Лилия Дамберг
«Анализ психодиагностического обследования учащихся четвертых классов, для перехода в среднее звено»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области,
«Алапаевская школа-интернат,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
«Анализ психодиагностического обследования учащихся четвертых классов»
Цели:
определение уровня готовности учащихся 4 класса к переходу в 5 класс;
изучение эмоционально-психологического климата в классном коллективе.
Публикация «„Анализ психодиагностического обследования учащихся четвертых классов, для перехода в среднее звено“» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Психология школьников
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Одним из кризисных этапов в школьной жизни является переход из начальной школы в среднюю - событие радостное и в то же время, влекущее за собой много сложностей, сопряженных с большой психологической наг-рузкой. Психологические особенности подросткового возраста (11-14 лет) таковы: ведущая деятельность - общение со сверстниками, освоение новых норм поведения и отношения с людьми; формирование самооценки, характера. Поэтому необходимо обеспечить преемственность в обучении и развитии между начальной и основной школой, связанное с учетом психологических особенностей данного возрастного периода.
В связи с этим, необходимо исследовать эмоционально-психологический статус школьников для предупреждения трудностей периода адаптации к новой социальной ситуации; для предупреждения и преодоления школьных факторов риска.
Таблица 1. Перечень диагностического инструментария
Направление деятельности Цель Диагностические методики Отслеживаемые УУД
Определение уровня готовности учащихся 4 класса к переходу в 5 класс;
Изучение эмоционально-психологического климата в классном коллективе. Выявить психологические трудности учащихся 1. Опросник «Учебная мотивация школьников»
Н. Г. Лускановой 1. Личностные (мотивационная сфера – желание выполнять учебные действия)
2. Изучение эмоционально-психологического климата в классе (Г. А. Карпова 2. Личностные (отношения между ребятами)
3. Методика «Лесенка»
В. Г. Щур. Исследование самооценки обучающегося 3. Личностные (сформированность личного, эмоционального отношения к себе)
4. Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) 4. Личностные (отношение к ряду типичных жизненных ситуаций общения с другими людьми)
Таблица 2. Результаты психологического обследования уровня готовности 4 класса к переходу в 5 класс (7 чел.)
Название методики Уровни
Опросник «Учебная мотивация школьников»
Н. Г. Лускановой низкий уровень учебной мотивации средний уровень учебной мотивации высокий уровень учебной мотивации
1 чел. 4 чел. 2 чел.
Изучение эмоционально-психологического климата в классе Г. А. Карповой низкий уровень учебной мотивации средний уровень учебной мотивации высокий уровень учебной мотивации
0 чел. 3 чел. 4 чел.
Методика «Лесенка»
В. Г. Щур низкий уровень самооценки средний уровень самооценки высокий уровень самооценки
0 чел. 4 чел. 3 чел.
Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) низкий уровень тревожности средний уровень тревожности высокий уровень тревожности
0 чел. 7 чел. 0 чел.
Рисунок 1. Гистограмма уровня самооценки, уровня тревожности, уровня школьной мотивации, уровня эмоционально-психологического климата учащихся 4 класса
Самооценка школьников
Низкий уровень самооценки у учащихся не проявлен - 0%, средний уровень самооценки – у 57% учащихся, высокий уровень самооценки – у 43% учащихся.
Тревожность школьников
Низкий и высокий уровени тревожности у учащихся не проявлен – 0%, средний уровень тревожности – у 100% учащихся.
Учебная мотивация школьников
Низкий уровень учебной мотивации у учащихся – 1%, средний уровень учебной мотивации – у 57% учащихся, высокий уровень учебной мотивации – у 29% учащихся.
Эмоционально-психологический климат в классе
Низкий уровень ЭПК у учащихся не проявлен – 0%, средний уровень ЭПК – у 43% учащихся, высокий уровень ЭПК – у 57% учащихся.
В результате психологического обследования, в классе преобладает адекватная самооценка учащихся, сформированная учебная мотивация школьников, комфортный эмоционально-психологический климат в коллективе, средний уровень тревожности.
Протоколы обследования в приложении 1.
По результатам проведенного психологического обследования мною будут учитываться полученные данные в дальнейшей работе по психологическому сопровождению :
1. По результатам исследования самооценки Методика «Лесенка» В. Г. Щур необходимо обратить внимание высокий уровень (3 чел.) самооценки учащихся, выработать план коррекционных мероприятий развития адекватной самооценки.
2. По результатам диагностики Теста тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) обратить особое внимание на проблемные сферы (отношения ребенок-ребенок; повседневные действия). Выработать план коррекционных мероприятий по коррекции уровня тревожности (7 чел.) и психоэмоционального напряжения и повышению стрессоустойчивости.
Возможными методами коррекционной работы может служить выработка навыков саморегуляции (навыки диафрагмального дыхания, мышечной релаксации и т. д.) и применение этих навыков для снижения уровня тревожности в «проблемных» сферах. Эти же методы могут использоваться и в качестве профилактических мероприятий, направленных на повышение стрессоустойчивости ребенка в кризисные периоды развития.
3. По результатам Опросника «Учебной мотивации школьников» Н. Г. Лускановой обратить внимание на низкий уровень школьной мотивации (1 чел.). Выработать план мероприятий по развитию уровня школьной мотивации учащихся.
4. По результатам методики «Изучение эмоционально-психологического климата в классе Г. А. Карповой» комфортный эмоционально-психологический климат в коллективе. Продолжить профилактические мероприятия по развитию сплочения классного коллектива.
Вывод: В целом можно сказать, что по результатам психодиагностики учащиеся 4 класса готовы к переходу в 5 класс, в классном коллективе комфортный эмоционально-психологический климат. Полученные результаты психологической диагностики учащихся будут учитываться в дальнейшей работе по оказанию психологической помощи младшим подросткам с нарушением интеллекта.
Таким образом, по результатам исследования можно назвать следующие причины, снижающие уровень готовности учащихся с нарушением интеллекта к переходу в среднее звено, а именно:
1. Низкий уровень произвольной регуляции поведения
2. Снижение мотивации достижения успеха
3. Несформированность продуктивных форм общения и самоутверждения
4. Интеллектуальная недостаточность
Приложение 1
Протокол психологического обследования, направленный на определение уровня готовности учащихся 4 класса к переходу в 5 класс
№ п/п Ф. И. обучающегося Уровень самооценки Методика «Лесенка» В. Г. Щур Уровень тревожности
Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) Уровень учебной мотивации
Опросника «Учебная мотивация школьников» Н. Г. Лускановой Уровень эмоционально-психологического климата коллектива Г. А. Карповой
Педагог-психолог : Дамберг Л. С.