Альбина Тукашева
Актуальность введения основ финансовой грамотности в образовательную деятельность ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный образовательный стан-дарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура лично-сти дошкольника, и характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями в магазины, участвуют в купле-продаже, сталкиваются с рекламой, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности. Большинство современных детей не знают цену деньгам, не ценят и не берегут свои вещи, игрушки, требуют дорогих подарков.
Публикация «Актуальность введения основ финансовой грамотности в образовательную деятельность ДОО» размещена в разделах
Почему нужно детям давать эти основы финансовой грамотности?
25 сентября 2017 года вышло Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг.».
Этот документ предусматривает создание целой системы обучения финансовой грамотности начиная с детского садика и заканчивая высшими учебными заведениями.
В чем же актуальность данного направления работы? Актуальность данной проблемы заключается в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно активизировать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку. Это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности. А также заложит основы финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.
Основная цель включения финансовой грамотности в образовательный процесс ДОУ-содействие формированию первичных социальных компетенций дошколь-ников в сфере личных и семейных финансов (т. е. помочь дошкольникам адапти-роваться в мире финансов).
В методических рекомендациях Министерства образования дан перечень базовых- экономических понятий. На слайде вы видите эти понятия. Вы можете видеть,что нет сложных определений,даны самые обычные слова,которые могут определить и внести в мир финансов ребенка,нет сложных понятий –кредит, ипотека и т. п.
Задачи воспитателей:
• учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей при отборе содержания системы знаний и умений в вопросах финансовой грамотности;
• проектировать образовательный процессов соответствии с требования ФГОС ДО;
• адаптировать учебно-методические материалы к образовательному процессу;
• включать родителей в образовательный процесс дошкольников;
• транслировать имеющийся опыт в педагогическом обществе.
Финансовую грамотность следует включать в воспитательно-образовательный процесс в следующие образовательные области :
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Формы работы:
1. Игра. Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Использование игры эффективно при организации коммуникативной, познавательной, двигательной деятельности. Это одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности.
Виды игр: сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, подвижные, спортивные и другие.
ПРИМЕРНЫЙ ХОД ЗАНЯТИЯ:
Проведение ситуативной игры «Магазин», во время которой дети производят и покупают товары и услуги, устанавливают цены на них, пользуются «деньгами». Для продажи и покупки в игровой форме дети изучают спрос и предложение, принимают «заказы» на товары и услуги.
Привлечение детей к производству рекламы, прослеживание вместе с ними действенности рекламы. Включение в подготовительную работу занятий по математике ( простейшие подсчеты: хватит ли, больше – меньше, рисованию и аппликации (реклама, изготовление «денег», вывесок и др.).
2. Беседы-обсуждения, чтение (художественная литература, пословицы, художественные приемы (загадки) могут быть использованы при реализации всех образовательных областей. Чтение - является основной формой воспри-ятия художественной литературы. Беседы-обсуждения – одна из форм работы с детьми, которая помогает детям закрепить знания по разным темам. Примерные темы: труд - основа жизни, работать и зарабатывать, как придумали деньги, какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся, как деньги попадают к нам в дом, как складывается стоимость товара, реклама, долги, тратим разумно, экономим, всё по плану, жадность и пр.
Пример обсуждения пословиц и поговорок о труде:
«Послушайте поговорки и сделайте вывод, как следует правильно браться за дело:
1. «Думай с вечера, что делать поутру»
2. «За все дела браться – ничего не сделать»
3. «Делали наспех и сделали на смех»
Из поговорок можно сделать вывод, что следует планировать свои дела, браться вначале за одно дело, а не за все сразу и не выполнять на скорую руку, не торопиться».
Средства организации изучения основ финансовой грамотности.
Для организации изучения основ финансовой грамотности должна быть создана развивающая среда с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
В первую очередь рекомендуется использовать средства, направленные на развитие деятельности детей :
- чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);
- познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования, макеты, карты, модели, картины и др.);
- игровой (игры, игрушки);
- трудовой (оборудование и инвентарь для разных видов труда);
- коммуникативной (дидактический материал, электронные образовательные ресурсы);
- продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования);
- музыкально-художественной (детская музыка, музыкальные инструменты, дидактический материал и др.);
- двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и другими предметами).
Рекомендуется активно внедрять и использовать средства, носящие интерактив-ный характер (в диалоговом режиме, как взаимодействие ребёнка и соответст-вующего средства обучения, поскольку наличие обратной связи значительно повышает эффективность изучения.
Интеграция должна осуществляться гармонично, объединяя различные предметы для того, чтобы внести целостность в познание дошкольником окружающего мира, в том числе его экономической и финансовой областей.
Ожидаемые результаты – дети должны понять, что…
• Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
• Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
• Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.
• Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
• Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
• Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
• Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
• Финансы – это интересно и увлекательно.