Вера Рослова
Активизация двигательной активности детей старшего дошкольного возраста путем интеграции образовательных областей
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• Совершенствовать знания педагогов по образовательной области «Физическая культура» через ее интеграцию с другими образовательными областями.
• Активизировать двигательную активность детей через разнообразные формы работы с детьми.
Публикация «Активизация двигательной активности детей старшего дошкольного возраста путем интеграции образовательных областей» размещена в разделах
Воспитание здоровой личности в самом широком смысле – основное требование модернизации системы образования. В соответствии с запросами общества и государства меняется качество образования, возрастает роль личной активности и творчества ребенка в каждом направлении развития, включая физическое.
Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр.
С другой стороны, в процессе образовательной деятельности по физическому развитию следует обращать внимание на одновременное решение задач других образовательных областей :
Такие области, как «Физическая культура» и «Здоровье» неразрывно связаны друг с другом. Наша задача – сохранять и укреплять не только физическое, но также психическое и социальное здоровье. Помогает нам в этой работе включение двигательного воображения, в частности, образно-ролевая игра. Двигательное воображение помогает сделать оздоровительную работу интересной и эффективной.
Задачи образовательной области «Безопасность» направлены на формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем («Безопасность»);
Вхождение ребенка в современный мир невозможно без освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений. Для социализации дошкольников огромное значение имеет игра, в которой отражается окружающая действительность, мир людей, природы и общественной жизни. Без подвижной игры не обходится ни одно занятие по физической культуре. Лесгафт назвал подвижную игру «упражнением, с помощью которого ребенок готовится к жизни». Грамотно организованная игровая деятельность, а также создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки, побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников оказывает влияние на нравственное развитие личности, ориентацию на достижение успеха, а также на усвоение норм и правил, принятых в обществе. («Социализация»);
Формирование положительного отношения к труду решается через развитие трудовой деятельности: участие детей в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования, формирования представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека (учителя физкультуры герои спорта и т. д., («Труд»);
Для развития познавательной сферы часто используются задания в проблемной форме: игровое экспериментирование, двигательные импровизации, творческие задания. Разнообразие двигательных игровых ситуаций и сюжетов позволяет расширить кругозор детей, помогает формировать целостную картину мира, что по большому счету и является главной целью познания. Активизируется мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчет мячей и пр., специальные упражнения на ориентировку в пространстве, подвижные игры и упражнении (имитация движений животных, труда взрослых, построение конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования, просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о спорте, спортсменах, здоровом образе жизни закрепляют знания об окружающем. («Познание»);
Проговаривание действий и называние упражнений, поощрение речевой активности детей в процессе двигательной деятельности, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культурой, а также двигательное воображение позволяет скорректировать самооценку, примерить разные роли, что повышает коммуникативную компетентность детей. (коммуникация)
Формирование интереса и потребности в чтении книг решается через игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок; через сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек («Чтение художественной литературы»);
Задачи образовательной области «Художественное творчество» решаются через
привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформления помещения; использование на занятиях физкультурой изготовленных детьми элементарных физкультурных пособий (флажки, картинки, мишени для метания, рисование мелом разметки для подвижных игр («Художественное творчество»);
Музыка обладает огромным эмоциональным потенциалом, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, организует коллектив. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений. В то же время можно говорить и об обратной связи : развитии у детей музыкальности, основных ее компонентов — эмоциональной отзывчивости, слуха. Ребенок посредством движения учится воспринимать музыку. («Музыка»).
Таким образом, система интеграции образовательных областей в ДОУ представляет собой совокупность разнообразных форм работы с детьми, способствующих формированию у них основ культуры здоровья.
Положительные результаты в здоровьесбережении дошкольников возможны только при совместной работе сотрудников ДОУ и родителей, понимании важности, значимости всех форм оздоровительной работы с детьми.