Оксана Соколова
Активное использование театральной деятельности в ДОУ для формирования предпосылки к учебной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Активное использование театральной деятельности в ДОУ формируют предпосылки к учебной деятельности»
Воспитатель: Соколова Оксана Владимировна
«Быть готовым к школе – не значит уметь писать, читать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Леонид Абрамович Венгер
Основная стратегия педагогов при осуществлении преемственности детского сада и школы в соответствии с ФГОС – «научить учиться». Причем желание и умение учиться начинают формировать не в школе, а в дошкольном возрасте.
Публикация «Активное использование театральной деятельности в ДОУ для формирования предпосылки к учебной деятельности» размещена в разделах
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
В современном обществе родители стремятся, как можно раньше научить своих детей читать, писать, решать сложные задачи, в место того, чтобы просто почитать детскую книгу и поиграть с ребенком. Или в место совместных развивающих игр покупают компьютер. Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т. е. не тренировал свою фантазию и воображение в процессе «сотворение игры». Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача развития творческих способностей у детей.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, эта деятельность глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Театральная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способов приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения и неуверенности в себе.
У каждого ребенка в душе таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит свои любимые литературные сюжеты. А ведь именно, это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, фантазию и развивает воображение, совершенствует речь.
Для развития выразительной речи просто необходимо создания условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.
Воспитательные возможности театральной деятельности огромны : ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя вкоторой, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии- через образы, краски, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщать. Таким образом, театральная деятельность служит средством мотивации к обучению и воспитанию у детей дошкольного возраста.
Нам, как педагогам важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.
Выбирая материал для инсценировок, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал:
1. Непосредственно – организованная образовательная деятельность :
- театральное занятие;
- театральная игра на других занятиях.
2. Образовательная деятельность в процессе режимных моментах:
- театрализованная игра;
- игра – драматизация.
3. Самостоятельная Театрально – Художественная деятельность :
- театральная игра в повседневной жизни.
В работе над данной темой реализуются следующие задачи:
Развиватьвоображение, внимание, фантазию, самостоятельность мышления;
Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
Совершенствовать творческую самостоятельность и игровые навыки через театральные игры, развивающие творческие способности;
Обогащать и активировать словарь;
Развивать монологическую и диалогическую речь;
Воспитывать гуманные чувства у детей;
Приобщать родителей к совместной театрализованной деятельности.
Театральная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты, включаться во все занятия; как в совместной деятельности детей и взрослых, так и в свободной, что делает жизнь детей в группе увлекательнее и разнообразнее.
Для успешнойработы в группе создана предметно-пространственная среда и оборудован театральный уголок, для самостоятельной деятельности детей. Имеются следующие виды театров, созданные и приобретенные:
- пальчиковый театр;
- театр игрушек би-ба-бо;
- театр на фланелеграфе;
- театр матрешек;
- баночный театр;
- театр масок;
- деревянный настольный театр;
- театр живой руки.
Дети группы принимают активное участие в играх – драматизациях, театральных постановках, мини спектаклях. Ребята самостоятельно воспроизводят известные сюжеты сказок, часто их переделывают на свой лад или придумывают свой конец сказки.
Рассматривая пример преемственности детского сада и школы, можно сказать, что качества, раскрытые в ребенке благодаря театрализованным играм, а именно: самостоятельность, инициативность, креативность, внимание - помогут ребенку в учебной деятельности. Развитое внимание поможет легче усвоить учебный материал. Самостоятельность – в выполнении домашних заданий. Инициативность – вызовет заинтересованность процессом обучения. Так же происходит активизация разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствование звуковой стороны речи.
Таким образом, театрализованная деятельность создает зону ближайшего развития дошкольника, так как в ней зарождаются новые виды деятельности, формирование умения действовать в коллективе, творчески, произвольно управлять своим поведением. Театрализованная деятельность должна обязательно присутствовать в жизни ребенка дошкольного возраста для обеспечения гармоничного развития его личности.
Литература:
1. Бережковская Е., Кравцова Е. Ребенок как целостность. // Школьный психолог. -2005. -№5. -С. 17-32.
2. Болотина Л. Р. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы. - М. : Айрис-пресс, 2005. -144с.
3. Гербова В. В. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». -М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 344с.
4. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. -М. : Мозаика-Синтез, 2006 -128 с. 7. Доронова Т. Н., Карабанова О. А. Игра в дошкольном возрасте: Пособия для воспитателей детских садов. - М. : Издательский дом «Воспитание дошкольников», 2002. - 128 с.
5. Замулина Л. В. Готовимся к школе. Упражнения и тесты. - М. : АСТ; Спб. : Сова, 2005. -183 с.
6. Играем в театр : Театрализованная деятельность детей 4-6 лет : Метод. Пособие для воспитателей дошкольных образовательных. Учреждений / т. Н. Доронова. - М. : Просвещение, 2004. - 127 с.