Приложение МААМ

Метод опосредованного воздействия на развитие речи, психическое развитие, общее оздоровление посредством пчелопродуктов.

Данная статья является кратким изложением опыта работы учителя-логопеда Маханевой Ольги Германовны по использованию нетрадиционных методов воздействия на детей-логопатов.

 

В процессе работы над данной темой автор представляла свои разработки на различных научно-практических мероприятиях: Круглый стол образовательных учреждений Северо - Кавказской железной дороги "Физическое развитие и оптимизация здоровья дошкольников и младших школьников", Научно - практическая конференция ПИ ЮФУ, принимала участие в съемке телевизионной программы "Деточки". На сегодняшний день опыт работы по теме обобщен и издан.

 

В разделе конспекты представлены разработки занятий, реализующих данный метод:


  

Метод опосредованного воздействия на развитие речи,  психическое развитие, общее оздоровление посредством пчелопродуктов.

Автор учитель – логопед Маханева Ольга Германовна

 

Когда рождается ребенок, то говорят, что родился человек. Развитие его биологических задатков и свойств характеризует процесс функционального  созревания и формирования человека в дальнейшем. Практика показывает, что не всегда есть условия для гармоничного развития личности. Наблюдается резкое увеличение новорожденных с отклонениями, недоразвитиями, снижением показателей нормы. При широком психолого–медико–педагогическом обследовании практически невозможно выявить ребенка с одним единственным отклонением или недоразвитием, а детей по всем параметрам имеющих резолюцию «здоров» или «соответствует возрастной  норме» просто не существует.

 

Итак, перед педагогами, все чаще предстает ребенок, имеющий «поломки» - отклонения от нормального состояния: нарушения  зрения,  слуха, осанки, речи, плохая  память, недостаточность мышления, дефицит внимания, зрительно – моторная дискоординация, гипервозбудимость и  двигательная расторможенность. Но какими бы ни были современные дети – они наше будущее. Их необходимо растить, обучать, воспитывать.

 

Направленность педагогического процесса в детском саду на всестороннее развитие личности ребенка является пропедевтикой положительной динамики школьного обучения и основополагающим условием для достижения преемственности в воспитании и обучении между детским садом и школой.

 

Формирование предпосылок успешного обучения происходит целенаправленно и систематически во всех видах деятельности: на занятиях, в игровой и самостоятельной деятельности. Положительный эмоциональный настрой, заинтересованность происходящим благоприятно влияют на усвоение информации ребенком, но, подбирая методику для проведения различных режимных моментов, особенно занятий,  хотелось бы  еще, чтобы она имела: коррекционно – компенсаторную направленность; комбинированность закрепления материала; систематический характер проведения; преобладание игровых приемов; наличие воспитательных целей и задач; наличие оздоровительных подходов, направленных на укрепление соматического здоровья.

 

В качестве такой методики опосредованного воздействия, особенно в процессе работы  с детьми – логопатами я предлагаю использовать программу «Школа маленьких пчел» целью которой является развитие мелкой моторики рук средствами апитерапии, а именно лепка забруса.

Апитерапиялечение продуктами пчеловодства – так называется одно из направлений в современной медицине.

 

Свойства меда

Свойства меда по достоинству оценили люди еще в древности. Как продукт питания эта сладость входит в рацион всех народов многие века. Мед уникален как медикамент, успешно выдержавший тысячелетнее испытание на безвредность.

 

В меде определяется более 300 веществ, благотворно влияющих на обменные процессы в организме:сахара: левулезы (фруктозы), глюкозы, 5 декстринов и сахарозы; протеины; минеральные вещества, соли органических кислот (яблочной, молочной, щавелевой, лимонной и винной); почти все известные в природе микроэлементы (железо, фосфор, магний, кальций, медь, сера, калий, кобальт, германий, золото и др.); в небольших количествах витамины (В1, В2, В3, В5, В6, Н, К, С, Е, РР, провитамин А); бактерицидные, противогрибковые, антидиобетические, гормональные, ароматические, красящие и другие вещества, некоторые биогенные стимуляторы, улучшающие деятельность организма.

 

Мед в питании и лечении детей

Мед в питании и лечении детей применяли еще древние греки. Доказано, что введение меда в рацион улучшает развитие ребенка, способствует укреплению зубов, вызывает увеличение гемоглобина и эритроцитов в крови, улучшает самочувствие, аппетит. Наличие меда в питании содействует усвоению кальция и магния, необходимых для укрепления скелета, благоприятно отражается на функции пищеварительного аппарата, оказывает успокаивающее действие при нервозности детей, улучшает их сон. Кроме того мед богат микроэлементами, антисептическими веществами, витаминами и т.д, имеет приятный вкус и аромат.

 

К почти забытым, но возрождаемым продуктам пчеловодства можно отнести забрус – это верхние крышечки сот, срезанные полоской с запечатанных медовых сотов. Забрус по своему составу превосходит обыкновенный воск, так, как в его состав входит секрет восковых желез пчел, прополис, цветочная пыльца и секрет слюнных желез.

 

Исследования американских ученых показали, что забрус является высокоэффективным средством при лечении бактериальных и вирусных путей, не вызывая аллергии и привыкания возбудителя болезни к этому природному продукту, что выгодно отличает его от обычных медикаментов.

 

Компоненты забруса улучшают обмен веществ в организме. благотворно влияют на кровообращение и мышечную работоспособность. Д. С. Джарвис, применявший забрус в своей медицинской практике, считал, что его жевание вызывает иммунитет к заболеваниям дыхательного тракта, который сохраняется в течении четырех лет.

 

Многие могут возразить: «А как же быть с аллергией на мед?» да, аллергия на продукты пчеловодства не редкость, но стоит несколько слов сказать в защиту чудодейственных даров пасеки:

  1. Аллергию могут вызывать недоброкачественные продукты (мед вырабатываемый из сахарного сиропа); пыльца растений, но не обязательно всех (реакция может быть на пыльцу гречихи, а, следовательно, на гречишный мед и полностью отсутствовать на пыльцу липы и липовый мед).
  2. В некоторых случаях, аллерген, вводимый в организм в небольших количествах, может (как прививка) способствовать выработке иммунитета против аллергена.

 

С одной стороны занятия в «Школе маленьких пчел» решают коррекционные, развивающие и воспитательные задачи, а с другой стороны  оздоровительные, благодаря целебным свойствам продуктов пчеловодства.

 

Коррекционно – развивающие задачи

Коррекционно – развивающие задачи: развитие мелкой моторики кистей рук; развитие общей моторики, четкости и скоординированности движений; развитие речевого дыхания; развитие фонематического слуха и умения правильно дифференцировать сходные по звучанию или артикуляции звуки; развитие умения четко артикулировать звуки речи изолированно, в слогах,  словах, чистоговорках, самостоятельной речи; работа над речевым ритмом; развитие силы голоса; развитие умения различать на слух и использовать в речи, как выразительное средство, высоту голоса; развитие языкового чутья - умение образовывать и изменять форму слов, согласовывать слова в предложении; обогащение и активизация словарного запаса; формирование зрительно – пространственных представлений; развитие психических процессов: внимание, память, мышление.

 

Воспитательные задачи

Воспитательные задачи: воспитание организованности, дисциплинированности; формирование познавательного интереса, наблюдательности; развитие способности к самооценке, самоконтролю; воспитание  любви к художественному слову, национальному фольклору.

 

Оздоровительные задачи

Оздоровительные задачи: используя целебные свойства продуктов пчеловодства, укреплять общее соматическое состояние, проводить профилактику острых респираторных заболеваний, способствовать быстрому заживлению ссадин, порезов, ушибов.

 

Прежде чем проводить занятия с детьми, проводится знакомство родителей с задачами курса, полезными свойствами пчелопродуктов. Далее с родителями и медицинским персоналом образовательного учреждения выявляются: уровень соматического здоровья детей группы, наличие аллергических заболеваний, в том числе наличие аллергических реакция на мед и пчелопродукты.

 

На занятиях «Школы маленьких пчел» я предлагаю с одной стороны новый подход к развитию моторики рук, с другой стороны это всем известные мероприятия, только немного в ином преподнесении:

С различными видами лепки дети знакомятся на занятиях по изобразительной деятельности – мы тоже лепим, но из забруса.

Пальчиковая гимнастика используется педагогами во всех видах деятельности – «в школе» добавляется главный герой – «медовый» шарик.

Частое проговаривание лексического материала – один из наиболее часто употребительных словесных методов в системе развития речи – на занятиях «маленьких пчел» к речеслуховому и речедвигательному анализаторам добавляется работа тактильного восприятия (о развитии которого было сказано выше).

А еще просодическая и  интонационная стороны речи.

 

Развитие психических процессов, влияние на эмоционально – волевую сферу детей логопатов, особенно имеющих органические поражения.

Зная о свойствах продуктов пчеловодства на этих занятиях неоспорим оздоровительный эффект.

 

Также оздоровительный эффект проявляется в самомассаже рефлекторных зон, расположенных на кистях рук, точечном закаливающем массаже по методу А. А. Уманской, самомассаже языка.

И последнее по порядку, но не по значению – эти занятия вкусные, это создает положительный настрой, а положительный настрой – лучший помощник в воспитательной работе.

 

Следующий этап работы – непосредственно занятия. Они проводятся по подгруппам 2 - 3 раза в неделю. Рекомендуемая продолжительность одного занятия 20 – 25 минут. Организовывать и проводить «уроки» «Школы маленьких пчел» могут: учителя – логопеды, воспитатели (как логопедических, так и массовых групп), учителя начальной школы. Так же такой подход к развитию и оздоровлению может быть интересен педагогам дополнительного образования, инструкторам ЛФК.

 

При  апробации этого метода опосредованного воздействия у детей отмечалось улучшение умения сосредотачиваться, концентрировать внимание, появилось желание делиться своими достижениями с товарищами, начали проявляться творческие  задатки при придумывании движений, в ответах на вопросы, при решении проблемных задач. Упражнения, направленные на развитие артикуляционного аппарата и просодической стороны  речи, помогали более качественно готовить базу для постановки нарушенных или непроизносимых звуков, более быстро и качественно проводить постановку звуков, автоматизировать, дифференцировать и вводить их в самостоятельную речь. Благодаря проведению занятий «Школы маленьких пчел» удалось увеличить количество лексического материала. Сказки и рассказы, составленные детьми на занятиях, дали хороший толчок для развития связной речи. Заучивание большого количества стихов наизусть благотворно сказалось на развитии памяти. Улучшилось состояние здоровья, снизилась заболеваемость в осеннее – зимний период… 

 

Список положительного влияния метода опосредованного воздействия  с использованием средств апитерапии в процессе работы с детьми, а особенно с детьми – логопатами может быть продолжен.

Призываю к диалогу тех, кто заинтересовался этой разработкой.

 

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД