"...Главный источник всех вывихов в поведении, всех нравственных неполадок - это та душевная пустота, которая образуется у людей, когда они становятся безучастными к окружающей их жизни, отходят в сторону, чувствуют себя в ней посторонними наблюдателями..."
С.Л.Рубинштейн.
Человек - порождение природы, он создан из плоти и крови, он дышит, он видит. Являясь частью ее, он не может избегнуть влияния природы на свое развитие. К сожалению быстрый рост науки и техники, утилитарный взгляд буквально на все, - способствовали формированию у человека антропоцентрического типа сознания, предполагающего потребительское отношение к природе. Все это привело нас к глобальному кризису окружающей среды.
Экологические проблемы стали центром научных исследований и средств массовой информации. Проблемы окружающей среды требуют разрешения, и единственным выходом из создавшегося положения является формирование личности с экоцентрическим типом экологического сознания.Эта работа должна вестись последовательно и целенаправленно, пока не появится новое поколение людей, для которых данный тип сознания станет основополагающим в их мировоззрении.
Началом формирования экологической направленности личности можно считать дошкольное детство, т.к. в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к природе, накапливаются яркие змоциональные впечатления. Психологии и педагогике известно психическое явление, когда происходит угасание возможностей эффективного развития, то есть, если развитием ребенка не заниматься в раннем и дошкольном возрасте, то в последующие годы эта работа окажется бесполезной, т. к. возможности эффективного развития будут утеряны навсегда. Еще в начале века Фрейд показал роль ранних впечатлений для формирования личности, заявив, что деформации, отклонения в раннем возрасте дают в будущем необратимые девиации поведения.
" В жизни много прекрасного... это цветы, яркие краски, благоухающие запахи, чарующие звуки. В жизни есть любовь и верность, дружба, игра, мечты. И разве это не замечательная цель - открывать детям всю красоту окружающего мира! Открывать без пафоса и нажима, просто так, из любви к детям и к миру. Необходимо открывать эту красоту как можно раньше, не опасаясь, что дети еще малы. Ранние впечатления, переживания и ощущения остаются в памяти на всю жизнь..."- говорил замечательный детский сказочник Отфрид Пройслер.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у детей осознанно - правильного отношения к природе, воспитание экологической ответственности и, как результат - формирование активной действенной позиции по отношению к природе, предполагающей развитие высших нравственных чувств - гуманизма и справедливости ( помочь, защитить, позаботиться )
Этические же представления тесно связаны с эстетическими, эмоционально - чувственными положительными и отрицательными переживаниями. Эмоциональный человек более активно воспринимает окружающее. А с умения понять другого начинается путь к добру и справедливости.
Очень важно формировать у детей именно положительное эмоционально - чувственное восприятие природы.Это поможет им стать не только созерцателем прекрасного, но и создавать его самим. Есть хорошая фраза: " КРАСОТА СПАСЕТ МИР ". В этих словах заключена великая правда, ибо научившись видеть, чувствовать, беречь и создавать красоту мы учимся беречь и создавать человека и его мир.
Предыдущие статьи: