Ольга Стряпан
Арт-терапия в работе с тревожностью у подростков перед экзаменами
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие тревожности в работах ученых
В современных работах по психологии мы все чаще можем увидеть исследования ученых, касающиеся проблем психического здоровья людей. Проблемы эмоциональной сферы тесно связны с повышенным уровнем ситуативной тревожности.
Г. Г. Аракелов, Н. Е. Лысенко, Е. Е. Шотт в своих исследованиях отмечают то, что тревожность - «многозначный психологический термин, который описывает как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека». (Вард И. Фобия. – М. : Проспект, 2012. – 71с.)
Темочки:
- Арт-терапия в детском саду
- Страх и детская тревожность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Р. С. Немов, в своей книге «Психология» отмечает то, что «Тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» (Р. Немов: Психология. В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии: учеб. для студентов выс. пед. учебных заведений. – М. : Владос, 2013.-343с.)
С. С. Степанов в книге «Популярная психологическая энциклопедия» говорит о том, что в русском языке слово «тревожность» употребляется очень редко. Чаще можно услышать слова: «тревожиться» и «тревожный».
Слово «тревожность» произошло от английского «anxiety», что обозначает «беспокойство», «тревога». Тревогу мы можем истолковать, как особое состояние человека, которое может возникнуть в моменты напряженного эмоционального состояния. Но у слова «anxiety» есть еще одно значение – предрасположенность к этому состоянию, как особая индивидуально-психологическая черта. Вероятно, поэтому в русском языке одним словом «тревожность» стали обозначать и переживания, и ситуативную тревожность.
Очень часто в преддверии экзаменационного периода школьники испытывают повышенную тревожность. Обычно тревожность представляет собой реакцию на воображаемую, неизвестную угрозу.
Обучаясь в старших классах школы, пред подростком встает проблема выбора дальнейшего пути (овладение определенными профессиональными навыками). Но прежде их ожидает первое важное испытание – экзамен.
Конечно же, экзамены – это не просто проверка знаний, а проверка
знаний в условиях стресса и непредсказуемого результата.
Если тревога – это состояние проявляющееся ситуативно (выступление перед большой аудиторией, страх перед соревнованиями, при ответе у доски и др., и является нормальным для человека состоянием, то тревожность более длительное состояние, чаще выступает как фон, вызывая физиологические изменения негативно влияющие на состояние учащихся. Человек постоянно испытывающий тревожность, живет как бы под темным небом и не способен преодолеть напряжение усилиями собственной воли. Высокий уровень тревожности искажает наше восприятие, мышление, поведение и это вредит нашим достижениям. Тревожность, кроме того, отбирает энергию, заставляя поддерживать состояние мобилизованности к действию, когда на самом деле делать ничего не надо. Она делает нас напряженными и усталыми, лишая нас, таким образом, радостей жизни.
Образно тревожность описал основатель гештальттерапии Ф. Перлз: «…формула тревоги очень проста : тревога – это брешь, между сейчас и тогда».
В зависимости от того, как ведут себя старшеклассники в тревожных ситуациях перед предстоящими экзаменами, всех ребят можно разделить на две группы. Одни приходят в состояние повышенной мобилизации,
дочитывают разделы книги, припоминают вопросы, они готовы активно отстаивать свои права на хорошую отметку, т. е. проявляют качества, аналогичные спортивной злости, помогающей выиграть. Другие суетливо листают учебник, не в состоянии на чем-либо сосредоточиться, слушают тех, кто уже сдал экзамен, и убеждают себя, что ничего не помнят, не знают. Эти ребята заранее предчувствуют поражение. Если экзамен идет строго по схеме, то у них есть шанс сдать его успешно, но дополнительные вопросы, или ощущение, что хотя бы один вопрос неизвестен, приводит к катастрофе – они забывают даже то, что знали.
Экзамен, как раздражающий фактор, затрагивает глубинные пласты личности. Возможность провала становится для ученика показателем его жизненной несостоятельности, его человеческой неполноценности. При таком восприятии экзамен – уже не просто определенная проверка знаний, а препятствие, которое может лишить человека самоуважения, уважения в глазах окружающих.
Для решения данной проблемы необходимо работать в трех направлениях :
-это работа над самооценкой учащихся.
- обучение самоконтролю.
- снятие мышечного напряжения.
Для того чтобы помочь подростку почувствовать уверенность в своих силах, в собственной состоятельности подростку лучше всего поможет обсуждение, прояснение вставших перед ним проблем. Поэтому я в своей работе с учащимися применяю арт-терапевтические методы, выступающие в качестве эффективного средства помощи выпускникам. В частности это изоттерапия и игровая терапия, которая позволяет наиболее безболезненным способом вынести на физический план страхи, переживания, которые могут лежать глубоко в сознании или даже бессознательном. На занятиях с арт-терапевтом учащиеся через творчество в свободной форме смогут: лучше понять свои проблемы; выяснить сферу своей наибольшей успешности; повысить уверенность в своих силах, укрепить чувство собственного достоинства; прояснить природу эмоций и научиться ими управлять, осознавая их «послания» и снимая излишнее напряжение; найти запасные варианты в случае неуспеха; обсудить возможные последствия неудачи и другие варианты достижения цели. Например, техника «10 рисунков» - позволяет снять напряжение, техника «5 вопросов – 5 ответов» - помогает в постановке цели на конкретный промежуток времени, работа с собственным именем «мой портрет в лучах солнца» - помогает в принятие себя таки какой я есть и др.
Форма работы предполагает индивидуальные и подгрупповые (8-10человек) занятия. Групповые занятия имеют ряд плюсов работы в группе :
- тесный психологический контакт всех членов процесса (контакт глаз);
- демократизм отношений;
- чувство значимости – повышение самооценки;
- чувство коллективизма;
- высокая степень активизации самостоятельной работы каждого члена группы.
«То, что является творческим, зачастую терапевтично, то, что терапевтично, часто представляет творческий процесс».
Карл Роджерс