Елена Рыбакина
Занятие по патриотическому воспитанию для подростков «Кто такие герои?»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие на тему:
«Кто такие герои?»
Цель:
- формирование у подростков чувства патриотизма, уважения к родной стране, ее истории.
Задачи:
- воспитывать любовь к родному краю и его истории;
- познакомить с подвигами героев-земляков;
- развивать умение вести дискуссию, умение работать в группе.
Подготовка к занятию:
- подготовка пословиц и поговорок о мужестве, доблести, героизме;
- подготовка мини-рассказа о герое в своей семье.
Индивидуальная работа:
- Калинин Руслан – подготовка рассказа о герое г. Щекино Куприянове С. С. ;
Публикация «Занятие по патриотическому воспитанию для подростков „Кто такие герои?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
- Мартинович Савелий – подготовка рассказа о герое г. Щекино Алимкине И. Н.
Материал:
- раздаточный: список вещей для игры «Команда героев»:
- демонстрационный: презентация.
Ход занятия:
I. Вводная часть.
Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком.
И. Гете
Добрый день, дорогие ребята! Сегодня у нас не простое занятие, тема которого заучит так: «Кто такие герои?»
Человек так устроен, что его развитие невозможно без стремления к идеалу. Как подсолнух тянется головкой к солнцу и сникает в пасмурную погоду, так и человек находит в себе больше сил для преодоления трудностей, когда перед ним маячит высокая цель.
II. Основная часть.
Так кто же такой герой?
(Ответы детей)
Слово «герой» пришло к нам из Древней Греции, оно переводится как «защитник», «хранитель». Согласно толковому словарю Ожегова: «Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности».
Скажите, а каждый ли можно поступок назвать героическим? Например, на глазах у прохожих перебежать проезжую часть улицы на красный свет светофора – это героизм?
(нет)
Правильно, это не героизм, а глупость, которая может плохо кончиться для «героя». А какой поступок можно назвать героическим?
(Ответы детей)
Героическим можно назвать поступок, когда он совершается во имя благородной цели. А какая может быть благородная цель?
(Ответы детей)
Например, если человек, рискуя жизнью, спасает утопающего – это героизм. Героический поступок, связанный с риском, называется подвигом.
А какими качествами должен обладать герой?
(Ответы детей: смелость, доблесть, отвага, самопожертвование)
Ребята! Кого еще можно назвать героями? Какие героические профессии вы знаете?
(Ответы детей: военные, спасатели службы спасения, врачи скорой помощи, пожарные, полицейские, спецназ)
Упражнение «Пословицы о героизме» (работа в подргуппах)
В этом году вся наша страна будет отмечать годовщину – 70-летие Великой Победы. Много героических поступков было совершено во время войны.
Ребята, вспомните и назовите пословицы, поговорки о мужестве и героизме солдат.
(Ответы детей)
А сейчас предлагаю вам работу в подгруппах. Рассчитайтесь на первый-второй и разделитесь на две команды. Я раздам вам пословицы и поговорки о героизме, каждая из них разделена на две части. Вы должны к части №1 подобрать часть №2 так, чтобы подошло по смыслу, и получилась одна поговорка.
1. Береги Родину, как зеницу ока.
2. В своем доме и стены помогают.
3. Всякому мила родная сторона.
4. Жить – Родине служить.
5. За родной край – и жизнь отдай.
6. Земляка повидать – как дома побывать.
7. Родная земля и в горсти мила.
8. За край свой насмерть стой.
9. Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит.
10. Родина – мать, умей за нее постоять!
11. Смело иди в бой, Родина за тобой.
12. Кто честно служит, с тем слава дружит.
Познавательный блок «Защитники родной земли»
Любовь к Родине, чувство патриотизма у каждого человека, прежде всего, связана с родным краем, местом, где он родился, вырос, живет. И в нашем родном городе Щекино в названиях наших улиц тоже живут имена героев Великой Отечественной войны.
Вспомните, пожалуйста, героев-земляков, которые отдали жизнь на полях сражений, и их именами названы улицы г. Щекино.
(Ответы детей)
Теперь обратите внимание на слайды.
(Показ фотографий героев и зачитывание их кратких биографий)
Улицы им. :
1. И. Алимкина,
2. Б. Емельянова,
3. И. Улитина,
4. А. Колоскова,
5. Д. Зайцева,
6. Л. Шамшиковой,
7. С. Куприянова.
Ребята, я знаю, в каждой семье были свои герои. Кто-то уходил на фронт. Кто-то работал в тылу, но вклад каждого из них помог одержать победу над фашизмом.
Мой прадед, Платонов Андрей Пименович, родился в 1902 году в Орловской области. Когда началась война, в 1941 году был призван в армию в возрасте 39 лет. Он служил в пехоте и участвовал в тяжелых боях, но дошел до Берлина почти без единой царапины. Прадед рассказывал, как, например, однажды во время сражения пуля попала ему в ремень и отскочила от бляшки. В другой раз, при форсировании реки, дед Андрей начал тонуть, потому что не умел плавать. Вы знаете, что в советское время многие люди были атеистами и не верили в Бога, но прадед вспомнил молитвы, какие знал, и будто какая-то сила подняла его на руках и вынесла из реки. Сослуживцы говорили, что его оберегал Бог. После войны прадед работал председателем колхоза и умер в возрасте 75 лет.
Пожалуйста, расскажите теперь и о своих героях.
(Рассказы детей)
Благодаря мужеству таких героев и тысячи других наш народ одержал победу, выгнал фашистов из города и страны.
Видеоролик. Минута молчания
А теперь почтим память защитников просмотром видеоролика и минутой молчания.
Игра «Команда героев»
А теперь, ребята, я предлагаю вас почувствовать себя героями и поиграть в игру. В игре участвует вся группа.
Инструкция:
Вы все команда военного самолета, который зимой, в буран доставляет раненых в госпиталь. Кроме раненых в самолете летит отряд, у командира которого хранятся важные секретные документы, которые необходимо передать в штаб. Но на пути самолет подбивает немецкий бомбардировщик. Самолет терпит крушение и падает в горах. Летчик погиб, самолет сгорел, но вы все спаслись. Все в обычной зимней одежде; упали на ровную площадку, температура воздуха —4 °С, идет снег, пурга. Внизу по пологому склону виднеется лес, когда вы пролетали над горами, вы видели, что внизу находится русское поселение.
Успели вытащить из самолета:
1) шесть шерстяных одеял;
2) одну винтовку и восемь патронов;
3) одну пару лыж;
4) косметическое зеркальце;
5) одну большую свечу;
6) 20 пакетиков с бутербродами, по два бутерброда в пакетике;
7) полиэтиленовую пленку 4x6 метров;
8) электрический фонарик;
9) нож;
10) авиационную карту;
11) восемь пузырьков со спиртом;
12) четыре коробка спичек;
13) секретные документы, которые необходимо доставить в штаб.
Какими будут ваши дальнейшие действия? Договоритесь сейчас, что вы будете делать в такой ситуации. Все вы в равной ситуации. Попробуйте определить, кто из вас будет командиром, кто медиком. Решите, будете ли вы доставлять документы в штаб.
(Обсуждение ситуации – 10 минут)
Обсуждение ситуации.
- ребята, кто-то из вас пошел относить секретные документы? Как ты чувствовал себя в этой роли? Почему именно ты принял такое решение?
- кто остался с ранеными? Как чувствовал себя в этой роли?
- как обустраивали лагерь?
- какие чувства испытывал каждый из вас?
Решение:
1. построить лагерь и сидеть и ждать, когда спасут;
2. идти, но идти можно одному, потому что лыжи только одни.
Идти одному нельзя, потому что можно погибнуть. Даже любой опытный спортсмен может случайно упасть и сломать ногу. И обратно он не доползет, его просто ночью съедят волки. Верное решение — это сидеть на месте и ждать помощи, обустраивать лагерь и ходить на разведку недалеко от лагеря.
III. Заключительная часть.
Много в России героев. С такими людьми наша страна обязательно должна была победить! И сейчас мы увидели, что каждый из вас тоже готов совершить героический поступок!
Итак, давайте подведем итог, кто же такие герои?
Обсуждение.
- Готов стать на защиту Отечества
- Отстаивает престиж свой страны
- Готов отдать своей родине все силы и способности