Юлия Баширова
Родительское собрание «Адаптация ребенка к детскому саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Адаптация ребенка к детскому саду»
Цель: повышение компетентности родителей по подготовке ребенка к детскому саду, а также в период адаптации.
Основные вопросы:
- Что такое адаптация?
- Адаптация как процесс с позиции ребенка.
Публикация «Родительское собрание „Адаптация ребенка к детскому саду“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Родительские собрания
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Факторы, оказывающих влияние на ребенка в период адаптации.
Задачи:
- образовательная:
а) познакомить родителей с понятием “ адаптация”;
б) дать рекомендации родителям по подготовке ребенка к детскому саду.
- воспитательная:
а) показать различные способы и приемы в воспитании детей младшего дошкольного возраста.
- развивающая:
а) установление эмоционального контакта, партнерских отношений с родителями;
б) показать возможность доверительного отношения к работникам образовательного учреждения, уважительного отношения к друг другу.
- Что такое адаптация?
Это сложный процесс приспособления организма к новым условиям, который происходит на разных уровнях – физиологическом, социальном и конечно на психологическом.
- Адаптация как процесс с позиции ребенка.
Приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
- Участники процесса адаптации.
образовательное учреждение (воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, педагог ДПО, старший воспитатель, педагог-организатор)
семья (родители, бабушки, дедушки, братья, сестры и сам ребенок)
воспитанники старших групп (старшие братья и сестры, «добровольцы» - дети старшего дошкольного возраста).
- Этапы развития адаптации.
подготовительный
основной
заключительный
Продолжительность каждого этапа зависит от многих факторов, оказывающих влияние на ребенка.
- Степени адаптационного процесса.
легкая (2 – 3 недели)
средняя (1 месяц)
тяжелая (2 и более месяцев)
- Причины тяжелой адаптации к условиям детского сада.
Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада;
Отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков;
Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми;
Наличие у ребенка своеобразных привычек;
Патология психического развития.
- Факторы, влияющие на адаптацию.
возраст ребенка, его уровень психического и физического развития;
состояние здоровья;
характеристика нервной системы;
умение общаться с взрослыми и сверстниками;
темперамент ребенка;
количество детей и форма воспитания в семье;
сформированность предметной и игровой деятельности;
приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
другие биологические и социальные факторы.
- Оптимизация процесса адаптации.
взаимные установки семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.
возможность родителей посетить детский сад вместе с ребенком, чтобы посмотреть в каких условиях он будет находиться, знакомство малыша с детьми, возможность познакомиться с помещением группы, с местом прогулок и т. д.
знание особенностей развития и поведения детей, и при необходимости, внесение соответствующих корректив в форме совета и убеждения родителей.
пребывание детей на свежем воздухе в любое время года.
единство требований, приемов и методов воздействия.
- Объективные показатели окончания периода адаптации у детей.
глубокий сон;
хороший аппетит;
бодрое эмоциональное состояние;
полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;
соответствующая возрасту прибавка в весе.
- Советы родителям.
Разговаривайте с ребенком про детский сад : поговорите с ним, как со взрослым. Чаще гуляйте около Вашего будущего детского сада. Ребенок должен сам убедиться, что здесь спокойно и безопасно;
Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада : что, как и в какой последовательности, он будет там делать. Поговорите о трудностях, которые могут возникнуть у него в детском саду;
В период адаптации не отучайте малыша от вредных привычек – так вы осложните привыкание;
Выработайте единые требования к поведению ребенка с воспитателями – это облегчит ему привыкание к новым условиям;
Обязательно поиграйте с ребенком в детский сад. Замечательно, если с вами будут «играть» любимые игрушки;
Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по его первому требованию и так, как он хочет;
Научите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, в свою очередь, предлагать игрушки другим детям.
На первых порах постарайтесь уделять вашему малышу тройное внимание дома и на прогулках, напоминайте вечером ему о садике, о ребятах, о воспитательнице. Самое главное - не бойтесь слез ребенка, ведь он пока не может реагировать иначе!
Постарайтесь быть терпимыми в период адаптации ребенка к ДОУ, не жалейте времени на эмоционально-личностное общение с ребенком, поощряйте посещение детского сада ребенком.
Будьте спокойны и вежливы с ребенком и сотрудниками детского сада – ваше настроение передается малышу!
Раздача памяток для родителей.
Рекомендации родителям :
Предоставлять ребенку больше самостоятельности вне стен детского сада, избегать гиперопеки со своей стороны.
Вести себя так, чтобы ребенок почувствовал гордость родителей за него – ведь он уже такой большой, что может ходить в детский сад.
Первые несколько дней проводить ребенка не на весь день, а лишь на несколько часов, сначала в присутствии матери (так, чтобы она была рядом, но не занималась ребенком, а выполняла бы какую-то работу в группе или занималась в сторонке своим делом).
Не изменять резко привычный уклад жизни ребенка, оставляя его в детском саду сразу на 10 часов.
Первые дни приводить ребенка позже часов приема детей, чтобы они не видели процесса расставания детей с родителями и чужих слез.
Приводить ребенка в сад первое время кому-то одному из близких (папа, мама или бабушка).
Дублировать дома новые занятия, которые проводятся в детском саду и нравятся ребенку.
Не стесняйтесь рассказать воспитателю об индивидуальных особенностях своего ребенка, чтобы воспитателю было легче найти подход к вашему малышу.
Приложение 1
Памятка для родителей.
1. Постарайтесь максимально сблизить домашний режим с режимом детского сада.
2. Чаще гуляйте с ребёнком, знакомьте его с ровесниками, незнакомыми людьми.
3. Посещайте площадку ДОУ для прогулок.
4. Подберите ребёнку удобную для одевания и раздевания одежду, обувь. Для группы желательна одежда из хлопчатобумажных тканей.
5. Приучайте ребёнка проситься в туалет.
6. Приучайте ребёнка самостоятельно есть, одеваться и раздеваться.
7. Постепенно отучайте ребёнка от привычки сосать пустышку, пить молоко из бутылочки, сосать палец.
8. Постепенно приучайте ребёнка засыпать без укачивания, ношения на руках.
9. Принимайте травяные чаи: ромашка, календула.
10. Принимайте сырые фрукты, овощи, натуральные соки, кисломолочные продукты, железосодержащие продукты (гречневая каша, яблоки).
11. Максимально обеспечивайте ребёнку психологическую безопасность.
12. Если ребёнок ослаблен, обратитесь за консультацией к участковому детскому врачу.
Помните, что с началом посещения детского сада ребенок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребенку дома.
Приложение 2.
Рекомендации родителям по адаптации ребенка к детскому саду.
Уважаемые родители!
Для того, чтобы ваш ребенок легче адаптировался в нашем детском саду, привык к воспитателям, новым условиям жизни, режиму дня, нам необходимы ваша поддержка и сотрудничество. Для начала постарайтесь выполнять несколько простых правил:
Приводите ребенка в детский сад в одно и то же время (с 7.00 до 8.30)
К воспитателям обращайтесь по имени-отчеству.
Следите и дома за тем как ребенок моет руки (засучивая рукава, не разбрызгивая воду, правильно пользуясь мылом, не мочить одежду, насухо вытираться полотенцем.);
Следите как одевается и раздевается (давать это делать ему самому, в определенной последовательности, одежду складывать, вешать на стульчик, расстегивать - застегивать пуговицы); пить из чашки, есть хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом, правильно пользоваться ложкой, салфеткой; учить убирать игрушки самостоятельно и в определенное место.
Спокойное, внимательное отношение к ребенку дома в период адаптации – залог успеха!
Вовремя укладывайте ребенка спать вечером.
Проследите, чтобы одежда ребенка не была слишком велика или не сковывала его движений. В правильно подобранной одежде ребенок свободно двигается и меньше утомляется. Завязки и застежки должны быть расположены так, чтобы ребенок мог самостоятельно себя обслужить. Обувь должна быть легкой, теплой, точно соответствовать размеру ноги ребенка, легко сниматься и надеваться. Носовой платок необходим ребёнку как в помещении, так и на прогулке.
Чтобы избежать случаев травматизма, каждый день проверяйте содержимое карманов одежды ребенка на наличие опасных предметов. Запрещается приносить в детский сад острые, стеклянные предметы, а также мелкие бусинки, пуговицы, жевательные резинки, таблетки.
Не рекомендуется надевать на ребенка дорогие ювелирные украшения. Напоминаем, что в случае потери воспитатель не несет за них материальной ответственности.
Не обсуждайте при ребенке дома свои опасения, претензии и переживания по поводу детского сада, но обязательно поделитесь ими с воспитателем.
Главным для успешной адаптации являются ваш положительный настрой, соблюдение режима дня и рекомендаций педагогов.
Надеемся на плодотворное сотрудничество!
Тема: «Адаптация ребенка к детскому саду»
Цель: повышение компетентности родителей по подготовке ребенка к детскому саду, а также в период адаптации.
Основные вопросы:
- Что такое адаптация?
- Адаптация как процесс с позиции ребенка.
- Факторы, оказывающих влияние на ребенка в период адаптации.
Задачи:
- образовательная:
а) познакомить родителей с понятием “ адаптация”;
б) дать рекомендации родителям по подготовке ребенка к детскому саду.
- воспитательная:
а) показать различные способы и приемы в воспитании детей младшего дошкольного возраста.
- развивающая:
а) установление эмоционального контакта, партнерских отношений с родителями;
б) показать возможность доверительного отношения к работникам образовательного учреждения, уважительного отношения к друг другу.
- Что такое адаптация?
Это сложный процесс приспособления организма к новым условиям, который происходит на разных уровнях – физиологическом, социальном и конечно на психологическом.
- Адаптация как процесс с позиции ребенка.
Приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
- Участники процесса адаптации.
образовательное учреждение (воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, педагог ДПО, старший воспитатель, педагог-организатор)
семья (родители, бабушки, дедушки, братья, сестры и сам ребенок)
воспитанники старших групп (старшие братья и сестры, «добровольцы» - дети старшего дошкольного возраста).
- Этапы развития адаптации.
подготовительный
основной
заключительный
Продолжительность каждого этапа зависит от многих факторов, оказывающих влияние на ребенка.
- Степени адаптационного процесса.
легкая (2 – 3 недели)
средняя (1 месяц)
тяжелая (2 и более месяцев)
- Причины тяжелой адаптации к условиям детского сада.
Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада;
Отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков;
Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми;
Наличие у ребенка своеобразных привычек;
Патология психического развития.
- Факторы, влияющие на адаптацию.
возраст ребенка, его уровень психического и физического развития;
состояние здоровья;
характеристика нервной системы;
умение общаться с взрослыми и сверстниками;
темперамент ребенка;
количество детей и форма воспитания в семье;
сформированность предметной и игровой деятельности;
приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
другие биологические и социальные факторы.
- Оптимизация процесса адаптации.
взаимные установки семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.
возможность родителей посетить детский сад вместе с ребенком, чтобы посмотреть в каких условиях он будет находиться, знакомство малыша с детьми, возможность познакомиться с помещением группы, с местом прогулок и т. д.
знание особенностей развития и поведения детей, и при необходимости, внесение соответствующих корректив в форме совета и убеждения родителей.
пребывание детей на свежем воздухе в любое время года.
единство требований, приемов и методов воздействия.
- Объективные показатели окончания периода адаптации у детей.
глубокий сон;
хороший аппетит;
бодрое эмоциональное состояние;
полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;
соответствующая возрасту прибавка в весе.
- Советы родителям.
Разговаривайте с ребенком про детский сад : поговорите с ним, как со взрослым. Чаще гуляйте около Вашего будущего детского сада. Ребенок должен сам убедиться, что здесь спокойно и безопасно;
Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада : что, как и в какой последовательности, он будет там делать. Поговорите о трудностях, которые могут возникнуть у него в детском саду;
В период адаптации не отучайте малыша от вредных привычек – так вы осложните привыкание;
Выработайте единые требования к поведению ребенка с воспитателями – это облегчит ему привыкание к новым условиям;
Обязательно поиграйте с ребенком в детский сад. Замечательно, если с вами будут «играть» любимые игрушки;
Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по его первому требованию и так, как он хочет;
Научите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, в свою очередь, предлагать игрушки другим детям.
На первых порах постарайтесь уделять вашему малышу тройное внимание дома и на прогулках, напоминайте вечером ему о садике, о ребятах, о воспитательнице. Самое главное - не бойтесь слез ребенка, ведь он пока не может реагировать иначе!
Постарайтесь быть терпимыми в период адаптации ребенка к ДОУ, не жалейте времени на эмоционально-личностное общение с ребенком, поощряйте посещение детского сада ребенком.
Будьте спокойны и вежливы с ребенком и сотрудниками детского сада – ваше настроение передается малышу!
Раздача памяток для родителей.
Рекомендации родителям :
Предоставлять ребенку больше самостоятельности вне стен детского сада, избегать гиперопеки со своей стороны.
Вести себя так, чтобы ребенок почувствовал гордость родителей за него – ведь он уже такой большой, что может ходить в детский сад.
Первые несколько дней проводить ребенка не на весь день, а лишь на несколько часов, сначала в присутствии матери (так, чтобы она была рядом, но не занималась ребенком, а выполняла бы какую-то работу в группе или занималась в сторонке своим делом).
Не изменять резко привычный уклад жизни ребенка, оставляя его в детском саду сразу на 10 часов.
Первые дни приводить ребенка позже часов приема детей, чтобы они не видели процесса расставания детей с родителями и чужих слез.
Приводить ребенка в сад первое время кому-то одному из близких (папа, мама или бабушка).
Дублировать дома новые занятия, которые проводятся в детском саду и нравятся ребенку.
Не стесняйтесь рассказать воспитателю об индивидуальных особенностях своего ребенка, чтобы воспитателю было легче найти подход к вашему малышу.
Приложение 1
Памятка для родителей.
1. Постарайтесь максимально сблизить домашний режим с режимом детского сада.
2. Чаще гуляйте с ребёнком, знакомьте его с ровесниками, незнакомыми людьми.
3. Посещайте площадку ДОУ для прогулок.
4. Подберите ребёнку удобную для одевания и раздевания одежду, обувь. Для группы желательна одежда из хлопчатобумажных тканей.
5. Приучайте ребёнка проситься в туалет.
6. Приучайте ребёнка самостоятельно есть, одеваться и раздеваться.
7. Постепенно отучайте ребёнка от привычки сосать пустышку, пить молоко из бутылочки, сосать палец.
8. Постепенно приучайте ребёнка засыпать без укачивания, ношения на руках.
9. Принимайте травяные чаи: ромашка, календула.
10. Принимайте сырые фрукты, овощи, натуральные соки, кисломолочные продукты, железосодержащие продукты (гречневая каша, яблоки).
11. Максимально обеспечивайте ребёнку психологическую безопасность.
12. Если ребёнок ослаблен, обратитесь за консультацией к участковому детскому врачу.
Помните, что с началом посещения детского сада ребенок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребенку дома.
Приложение 2.
Рекомендации родителям по адаптации ребенка к детскому саду.
Уважаемые родители!
Для того, чтобы ваш ребенок легче адаптировался в нашем детском саду, привык к воспитателям, новым условиям жизни, режиму дня, нам необходимы ваша поддержка и сотрудничество. Для начала постарайтесь выполнять несколько простых правил:
Приводите ребенка в детский сад в одно и то же время (с 7.00 до 8.30)
К воспитателям обращайтесь по имени-отчеству.
Следите и дома за тем как ребенок моет руки (засучивая рукава, не разбрызгивая воду, правильно пользуясь мылом, не мочить одежду, насухо вытираться полотенцем.);
Следите как одевается и раздевается (давать это делать ему самому, в определенной последовательности, одежду складывать, вешать на стульчик, расстегивать - застегивать пуговицы); пить из чашки, есть хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом, правильно пользоваться ложкой, салфеткой; учить убирать игрушки самостоятельно и в определенное место.
Спокойное, внимательное отношение к ребенку дома в период адаптации – залог успеха!
Вовремя укладывайте ребенка спать вечером.
Проследите, чтобы одежда ребенка не была слишком велика или не сковывала его движений. В правильно подобранной одежде ребенок свободно двигается и меньше утомляется. Завязки и застежки должны быть расположены так, чтобы ребенок мог самостоятельно себя обслужить. Обувь должна быть легкой, теплой, точно соответствовать размеру ноги ребенка, легко сниматься и надеваться. Носовой платок необходим ребёнку как в помещении, так и на прогулке.
Чтобы избежать случаев травматизма, каждый день проверяйте содержимое карманов одежды ребенка на наличие опасных предметов. Запрещается приносить в детский сад острые, стеклянные предметы, а также мелкие бусинки, пуговицы, жевательные резинки, таблетки.
Не рекомендуется надевать на ребенка дорогие ювелирные украшения. Напоминаем, что в случае потери воспитатель не несет за них материальной ответственности.
Не обсуждайте при ребенке дома свои опасения, претензии и переживания по поводу детского сада, но обязательно поделитесь ими с воспитателем.
Главным для успешной адаптации являются ваш положительный настрой, соблюдение режима дня и рекомендаций педагогов.
Надеемся на плодотворное сотрудничество!