евгения гребенникова
«Активация и обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста через пересказ по средствам самостоятельной схематизации»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад №23 «Родничок»
Педагогический проект
«Активация и обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста через пересказ посредствам самостоятельной схематизации литературных текстов».
Старшая группа
Выполнила: воспитатель Гребенникова Е. Н.
Г. Бор 2013г.
Актуальность
Публикация «„Активация и обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста через пересказ по средствам самостоятельной схематизации“» размещена в разделах
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Компьютер широко вошел в нашу повседневную жизнь. Всю необходимую информацию дети черпают в Интернете. Они мало общаются, речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедная, малословная. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточного внимания всестороннему развитию своих детей. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение.
Поэтому целенаправленное формирование связанной речи имеет важнейшее значение.
Цель:
Развитие навыков связанного, последовательного переска с наглядной опорой в виде графических схем отображающих последовательность событий.
Задачи:
1. Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста.
2. Развитие навыков планирования пересказа (с опорой на наглядность).
3. Активизация и обогащение словарного запаса.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
Повысить качество пересказа детей по средствам умения рисовать опорные схемы для связанного, четкого пересказа.
Мониторинг:
- раскрытие темы по своим зарисовкам.
- самостоятельность.
- объем рассказа.
- смысловая целостность.
- воспроизведение текста через несколько дней.
Разработка проекта:
- Подобрать методическую и художественную литературу, плакаты, модели, дидактические игры, игровые приемы, речевые упражнения и др.
- Довести до сведения родителей важность этой проблемы.
- Открытое мероприятие для педагогов, родителей.
- Написать перспективный план мероприятий
Тип проекта: информационно-ориентированный
Вид проекта: комплексный, групповой
Участники: воспитатели, дети, родители, педагог-психолог, инструктор по ФК, музыкальный руководитель, учитель-логопед.
Долгосрочный: октябрь-апрель
Перспективное планирование:
Октябрь.
Изучение литературы.
1. Конференция, г. Саров 2009 г. Авт. Филиппова.
2.«Занятия по развитию речи в д/с» под редакцией О. С. Ушакова 2003 г.
3. Лебедева Л. В., Козин И. В., Кулакова Т. И. и др. «Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа» Учебно-методическое пособие. -М., Центр педагогического образования,2008 г.
4. Сидорчук Т. А., Лелюк С. В. «Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок» Методическое пособие. -М. :АРКТИ,2009г.
5. Т. М. Бондаренко. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет». -Воронеж: ТЦ «Учитель»,2004г.
6. Карпухина Н. А. «Конспекты занятий в д/с (Знакомство с окружающим миром. Художественная литература. Развитие речи)»
7. «Игровая деятельность на занятиях по развитию речи»./Автор-составитель О. И. Бочкарева. - Волгоград: ИТД «Корифей»,2008г.
8. «Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности» : Книга для воспитателей д/с. -М. : Просвещение. 2003г.
9. Комарова Т. С. «Обучение детей технике рисования» : Изд. 3-е переработана и дополнена. М. : ЭКСМО,2009г.
10. Копцева И. А. «Природа и художник». М. : ТЦ Сфера,2006г.
11. Лыкова И. А. «Изобразительная дея-ть в д/ с: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. -М. : «Карапуз-Дидактика», 2006.».
Составление перспективного плана проекта.
1. Подбор текстов для пересказа.
Ноябрь. Н. Сладков «Под водой».
Декабрь. Н. Калинина «Про снежный колобок».
Январь. Г. Скребицкий «Зимние забавы».
Февраль. С. Воронин «Барашек».
Март. К. Д. Ушинский «Пчелы на разведке».
Апрель. В. Бирюков «Поющий букет».
2. Составление, подбор графических схем, зарисовок к текстам: деревья, животные, элементы природы.
3. Речевые игры, упражнения.
«Кто летит (бежит, идет, прыгает)», «Запомни слова», «Кто внимательный», «Кто это?», «Телеграф», «Слова перевертыши», «Игра в хоккей», «В лесу», «Узнай цветок», «Одуванчики», «Придумай фразу», «Палочка-выручалочка», «Песенка стрекозы», Эхо», «Вьюга», «Лес шумит», «Мухи в паутине», «Пчелы собирают мед», «Жуки», «Цветы и пчелы», «НЕ ошибись», «Пчелы и комары», «Найди свой домик», «Выпал беленький снежок», «Бараны», «Сажи, что ему делать» и другие. (см. приложение 1).
4. Проведение 5-минуток по теме в непосредственно образовательной деятельности.
5. Организация предметно - развивающей среды по проекту.
- Подбор дидактических игр, упражнений.
по экологии- лото «Домашние и дикие животные», «К названию дерева беги», «Кто где живет», «Да - нет», «Кто летает, прыгает, плавает», «Сложи картинку» (цветы, животные, насекомые, деревья, времена года, «Загадай мы отгадаем».
по обогащению словаря - «Подбери действие», «Подбери признаки», «Краски осени», «Составь загадку – описание», «Кто лучше запомнил», «Один-много», «Скажи ласково», «Подбор признаков», «Мой - моя», «Наоборот», «Какие насекомые спрятались на картинке», «Четвертый лишний», «Найди цветы», «Куда спрятались насекомые», «Ассоциации», «Родственные слова».
Подвижные игры – речевые: «Соберем листья в корзинки», «Волк», «Зайки», «Мы веселые ребята», «Медведь и пчелы», «Кто где живет?», «Караси и щуки», «Ловля бабочек», «Хитрая лиса».(см. приложение3).
Игры на развитие психических процессов: «Рассматривание картин», «Вспомни, что было изображено на картине», «Найди, зачеркни», «Лабиринт», «Нарисуй…», «Четвертый лишний», «Собери картинку (открытку) из частей», «Будь внимательным», «Превращалки», «Домашние животные прячутся в дом», «Любимое животное», «Разноцветный зонт», «Разложи картинки в нужной последовательности» и другие.
- Подбор картинок по природе.
И. Левитан «Золотая осень», И. Левитан «Март», К. Юон «Волшебница зима», И. Айвазовский «Девятый вал», А. Пластов «Первый снег», И. Левитан «Весна. Большая вода», И. Грабарь «Февральская лазурь», И. Шишкин «Сосны освещенные солнцем», В. Поленов «Заросший пруд», А. Рылов «В голубом просторе», серии картинок (домашние животные, насекомые, цветы).
6. Художественная литература.
Рассказы- К. Ушинский «Четыре желания», Н. Носов «На горке», И. Бунин «Осень в чаще леса», М. Пришвин «Весна света и воды», В. Архангельская «Летят пушистые снежинки», О. Мариничева «Первоцветы», Т. Нуждина «Бабочка», «Комары», «Муравьи», В. Степанов «Летающий цветок».
Потешки, поговорки, пословицы, загадки (о животных, насекомых, цветах, явлениях природы,забавах).
Стихи – Е. Благинина «Осень», С. Есенин «Отговорила роща золотая», С. Михалков «Бараны»,Л. Чарская «Зима».
Беседы-«Правила друзей леса», «О снеге», «Как много интересного бывает зимой», «Весна», «Осень», «От чего луг разноцветный?», «Правила поведения на воде и на льду», «Насекомые».
7. Подбор занятий по изобразительной деятельности.
* Рисование по представлению «Деревья в лесу».
* Лепка декоративно-рельефная «Листья танцуют и превращаются в деревья».
* Рисование с натуры «Осенние листья».
* Аппликация из геометрических фигур разной величины «Наша ферма».
*Аппликация обрывная с элементами декоративного рисования «Золотые березы».
*Аппликация из бумаги с элементами рисования «Снеговики в шапочках и шарфах».
*Рисование с элементами аппликации «Белая береза под моим окном».
*Лепка сюжетная «Зимние забавы».
*Рисование сюжетное с элементами аппликации «Весело качусь я под гору в сугроб…».
*Лепка из бумажной массы (папье-маше) «Муравьишки в муравейнике».
*Рисование по замыслу «Фантастические цветы».
*Аппликация «Пчелы».
*Аппликация коллективная «Весенний букет» (Настенная открытка, этикет поздравлений).
*Аппликация с элементами рисования «Нежные подснежники».
*Аппликация коллективная «Цветы луговые» (панорамная композиция).
*Лепка «Мы на луг ходили, мы лужок слепили».
*Аппликация силуэтная симметричная «Нарядные бабочки».
8. Подбор музыкальных произведений по проекту.
«Во поле береза стояла» русская народная песня.
Э. Гайдин «Птичка».
А. Вивальди «Времена года».
К. Эйгес «В лесу».
Р. Шуман «Зимой»
П. Чайковский «Времена года» (ноябрь- «Осенняя песенка», декабрь-январь «Зимняя песенка», март- «Вальс цветов» (из балета «щелкунчик»).
Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля».
А. Лядов «Волшебное озеро».
Р. Щедрин «Золотые рыбки».
Т. Попатенко «Листопад» и др.
9. Работа по ФЭМП
- составление моделей (схем) с помощью счетных палочек (по образцу, по условию и др.)
- составление зарисовок (схем) с помощью геометрических фигур (по образцу, по условию и др.)
10. Взаимодействие с родителями.
- консультации:
«Как учить стихи дома».
«Учим ребенка правильно пересказывать».
«Артикуляционная гимнастика» - учитель – логопед.
«Связанная речь детей».
- папки передвижки.
«Игры по развитию речи».
«Игры и упражнения на развитие речевого дыхания»
«Особенности речевого развития детей 5-6 лет».
«Как научить ребенка пересказывать» (советы)
«Памятка по развитию связанной речи».
«Как заучить стихи».
- родительское собрание.
Тема: «Методика обучения детей дошкольного возраста пересказыванию».
- день открытых дверей (показ занятия в апреле по данной теме).
11. Взаимодействие с педагогами.
- взаимопосещения
- день открытых дверей (показ занятия в апреле по данной теме)
Выводы: благодаря проведённой работе, можно с уверенностью сказать, что стали успешно пересказывать текст, не только дети, которые запоминают текст на слух, но и те дети, которые лучше запоминают информацию зрительно.