Гребенюк Оксана
Алгоритм проектной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Современное дошкольное образование по определению ФГОС ДО направлено на :
• формирование общей культуры
• развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств
• формирование предпосылок учебной деятельности
• сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста
Метод проектов – это способ достижения дидактической цели
Публикация «Алгоритм проектной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС до» размещена в разделах
через детальную разработку проблемы (технологию, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом (продуктом).
Проектным типом мышления обладают:
лидеры в политике
лидеры в бизнесе
лидеры в науке
лидеры в искусстве
лидеры в спорте
Алгоритм :
- набор инструкций
- порядок действий для достижения некоторого результата
Основные понятия
Исследование - вид деятельности человека, состоящий в распознавании проблем и ситуаций, определении их происхождения
Проект - (от лат. Projectus - брошенный вперёд - замысел, идея, образ) работы, мероприятия и др., направленно на создание нового продукта
Объект исследования - предмет или явление, которое стремится познать человек и на которое направлена его деятельность
Оборудование - совокупность приспособлений, необходимых для чего-нибудь, инвентарь
Достоверность результата - соответствие сделанных выводов действительному состоянию изучаемого объекта.
Техника безопасности - мероприятия, направленные на устранение факторов, причиняющих вред здоровью
Основные понятия:
Тема — (от греч. themа – то, что положено в основу) суть исследования, то, о чем идет повествование
Название:
а) словесное обозначение вещи, явления
б) имя, заглавие.
Синоним: Наименование — это слово, которым называется предмет, чтобы выделить его из ряда подобных
Цель:
а) предмет, место, в которое направлен выстрел, удар;
б) мишень, то, к чему стремятся
Задача — то, что требует, разрешения (команда сделать)
Метод — совокупность действий, направленных на решение определённой задачи, способ решения задачи
Продукт — предмет — результат труда, деятельности
Результат — конечный итог, следствие, завершающее собою какое-либо действие
Вывод — умозаключение, итог
В основе метода лежит развитие:
• познавательных навыков
• способностей самостоятельно конструировать и использовать свои знания
• умения ориентироваться в информационном пространстве
• критически осмысливать полученную информацию
Дети научатся самостоятельно:
мыслить
находить и решать проблемы
прогнозировать результаты
устанавливать причинно-следственные связи
работать индивидуально, в паре и группе
планировать работу
оценивать результат
удовлетворять желание быть взрослым
Понятия науки и техники, заложившие фундамент проектной технологии образования
Цель:
«Стремление к благоденствию человечества, т. е. преумножение всего, что полезно людям. Но не ради того, чтоб затем предаваться безделью, а для поддержания добродетели и расширения знаний. Всякий талант обязан внести свою лепту!»
Г. Лейбниц (1646-1716)
Задачи:
1. Познавательная – расширение знаний об окружающем
мире, человеке и обществе
2. Практическая – развитие новых технологий
в производительных силах общества
3. Образовательная - создание новых технологий обучения
4. Мировоззренческая – систематизация знаний об окружающем мире, обществе и самом человеке
Методы:
Требования к методу познания:
1. Ничего не принимать за истинное.
2. Трудные вопросы делить на составные части.
3. Начинать исследования с более простых
проблем, и постепенно восходить к более сложным.
4. Останавливаться на всех подробностях, быть
уверенным, что ничего не упущено.
Алгоритм работы по методу проектов
1 шаг – определить продукт проекта – формулировка задачи №2 (практической).
2 шаг – определить, какую информацию и в каком количестве следует привлечь – формулировка задачи №1 (познавательной).
3 шаг – определить способ презентации продукта проекта (конкурс, выставка, фестиваль, праздник, брошюра, буклет и т. д.) – формулировка задачи № 3 (образовательной).
4 шаг – определить, как изменится отношение к миру – формулировка задачи № 4 (мировоззренческой).
5 шаг – сформулировать цель.
6 шаг – подобрать методы (2-3 на каждую задачу).
7 шаг – продекларировать ожидаемые результаты на каждую поставленную задачу.
8 шаг – предположить вывод (в соответствии с определенной целью).
Этапы реализации проекта
1 этап - подготовительный - приходится на зимний период, когда земледелец готовит необходимый инвентарь, посевной материал, проверяет семена на всхожесть, продумывает, где, сколько и когда он будет сажать и сеять.
2 этап - начальный - приходится на весну, когда сроки посевной должны быть определены с максимальным эффектом для будущего урожая, к тому же всегда следует помнить: «что посеешь, то и пожнешь».
3 этап - основной - основная доля всех работ (70-80%) приходится на лето: полив, прополка, подкормка, окучивание, борьба с сорняками, болезнями и вредителями.
4 этап - заключительный, т. е. «сбор урожая»; он приходится на осень: подведение итогов - всегда праздник, хотя и требующий внушительных трудов.
Подготовительный этап
Создание команды участников проектной работы.
Определение продукта проекта.
Согласование темы.
Выбор названия.
Вопрос: «Зачем я собираюсь делать этот проект?» позволит сформулировать цель работы.
Вопрос: «Что для этого следует сделать?» определит задачи работы.
Вопрос: «Как это делать?» способствует поиску методов.
Вопрос: «Чего хотим добиться?» поможет представить ожидаемый результат, т. е. гипотезу.
Начальный этап
сбор информации:
• беседа с воспитателем или приглашенным знающим человеком;
• поиск информации вместе с родителями в интернет-сети;
• чтение книг;
• просматривание видео- или художественных фильмов;
Основной этап
• включает основной объем работы
• занимает по времени приблизительно 70-80%
• осуществляется необходимая рутинная работа
• производится сбор статистически достоверных данных
• проводится анализ собранных данных
Заключительный этап
• презентация полученного результата проекта на празднике, конкурсе, перед родителями, старшими или младшими детьми детского сада
• оценка всей проектной деятельности (чем овладели, а чему еще следует научиться).
Пример: Проектная работа «Четыре времени года»
Цель проекта (цель любого проекта отвечает на вопрос «зачем?» т. е. зачем мы беремся за выполнение данной работы) : получение знаний на основе наблюдений.
Задачи проекта (отвечает на вопрос «что необходимо сделать, чтобы достичь цели?») :
1 —информационная (соответственно уровню знаний данного возраста детей) : собрать информацию о каждом времени года;
2 — практическая - сделать то, что будет выступать в роли продукта: оформить стенд или книжку-раскладушку.
3 — образовательная - представить полученный продукт на широкую аудиторию: провести конкурс презентаций на лучшую проектную работу.
Продукт проекта — стенд с характерными параметрами четырех времен года.
Этапы работы над проектом
1 этап — подготовительный — а) разбить детей на команды по 4-5 человек, б) придумать название каждой команде, в) выбрать символы для каждого сезона (напр. желтый лист, снежинка, росток, цветок, г) раздать карточки с условными обозначениями, д) подготовить листы размером А3, разделенные на 4 квадрата на каждую команду:
2 этап — основной - члены каждой команды выбирают символы и приклеивают их в соответствующие графы.
Этот этап в данном проекте будет реализовываться осенью, зимой и весной. Когда будут готовы все четыре листа, их можно будет собрать в единый стенд или книжку раскладушку.
3 этап — заключительный — конкурс на лучший стенд или книжку-раскладушку «Четыре времени года».