Екатерина Котина
Акция «Сбережём воду» как средство формирования основ экологического сознания старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Акция «Сбережём воду». Как средство формирования основ
экологического сознания старших дошкольников».
Котина Екатерина Александровна, воспитатель,
БДОУ «Детский сад №181» г. о. Самара
Актуальность
Публикация «Акция „Сбережём воду“ как средство формирования основ экологического сознания старших дошкольников» размещена в разделах
- Акции для детей, участие в акциях
- Акция «День воды». Берегите воду!
- Вода. Все материалы по теме воды
- Старшая группа
- Экологические акции в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, т. к. становится ясно, что планируемое человеком производство материальных благ порой одновременно выступает и как непланируемое им производство губительных эффектов на природу, причем в таком масштабе, что это грозит полным уничтожением всего живого на Земле, включая и самого человека.
Формирование экологического сознания, экологической культуры – это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека под влиянием идеологии, политики, искусства, научных знаний, производственной практики, образования и просвещения. Началом формирования экологической направленности личности является дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго (а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека.
Тема экологического воспитания не нова, но нам необходимо с полной серьезностью отнестись к такому вопросу, так как эта проблема является общей для всего населения Земли: глобальное изменение климата, истощение природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды. Всё это создает непрерывно ухудшающую среду обитания человека, а как результат – разные болезни, от которых страдают взрослые и дети. Обретение экологической культуры, экологического сознания, мышления – это единственный выход из сложившейся ситуации.
Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. На сегодняшний день экология стала наукой, которая помогает людям выжить, создать окружающую среду пригодной для существования. Отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека.
Формирование начал экологической культуры :
- это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, а также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и зависимости здоровья, от состояния окружающей среды;
- это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
И именно формирование начал экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни воспитанников – одно из основных направлений образовательной деятельности в МБДОУ «Детский сад № 181» города Самары.
Формирование представлений об основах экологической культуры дошкольников происходит на примере экологически безопасного поведения человека в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды. И одним из ценностных методов, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, накоплению знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья, является участие в сбережение природы.
Детский возраст является началом формирования экологической направленности, именно в это время закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности. На мой взгляд, одной из основных задач дошкольного воспитания является формирование основ экологической культуры. Работа с семьей – это одно из главных условий, для воспитания экологической культуры. Только в совместной работе нам удастся решить главную задачу – это воспитание человека экологически грамотного.
Акция является актуальным способом, для того что бы привлечь и объединить всех участников образовательного процесса. Проведение Акции способствует успешной социализации, формированию коммуникативных навыков, расширению кругозора воспитанников по различным образовательным областям.
При подготовке и проведении акции создаются широкие возможности для взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса: воспитанниками и их родителями, педагогами, жителями микрорайона.
Ежегодно в нашем саду проводятся экологические акции, направленные на уборку, озеленение участка ДОУ, помощь птицам, акции посвященные чистоте улиц города. Педагоги, родители, и воспитанники нашей группы принимают активное участие в акциях.
Рядом с нашим дошкольным учреждением находится небольшой парк «Дубки», на территории которого есть озеро. За период с 2018 по 2020 года администрацией Кировского района было принято ряд мер по благоустройству территории парка и сохранению его водоема. Были разбиты пешеходные дорожки, с расставленными по периметру удобными лавочками, установлено освещение для вечернего время проведения. Высажены кустарники, деревья. Установлена игровая площадка. Озеро очищено и защищено приподнятыми над уровнем озера насыпными пешеходными дорожками. Парк - это то место, где все ребята нашего района любят проводить прогулки в любое время года.
22 марта, в преддверии Международного дня защиты водных ресурсов, среди старших дошкольников была организованна социально-значимая акция «Сбережём воду».
Главной целью нашей акции было привлечь внимание дошкольников и их семей к проблемам охраны источников воды в природе, а именно к охране озера в парке «Дубки».
Цель: привлечение внимания дошкольников и взрослых к проблемам охраны источников воды в природе.
Задачи:
1. Воспитывать бережное отношение к воде.
2. Развивать представление о значении воды в жизни человека и всего живого.
3. Расширить знания детей о круговороте воды в природе, болезни водоемов.
4. Стимулировать творческую активность детей и взрослых.
В рамках данной социальной акции с дошкольниками в группе проводились большая предварительная работа:
1. Чтение рассказов Н. А. Рыжовой «Жила-была река», «Как люди речку обидели», Н. Васильковой «О чем мечтает ручеек». Сказка Г. Х. Андерсена «Русалочка», сказка народов Сибири «Живая вода», сказка шорцев «Два ручья». Загадки и стихотворения о воде.
2. Игры «Какая бывает вода?», «Мыльные пузырьки», «Ловля рыбы», «Очистим водоем», «Ходят капельки по кругу», «Хорошо – плохо», «Кто быстрее перенесет воду из одного сосуда в другой», «Подводное плавание», «Спаси рыбку».
3. Опыты с водой.
4. Выпуск и распространение листовок с детьми «Вода – чудесный дар природы!».
5. Издание экологической газеты «Давайте беречь воду!».
6. Показ мультимедийной презентации «Роль воды в жизни человека».
Итоговым продуктом нашей социально-значимой акции был поход на озеро в парк. Среди населения района ребята раздавали листовки, рассказывали о правилах поведения в парке, отвечали на вопросы об охране водных ресурс нашего района.
В ходе проведения акции, дети приобрели социальный опыт взаимодействия в парке и группе, в семье и получили удовольствие от этого. Дети закрепили умение осуществлять поиск информации совместно с родителями на заданную тему из разных источников, научились проявлять инициативу. У детей появились энциклопедические знания, которыми они могут уверенно поделиться не только со сверстниками, но и со взрослыми, уверенно поддерживать беседу, отражать свои впечатления от наблюдений Дети стали осознанно, внимательнее относиться к природному богатству - воде, что стало отражается в их поведении (делают замечания по поводу открытого крана). Работа над экологической акцией способствовала развитию любознательности и познавательной мотивации, речевого общения, самостоятельности, эмоциональной раскрепощённости и радости общения.
Родители в ходе подготовки и реализации проекта приобрели опыт сотрудничества с педагогами и опыт взаимодействия со своим ребенком. Осознали важность своего участия в организации образовательной деятельности детей. В ходе акции родители отметили, что дети стали больше проявлять инициативы, активно рассказывать о том, что узнали нового, стали больше интересоваться познавательными фильмами, мультфильмами, книгами, журналами на экологическую тематику, обсуждать их со сверстниками и взрослыми.
Вся вышеперечисленная деятельность была направлена на становление начал экологической культуры детей, формирование у них осознанного, бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу, т. е. к развитию у детей экологического природоохранного сознания.
Экологическое воспитание в наше время вышло на первый план, и ему уделяют все больше внимания. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда – то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с младшего возраста!