Кристина Ванатова
Адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению посредством фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Ранний дошкольный возраст, это период быстрого формирования всех психофизиологических процессов ребенка. Своевременно начатое и правильное воспитание детей раннего возраста, является важным условием их полноценного развития, которое происходит на таком фоне, как повышенная ранимость организма и заболеваемость. Каждое новое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создать благоприятные условия для уютного пребывания ребёнка в детском саду. Я как воспитатель, всегда обеспокоена состояние маленьких детей, поступивших в детский сад. Как же помочь деткам привыкнуть? Чем их отвлечь от мыслей о маме, доме? Как показала практика, использование в этот период фольклорных форм песенок, потешек, приговорок, помогает: установить положительный контакт воспитателя и малыша; изменить в малыше отрицательные эмоции на положительные; подготовить ребёнка к жизни в обществе.
Публикация «Адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению посредством фольклора» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Темочки
Привыкнуть к детскому саду не так-то просто. Никто не может предсказать, какие по-следствия вызовет резкое превращение малыша из «домашнего» в «садиковского». Сложность привыкания организма к новым условиям высокая цена, которую платит малыш за достигаемые успехи, нужно определить необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к детскому саду. Недостаточная компетентность родителей и воспитателей в работе с детьми раннего возраста в период адаптации их к условиям детского сада обусловливается актуальностью темы. В этот период жизни важно создать для малыша положительный климат, при этом используя психофизические средства воздействия. Одним из таких уникальных психофизических средств воздействия является малый фольклор, с элементами театрализованной деятельности. Одним из элементов для легкого установления контакта с ребенком являются фольклор и театрализация. Фольклор является одним из главных средств, для пробуждения познавательной активности, самостоятельности и индивидуальности. Чаще всего через элементы фольклора мы доносим до ребенка свою нежность, любовь, веру в него. Такие методы способствуют скорейшей адаптации ребенка. Таким образом, фольклорные произведения для малышей несут в себе высшие гуманистические ценности.
Основная идея
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Поступление малыша в детский сад – очень сложный период в жизни ребёнка, и его ро-дителей. Физическое и психическое развитие малыша к новым режимным моментам дня, к воспитателям и ровесникам, зависит от того, как будет проходить «акклиматизация». Одной их первоначальных задач, стоящих перед сотрудниками ДОУ и родителями в период адаптации, является сохранение психического и физического здоровья детей. Мой опыт работы с детьми ясельного возраста продемонстрировал, насколько положительно влияет фольклор на психофизическое состояние ребенка в самый тяжелый период его адаптации к ДОУ. Использование фольклора в период адаптации ребенка в детском саду- это главная цель педагогического опыта, которая способствует повышению настроения ребенка.
Ребенок с удовольствием взаимодействует с взрослыми, устанавливает доверительные отношения, постепенно вовлекается в новую социальную среду. Правильно организованные постоянные воздействия на ребенка обеспечивают эмоциональный подъем в развитии личности и предотвращают срывы, кризисы.
Теоретическая база
Теоретической базой стали идеи ведущих отечественных психологов и педагогов, зани-мавшихся проблемой адаптации и влиянием фольклора на благоприятное прохождение адаптации детей раннего возраста. В педагогической практике важное значение имеет учет особенностей процесса адаптации ребенка к изменившимся условиям его жизни и деятельности при поступлении в ДОУ, при вхождении в новый коллектив. А. Н. Леонтьев утверждал: каждый человек в силу своих индивидуальных психологических особенностей имеет индивидуальные приспособительные механизмы, следовательно, свой тип адаптации». Это обуславливается тем, что жизненный опыт «маленького человека» еще невелик и приспособленность к новым условиям представляет определённую затрудненность. По мнению, педагогов - психологов эффективным средством являются фольклор, который благоприятствует знакомству, доверительным отношениям между воспитателем и ребенком и объединяют детей между собой. Народные произведения не имеют определенного текста, поэтому в каждую потешку или песенку можно внести что – то свое, созданное индивидуально для определенного ребенка в нужной ситуации. Практический подход, показывает, что каждому ребенку хочется услышать то, что придумано именно для него.
Технология опыта.
Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Целью моего опыта является - усовершенствование процесса адаптации детей раннего возраста к ДОУ. Я поставила перед собой задачу: использовать произведения устного народного творчества в режимных моментах дня. Для привлечения внимания ребенка к воспитателю, мне самой необходимо: выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовой к перевоплощениям, владеть актёрским мастерством.
Я подобрала такой материал :
Картотека пословиц и поговорок для раннего возраста детей;
Подготовлены консультации для родителей «Что и как читать маленькому ребёнку», «Сказки для малышей» и т. д.
Разработан проект на тему: ««Театрализованная деятельность в режимных моментах с использованием малых форм фольклора, в соответствии с ФГОС ДО». Эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста, реализовывается через театрализованную деятельность, которая соответствует современным требования к организации образовательного процесса ДО и формирует у детей культурные ценности, способствует развитию интеллектуальных, личностных и физических качеств.
Собран иллюстративный материал с фольклорными произведениями;
Разработано и проведено родительское собрание «Адаптация малышей к детскому саду по средствам фольклорного жанра».
Целью опыта моей работы явилась успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению.
Цель работы: развитие речи детей раннего возраста по средствам фольк-лорного жанра.
Для достижении поставленной цели, я установила следующие задачи:
Задачи:
- воспитывать положительное отношение маленьких детей в общении со взрослыми и сверстниками;
- формировать положительного отношения к режимным моментам.
- систематизировать фольклорный материал, используемый при организации педагогического процесса в период адаптации детей;
- обеспечить определенное взаимодействие с родителями в адаптационный период
Развитие слухового внимания, понимания речи, развитие
артикуляционного и слухового аппарата, звукоподражания, активизации словаря.
Воспитание интереса к художественной литературе.
Воспитание положительного отношения к режимным моментам, на основе устного на-родного творчества.
Данные задачи я решаю во всех видах деятельности: в процессе организации свободной деятельности, на занятиях, в играх, на прогулке в быту.
Для результативности поставленных задач в своей работе, я использую такие методы, как: анализ методический литературы, опыта коллег аналитический опыт, синтетический, сравнительный, исследовательский. К положительному результату, можно придти, только используя комплексный подход поставленных задач.
Фольклорный жанр, я используются на протяжении всего дня, во всех ре-жимных моментах. Одним из важных моментов для ребенка является встреча с воспитателем в утренние часы приема детей, в этот момент я встречаю деток с улыбкой, используя игрушки, присаживаясь к нему, чтобы мое лицо было на уровне лица ребенка, приветствую его, и приглашаю пройти в группу, используя фольклор :
Здравствуй, солнышко!
Как цветочек милый спал?
Как по мне ты скучал?
Сейчас на ручки возьму,
Прямо к сердцу прижму!
Такие прибаутки говорю деткам, приходящим в детский сад. Впервые дни привыкания ребенка к детскому саду, некоторым детям не правятся некоторые моменты: умывание, раздевание, усаживание на горшок. Для создания положительного климата на предстоящий режимный момент использую потешки, песенки. Так при умывании детей я, играючи с помощью кукол проговариваю:
От прозрачной водицы
Всё улыбками искрится!
От чистой-чистой водицы
Веселей цветы и птицы!
Танюша умывается,
Солнцу улыбается!
Правильно подобранная прибаутка помогает мне, во время приема пиши. Дети, которые плохо идут на контакт во время приема пиши, начинают кушать:
Ножками потопали:
Топ-топ-топ!
Ручками похлопали:
Хлоп-хлоп-хлоп!
Сели! Встали!
Снова Сели!
А потом всю кашу. Съели!
При одевании детей на прогулку проговариваю:
Маша варежку надела:
- Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал.
Маша варежку сняла:
- Поглядите, я нашла!
Ищешь, ищешь – и найдешь.
Здравствуй, пальчик! - Как живешь?
Дневной сон при укладывании детей :
Мы гуляли, мы гуляли
И немножечко устали.
Чтобы сна ещё набрать,
Надо нам чуть – чуть поспать.
Процесс пробуждения детей тоже сопровождает потешками, например:
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки —
Очень рады солнышку.
Фольклорный жанр, способствует приучению детей к порядку. Организацию детей на занятия и сами занятия также строю на основе фольклора и пальчиковой гимнастики.
Есть у нас игрушка:
Это – погремушка,
Это – толстый мишка,
Это – чудо-книжка,
Это – неваляшка,
Это – кукла Машка!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем снова проверять!
(Соединяем одинаковые пальчики рук.)
Дружат добрые зверята
В период адаптации есть детки, которые отказываются от участия в общих играх. С по-мощью потешки я, вызываю у ребенка желание двигаться, включиться в игру:
Ножки, ножки
Топ –топ –топ!
Ножки, ножки
Шлёп, шлёп, шлёп!
Раз шажок, два шажок,
Догони меня, дружок!
Или:
Скачет зайка маленький,
Около заваленки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай - ка.
Потешки, с помощью которых, сопровождаются игровые движения, явля-ются замеча-тельным посредником для установления контакта с ребенком. Проигрывая различные ситуации с помощью движений рук, тела, ребёнок освобождается от напряжения и беспокойства. Пальчиковые игры способствуют постоянству эмоционального состояния, что не маловажно для ребенка впервые дни адаптации.
Так же в период адаптации, я использую игры, по развитию мелкой моторики рук, которые так же способны снять напряжение, стабилизируют эмоциональное состояние малыша. Потешки, сопровождающие игру пальчиков, забавляют детей, вызывают у них радость. С помощью пальчиковых игр у ребенка не только развивается мелкая моторика, но и речь.
Родители обязаны принимать участие в воспитании и развитии детей, по этому, с этой целью для родителей предлагаются консультации и индивидуальные беседы, наглядный иллюстративный материал пальчиковой гимнастики, массажу пальцев рук в домашних условиях. Дети более восприимчивы к потешкам, в которых упоминаются имена или перечисляются члены семьи, например:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Ну а этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.
Ежедневное использование пальчиковых игр, помогает организовать детей, сосредоточить на другую деятельность. Детский фольклор позволяет не только облегчить процесс адаптации ребенка к детскому саду, но и способствует его дальнейшему психическому и физическому развитию.
Результативность опыта
Мною была проделана объемная работа по изучению темы» Адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению по средствам фольклора»
Пребывание детей в детском саду, должно быть интересным, незабываемым, насыщен-ным. Очень хочется, чтобы ребёнок полюбил свой детский сад, свою группу, своих первых воспитателей. Приходит все это тогда, когда, воспитатели с уважением относятся к детям, знают все их достоинства и способствуют их развитию. Чтобы выяснить результаты моей работы, я пользуюсь диагностической картой по развитию мелкой моторики рук и речи. Результаты которые я провожу на протяжении всего года показывают положительную динамику. Следовательно, используя полученные результаты, можно сообщить об эффективности использования фольклорных жанров в период адаптации детей к детскому саду, они благотворно влияют на эмоциональное и благополучное состояние детей, развитие мелкой моторики рук и развитие речи.
Подводя итоги результатов, можно сказать, что моя работа прошла успешно, так как наблюдается положительный рост показателей эмоционального благополучия детей в период адаптации. Я считаю, что выбранная методика адаптации детей к ДОУ является успешной, а условия создаваемые – благополучными.
Нужно сказать, что больше проблем с адаптацией возникает у деток ослабленных и часто болеющих, у поздних и единственных детей, у детей, привыкших к чрезмерному вниманию в семье, у детей с дефицитом общения и у чересчур подвижных (гиперактивных) детей, медлительных детей.
А. Н. Островский, выдающийся педагог и писатель XIX века, не без основания высказывал убеждение: «Родители в раннем детстве сеют то, плоды чего они собирают позже, в годы юности и начале зрелости».
Трудностями данного опыта - это родителей, которые мешают детям адаптироваться к детскому саду. Прежде всего, это конфликтные родители. Давно установленный факт, что дети дошкольного возраста непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что в дальнейшем осложняет его отношения со сверстниками и педагогами. Такие родители как правило, испытывают нетерпимость к чужому мнению, подозрительность и настороженность, агрессивность.
Еще одной особенностью характера родителей, является их необщительность. Неуверенность и нерешительность отличает детей таких родителей. Моя работа так же направлена на решение таких проблем.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Опыт работы по данной теме может представлять интерес для воспитателей младшего дошкольного возраста детских дошкольных учреждений, независимо от реализуемой программы.
Список литературы
1. Аверьянова, А. П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / А. П. Аверьянова. – М. : Мозаика-Синтез, 2001. – 135 с.
2. Азбука нравственного воспитания [Текст] : пособие для учителя / И. А. Каирова [и др. ]; под ред. О. С. Богдановой. – 2-е изд., стер. – М. : Просвещение, 1997. – 134 с.
3. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / Н. В. Алешина. – М. : Просвещение, 2008. – 67 с.
4. Алябьева, Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками [Текст] / Е. А. Алябьева. – М. : Вече, 2003. – 128 с.
5. Неганова Н. “Русский фольклор в жизни малышей”// Дошкольное воспитание, 1995 г. №9.
6. Никитина М. А. “Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьников” Минск, 1968 г. №11.
7. Новицкая М. “Фольклорная школа” // Дошкольное воспитание, 1993 г. №9.
8. Радина Е. И. “Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста” М., Просвещение, 1968 г.
9. Ревина И. “Дни, прожитые с детьми: Фольклор и авторская песня в жизни детей”// Дошкольное воспитание, 1997 г. №423.
10. Караковский, В. А. Воспитание? Воспитание: Воспитание! [Текст] / В. А. Караков-ский. – М. : Новая школа, 1996. –103 с.
11. Лямина Г. М. Воспитание детей раннего возраста. - М. : Просвещение, 1974. - 359с.
12. Морозова Е. Группа кратковременного пребывания: мой первый опыт сотрудничества с родителями // Дошкольное воспитание. - 2002. - №11. - С. 10-14.
13. Остроухова А. Успешная адаптация // Обруч. - 2000. - №3. - С. 16-18.
14. Павлова Л. Раннее детство : семья или общество? // Обруч. - 1999. - №2. - С. 17-22.
15. Педагогика раннего возраста. /Под ред. Г. Г. Григорьевой, Н. П. Кочетковой, Д. В. Сергеевой. - М., 1998. - 342с.