» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Владимировна Шустина (УИ 374284) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 января 2025 среда
02 января 2025 четверг
2025 год объявлен Президентом РФ Годом 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, Годом мира и единства в борьбе с нацизмом



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД