Наталья Маркова
Беседа с родителями «Адаптация рёбенка дошкольному учреждению»
▼ Скачать + Заказать документы
АДАПТАЦИЯ РЕБЁНКА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
Воспитание в дошкольном учреждении имеет много преимуществ перед воспитанием в семье, особенно если ребенок единственный. В школе и во всей дальнейшей жизни ребенку потребуется умение жить в коллективе, считаться с особенностями характера и поведения других людей, сдерживать свои эмоции и т. п.
Публикация «Беседа с родителями „Адаптация рёбенка дошкольному учреждению“» размещена в разделах
Дети, посещающие ясли – сад, с раннего возраста учатся самостоятельности, самообслуживанию, приобретают гигиенические навыки. При домашнем воспитании сложно организовать участие ребенка в развивающих играх, музыкальных занятиях, физическое воспитание. Не каждой семье под силу обеспечить правильный режим питания с полноценным набором пищевых продуктов. Кроме того, в детском саду постоянно следят за состоянием здоровья ребенка.
Проблема адаптации детей второго – третьего года жизни к условиям дошкольного учреждения очень актуальна. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. К сожалению, этот процесс протекает зачастую сложно и болезненно. Ребенок может отказываться от еды, сна, общения со сверстниками и взрослыми, у него появляются нежелательные для этого возраста привычки, от которых он уже избавился, например, снова сосать палец, грызть ногти.
Отчего же возникает такое поведение? Дело в том, что в период адаптации ребенка к новым условиям жизни происходит своеобразная ломка, переделка сформированных ранее динамических стереотипов, касающихся определенного режима: укладывания, кормления и т. д.
Динамические стереотипы возникают с первых месяцев жизни ребенка и, формируясь в условиях семьи, накладывают отпечаток на его поведение. Так, укладывая малыша спать, мама действует в определенной последовательности, и стоит ей сделать лишь первое движение, как он начинает зевать, закрывает глаза, т. е. реагирует на первый же раздражитель.
Стереотипы помогают ребенку действовать, не задумываясь.
Нужно отметить, что возникновение динамических стереотипов не всегда оправдано. Так, часто при поступлении в сад выясняется, что ребенок приучен засыпать дома только тогда, когда рядом ложится мама. Или, например, малыш был лишен возможности общаться со сверстниками, хотя потребность у него в этом была. И в саду у такого ребенка возникает множество проблем – ведь навык общения у него не сформирован.
Во многих семьях с детьми много играют, занимаются, но одни родители сажают при этом ребенка на колени, другие – за обеденный стол. Именно так привыкают малыши играть и общаться, именно этого он требует в детском саду.
Часто родители, несмотря на стремление ребенка сделать что – то самостоятельно, стараются помочь ему – так быстрее, меньше хлопот. В детском саду такой ребенок будет себя чувствовать беспомощным, не приспособленным к новым условиям.
Итак, при поступлении в детский сад, малыш не только расстается на длительный период с близкими людьми, но и оказывается в ситуации, в которой от него часто требуется другое поведение. Все это может вызвать сильный стресс в виде плача и даже заболеваний. Можно ли избежать этого? Может быть, стоит как можно дольше держать ребенка возле себя?
Конечно, забота и любовь родителей делают малыша более защищенным. Но ведь в жизни ему придется преодолевать множество психологических преград, а для этого нужно развивать у него инициативность и самостоятельность. Наблюдения показывают, что если дети 2-3 лет самостоятельно решают «проблемы», возникающие в игре, они готовы к решению реальных жизненных задач.
Таким образом, можно сказать, что для формирования адаптационных механизмов необходимо, с одной стороны, сочетание определённых механизмов, которые лежат в основе поведенческих реакций, ас другой – насыщенность жизни ребенка в эмоциональной, познавательной сферах, где особенно важно развитие инициативности, самостоятельности.
Совместные усилия родителей и воспитателей облегчают адаптацию детей. И все же первый месяц пребывания в детском саду – трудное время для ребенка. Он скучает по маме, испытывает даже страх. Детский сад для него дополнительная нагрузка: приходится рано вставать, не все получается так хорошо, как у других детей. Проблемой является и непривычная еда. Возникают и трудности при посещении туалета.
В первый день маме очень трудно оставить малыша, особенно когда он плачет. Однако расставание не следует затягивать, т. к. ребенок видит, что мама расстроена, и начинает себя жалеть. Мама должна скрыть свое волнение, пообещав вернуться и побыстрее уйти.
Как правило, ребенок не в состоянии выдержать пребывание в незнакомой обстановке в течение всего дня, поэтому в первую неделю (или две) необходимо забирать ребенка раньше.
Дома ребенок нуждается в тишине и спокойном, ласковом обращении. В период адаптации не надо ходить с ребенком в гости и принимать их у себя. Игры предпочтительны тихие, невозбуждающие.
Таким образом, адаптация – это сложный процесс, и все проблемы, которые возникают в период адаптации, должны решать все вместе: и родители, и воспитатели.