Оксана Шусть
Консультация «Адаптация детей в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
«АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ»
Адаптация детей в детском саду всегда была и остаётся психологически наиболее сложным периодом как для ребёнка и его родителей, так и для педагогов.
Публикация «Консультация „Адаптация детей в детском саду“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
Большинство детей начинают посещать детское учреждение в возрасте 2,5 – 3 года. Для некоторых из них переход от домашней обстановки, знакомых и любимых игрушек, близких взрослых даётся более или менее легко, и через 2 -3 месяца они привыкают к детскому саду. Для других же он превращается в трагедию, чреватую нарушениями поведения, резким ухудшением здоровья, постоянными дисфориями (пониженный эмоциональный фон, плохое настроение, а в дальнейшем даже ранней невротизацией, ведущей к появлению множественных психологических и неврологических нарушений.
Для любого ребёнка начало посещения детского сада – сильнейший стресс. Даже самый здоровый ребёнок растеряется, впервые попав в совершенно новую обстановку, где много незнакомых детей, некоторые из которых плачут; ходят чужие взрослые, которых надо слушаться: они дают есть незнакомую еду из чужих тарелок, кладут спать в незнакомую кроватку и нет любимой игрушки, с которой всегда засыпаешь дома.
Для любого педагога период, когда в группу приходит много новичков, является большим испытанием. Особенно важно в это время заложить основы благожелательных отношений между детьми в группе, создать предпосылки эмоционального комфорта для каждого ребёнка. Все дальнейшие задачи, связанные, например, с обучением, с самообслуживанием и т. д., являются вторичными, так как их реализация может быть возможна чуть позже, когда дети успокоятся и пойдут на контакт.
Работа с родителями детей, поступающих в детский сад, должна начинаться задолго до того, как они приведут ребёнка.
Воспитателю необходимо предупредить родителей об особенностях адаптации детей к новым условиям и попросить их обязательно рассказать о том, как ведёт себя ребёнок дома. Если малыша заранее приучили к режиму дня, который ждёт его в детском саду, если он умеет проситься в туалет, готов к непротёртой и разнообразной пище, умеет играть с игрушками, интересуется ими, способен хотя бы к кратковременному контакту с другими детьми, не боится их, доверяет воспитателю, то большинство проблем, связанных с адаптационным периодом, его минует. С ним будет легко и родителям, и педагогу.
Если же родители не подготовили ребёнка к дошкольному учреждению, если он имеет те или иные нарушения со стороны нервной системы, что, к сожалению, встречается всё чаще, или страдает хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, то его адаптация к детскому саду будет затруднена.
Воспитатель в первую очередь сталкивается с тем, что дети начавшие посещать детский сад, очень разные по своим умениям, уровню физического и психического развития. Кто-то пришёл в возрасте 2 лет и ещё плохо говорит, ходит в памперсах, не ест сам и не умеет играть, боится детей и пребывает в постоянной тоске по маме. Кто-то пришёл почти в 3 года и всё умеет, но не привык к детям, может толкнуть и ударить. Приходиться в сжатые сроки организовывать более или менее однородную группу, где все хотя бы понимают, что происходит вокруг и что от них требуется.
Наиболее легко приспосабливаются к детскому саду те дети, которые не боятся сверстников и взрослых, т. е. доступны контакту и умеют играть или хотя бы заниматься игрушками самостоятельно или с другими детьми.
С первых дней пребывания ребёнка в дошкольном учреждении педагог должен стараться обеспечить, прежде всего, психологический и физический комфорт для детей, смягчить трудности перехода от домашнего к общественному образу жизни.
Это определяет возможность решить самые заметные проблемы, которые возникают в первый месяц, когда адаптация детей к новым условиям доставляет им столько неприятных моментов.
Обращаться к детям раннего и младшего дошкольного возраста, которые только начали ходить в детский сад, надо, с одной стороны, индивидуально, по имени. Все непривычные детям действия надо проговаривать, объяснять, многократно повторять. Если дети понимают воспитателя – их легко обучить тем вещам, с которыми дома они не сталкивались или привыкли делать по-другому. Конечно, первостепенную важность сохраняет индивидуальный подход – надо помнить, кто что умеет, у кого какие затруднения.
Одновременно воспитатель старается обратить внимание детей друг на друга, добиться, чтобы они запомнили, как кого зовут, по возможности могли обращаться по имени друг к другу и воспитателю. Для этого существуют специальные игры, направленные на знакомство, запоминание имен, а также ритуалы приветствия и прощания с каждым ребёнком.
Постоянные повторения помогают детям быстро запомнить, как кого зовут, а игры (под руководством воспитателя) способствуют возникновению первых контактов, физических и игровых.
Большое внимание надо уделять руководству детской игрой, показывать простые действия с игрушками, доступные сюжеты, проигрывать их с разными игрушками. Постепенно дети начинают повторять их, дополнять, вносить изменения – возникают первые игры. А ребёнок, который в состоянии занять себя игрушками, находится в хорошем настроении, не плачет, легче входит в контакт, с другими детьми, сначала повторяя за ними те или иные действия, затем – общаясь уже вне игровых ситуаций.
Во многих детских садах в течении первой недели детей приводят не на полный день, а на несколько часов. И только после кратковременных визитов дети остаются без мамы, но ненадолго, а затем это время постепенно увеличивается. С десятого дня большинство детей остаётся на целый день.
Психологически очень важным моментом является то, что ребёнок понимает – никто не останется в детском саду навсегда, за всеми вечером приходят родители.
Есть дети, которым очень трудно кушать и спать в незнакомой обстановке. Может пройти несколько дней, прежде чем ребёнок согласится остаться в группе один, без мамы. Кровать такому ребёнку надо показать заранее, продемонстрировать, как другие ложатся, пообещать, что кровать его подождёт, а завтра он уже сможет спать на ней.
Наличие в группе и на прогулке посторонних – мам, бабушек – очень дезорганизует работу группы, поэтому количество и продолжительность их посещений лучше ограничить первой неделей. За эту неделю дети познакомятся с участком, группой, игрушками, будут знать в лицо своего воспитателя и нескольких сверстников – для начала этого достаточно.
Исходя из типичных для адаптационного периода сложностей со сном, аппетитом, нестабильностью гигиенических навыков и т. д. воспитателю и помощнику воспитателя важно максимально учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Если ребёнок плохо ест, недопустимо его кормить насильно и даже просто настаивать на «доедании» всей порции: в этом возрасте легко возникает и закрепляется невротическая рвота. Если не засыпает, надо дать игрушку, посидеть с ним, успокоить, разрешить не спать, а просто закрыть глазки и тихо полежать. Детей с неустойчивыми гигиеническими навыками следует чаще приглашать в туалет. Напоминать им об этом надо и на прогулке. Они должны иметь запас сменной одежды и белья. Обычно эти проблемы снимаются к концу первого месяца посещения детского сада, но после длительного отсутствия (из-за болезни) они могут ненадолго возникнуть вновь.
Если воспитатели и родители вместе доброжелательно, но твёрдо направят жизнь ребёнка в новое русло, никаких особых проблем (если он физически и психически здоров) не будет.
В особом положении оказываются дети 5 – 6 лет, которых отдают в детский сад сразу в подготовительную группу, «чтобы ребёнок привык к коллективу перед школой». С одной стороны, эти дети «взрослее», с ними легче войти в контакт, они умеют есть ложкой и не забудут зайти в туалет. Но с другой стороны, это «домашние» дети, привыкшие (и прочно привыкшие) быть в центре внимания семьи, одного или нескольких взрослых и зачастую совсем не умеющие общаться с большим количеством детей. Они устают от шума, плохо запоминают имена сверстников, не могут разобраться в их достаточно сложных взаимоотношениях и влиться в коллектив. Они не привыкли и не понимают «безличного» обращения: «Все собираемся в музыкальный зал!», стесняются обращаться к воспитателю по поводу своих трудностей или, наоборот, постоянно к нему пристают вместо того, чтобы брать пример с окружающих сверстников.
Основная беда таких детей заключается в том, что они не воспринимают себя как часть группы, им трудно присмотреться к другим детям и вести себя так же, они вообще часто не отличаются большой наблюдательностью по отношению к окружающим. Их социальная некомпетентность, усугубляемая стрессом, может сильно затруднить адаптационный период. Воспитатель может им помочь, учитывая все эти особенности. Такому ребёнку нужно всё показать и объяснить, как маленькому, в первое время желательно находиться в поле его зрения, особенно в ситуации, когда он может растеряться: когда все куда-то идут, а он не знает, куда; все достают из шкафов учебные материалы, а он забыл, где его вещи, и т. д.
Полезно советовать ему, обращаться за помощью к детям, но для этого надо сначала его с ними познакомить и увериться, что он их запомнил. Следует помнить, что некоторые дети этого сделать не смогут из-за застенчивости и страха перед сверстниками. Постепенно необходимо привлекать такого ребёнка к совместной деятельности, играм с правилами (в обычные в сюжетно-ролевые игры его могут не принять как новичка и тем самым нанести ему дополнительную травму).
Рекомендации по организации питания и сна остаются такими же, как для более маленьких детей : не перекармливать, разрешить в «тихий час» не спать, а спокойно лежать, желательно закрыв глаза.
Чтобы повысить самооценку и уверенность в себе у таких детей, их следует чаще хвалить. Особенно легко это делать на занятиях, так как зачастую они много знают, хорошо читают и считают. Привлекать же внимание к их ошибкам и неудачам пока не надо, хотя дети, пришедшие в этом возрасте в детский сад, чаще всего плохо рисуют, неуверенно пользуются ножницами, путают движения на физкультурных и музыкальных занятиях. Всем этим они скоро овладеют, а первое время все их силы будут уходить на то, чтобы просто привыкнуть к новым условиям.